Тема 1. Предмет экономической теории. Основы общественного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет экономической теории. Основы общественного производства



Рабочая тетрадь

По дисциплине «Экономика»

 

 

.

 

 

Нижневартовск

2020 г.


РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа в г в в б

 

1. В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:

а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;

б) как перераспределять блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ;

г) как решать проблемы избыточных потребностей.

2. Микроэкономика изучает:

а) рациональное поведение экономического субъекта;

б) рыночное ценообразование;

в) проблемы распределения ресурсов;

г) всё вышеперечисленное.

3. Макроэкономика – область экономической науки, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в экономике, взятой в целом;

г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.

4. Ограниченность ресурсов и благ – это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

г) характеристика командных систем.

5. На кривой производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается с:

а) ростом производства другого вида продукта;

б) сокращением производства другого вида продукта;

в) постоянным объёмом производства другого вида продукта;

г) возможен любой из вариантов.

 

 

Задачи

 

Задача 1

Построить кривую производственных возможностей фермера на основе следующих данных, представляющих возможности фермера при полном и наилучшем использовании ресурсов. Обозначьте оси графика.

                                                                                                                  Таблица 1

Морковь, ц. 70 60 50 40 30 20 10 0
Картофель, ц. 0 30 60 90 120 150 180 210

Задача 2

На производство 1 стола затрачивается столько же ресурсов, сколько и на производство 5 стульев. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует (см. табл. 2)?

Таблица 2

Продукт

А

Б

В

Г

Столы 5 7 6 5 8 7 7 9
Стулья 25 35 30 35 40 30 35 30

 

Можно произвести 1 стол или 5 стульев, т.е. производство 1 стола стоит 5 стульев, т.е. стол в 5 раз дороже, чем стул. Эту взаимосвязь: 1 стол = 5 стульев отражает вариант А.

Ответ: А.

 

ТЕМА 2. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

 

1. Дайте определение понятиям

 

1. Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

 

2. Рынок – это совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами.

 

3. Принцип «невидимой руки» Адама Смита – это равновесие на рынке, при котором идет регулирование спроса и предложения с помощью рыночных механизмов.

 

4. Рынок совершенной конкуренции – это идеальный рынок, где существует множество продавцов и покупателей, не способных своей деятельностью оказывать существенное влияние на его функционирование.

 

5. Рынок несовершенной конкуренции – это конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

 

6. Чистая монополия – это положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

 

7. Рынок монополистической конкуренции – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж.

 

8. Олигополия – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

 

9. Монопсония – это ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

 

10. Натуральное хозяйство – самодостаточный тип хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

 

11. Свобода выбора – экономическое поведение субъектов хозяйствования при выборе форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, профессии, способов распределения доходов, потребления материальных благ.

 

12. Централизованное планирование – способ координация экономической деятельности в экономике, в которой материальные ресурсы составляют государственную собственность.

 

13. Функции рынка – это роль рыночного механизма в экономике. Выделяют несколько основных функций: ценообразующая, информационная, стимулирующая, посредническая, санирующая.

 

14. Система рынков – единая совокупность множества рынков различного назначения.

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Сущность рынка и условия возникновения рыночной экономики

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов дяя владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Условия возникновения рынка

Первое условие – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность экономических агентов (обособленность хозяйственных субъектов). Все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности.

Третье условие – свобода предпринимательства. Институциональная система дополняет рынок. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений.

2. Система рынков

Система рынков – это единая совокупность множества рынков различного назначения.

В системе рынков достаточно определенно выделяются следу­ющие крупные отрасли:

- рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и не­продовольственные блага, рынок жилья и т.п.)

- рынок средств производства (здесь приобретаются веществен­ные факторы производства: оборудование, транспортные сред­ства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.)

- рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммуналь­ного и бытового обслуживания, финансовые и страховые опера­ции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги)

- рынок труда (для работодателей и наемных работников)

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в про­изводстве)

- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)

- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других докумен­тов, приносящих доход)

- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ­ствами)

- рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интел­лектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

3. Функции рынка

Ценообразующая – в результате взаимодействия на рынке спроса и предложения формируется цена, которая отражает полезность товара и издержки на его производство

Информационная – через рыночные цены покупателям и продавцам передается информация о конъюнктуре рынка, рыночных ожиданиях, инфляционных процессах.

Стимулирующая – рынок объективно побуждает производителей внедрять новейшие достижения НТП в производство, рационально использовать ресурсный потенциал, улучшать качество продукции с целью снижения совокупных издержек и получения максимальной прибыли

Посредническая – рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

Санирующая – используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

4. Оценка роли рыночной системы

Рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных форм организации общественного производства.

Вместе с тем оценка роли рыночной системы не может быть однозначной.

К аргументам в пользу рыночной системы относятся:

1) эффективное распределение ресурсов;

2) стимулирование научно-технического прогресса;

3) сочетание личных интересов с общественными, т.е. приближение цели фирмы к получению максимальной прибыли с целью общества по максимальному удовлетворению потребностей;

4) свобода выбора;

5) решение основных проблем экономики. Хотя рынок и не всесилен, но он способен решать эти проблемы: обеспечивать рост национального богатства, повышать эффективность общественного производства, улучшать качество продукции, способствовать повышению уровня жизни людей.

К аргументам против рыночной системы относятся:

1) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают;

2) неравномерное распределение дохода, расслоение на богатых и бедных;

3) неспособность рынка учесть «внешние эффекты», все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением отдельных товаров.

4) неспособность рынка обеспечить население «общественными товарами», такими как национальная оборона, система образования и здравоохранения для всех граждан, охрана общественного порядка, единая энергетическая система;

5) рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен, а значит, неспособна решить проблемы безработицы и инфляции.

Смысл экономической деятельности государства и состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, с которыми рынок не способен справиться.

5. Типы рыночных структур и их характеристика

Совершенная конкуренция – это идеальный тип рыночной структуры, которого практически не существует, в которой функционирует определенное количество мелких фирм, присутствует однородность товара, свободный вход на рынок и выход из него, доступ к информации является равным.

Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одно предприятие является поставщиком продукции, которая не имеет близких заменителей.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, в которой функционирует большое количество предприятий, выпускающих неоднородный продукт, который характеризуется свободным входом и выходом на рынок.

Олигополия – это рыночная структура, в которой функционирует несовершенная конкуренция и доминирует маленькое количество предприятий.

С точки зрения покупателей и их числа выделяются следующие типы:

- Олигопсония.

- Монопсония.

Монопсонией можно назвать ситуацию, в рамках которой доминирует лишь один покупатель и существует много продавцов. Ситуация такого рода неординарная и встречается редко.

Олигопсонией можно назвать ситуацию, когда существует несколько крупных покупателей, и в рамках своего статуса они диктуют рынку свои условия, в рамках олигопсонии рынок – конкурентный с также конкурентным множеством представленных на нем покупателей.

 

3. Тесты

 

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа а а в в а

1. Термин «свободные рынки» означает: рынки, на которых:

а) отсутствует вмешательство государства и действует невидимая рука;

б) правительство устанавливает цены на продукцию;

в) работодатели должны оплачивать труд не ниже минимальной зарплаты и осуществлять производство в соответствии с государственными нормами;

г) государство запрещает устанавливать цену на определённые товары выше определённого предела.

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначить любую цену на свой продукт;

б) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объёма выпуска, которая даст максимальную прибыль;

в) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.

3. На рынке монополистической конкуренции:

а) отдельный покупатель может влиять на цену продукции;

б) фирмы не пользуются рекламой;

в) товары отличаются по внешнему виду и условиям продажи;

г) производители имеют одинаковый доступ к информации.

4. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма.

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускают дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары.

Задачи

Задача 1

Заполните клеточки, характеризующие секторы смешанной экономики:

Секторы смешанной экономики
Общественный сектор
Частный (рыночный, коммерческий сектор)
Государственный сектор
Сектор домохозяйств

 

Задача 2

Впишите в клеточки структурные элементы теневой экономики и охарактеризуйте их. Приведите конкретные примеры.

Теневая экономика
Неформальная (серый рынок)
Скрытая экономика
Фиктивная экономика
Параллельная экономика
Криминальная экономика (черный рынок)

Скрытая экономика называют запрещенную, российским законодательством, экономическую деятельность работников «белой» экономики по месту их работы, которая приводит к тому, что создаются условия к тайному перераспределению раннее полученного дохода. Основными субъектами данного вида деятельности являются люди, находящиеся на руководящих должностях, так называемые «белые воротнички». Это и послужило тому, что этот вид теневой экономики получил название «беловоротничковой».

Основные характеристики "беловоротничковой экономики":

– лицами, совершающими данный вид преступности являются уважаемые представители делового общества, должностные лица и другие работники в управленческой сфере;

– прикрытием экономики считают легальную деятельность, которая осуществляется в управленческой и экономической сферах;

– "беловоротничковая" экономика считается, своего рода, преступлением, при совершении которого используются экономические методы и служебное положение;

– это вид экономической деятельности, которая проникает во все ее сферы, имеет высокий уровень подготовки;

– преступления в данной отрасли совершаются с помощью средств маскировки, к которым можно отнести: усовершенствованные технологии, средства телекоммуникации и компьютер.

«Неформальная экономика» или «серый рынок» – вид деятельности, который имеет законный характер, но масштабы, которой скрываются или занижаются субъектами хозяйствования. Примерами "неформальной" экономики могут быть: неофициальное трудоустройство на рабочее место, незарегистрированные ремонтные и строительные работы, проведения репетиторских занятий, аренда недвижимости без заключения арендного договора и т. д.

«Криминальная экономика» или «черный рынок» – это проведения определенных видов экономической деятельности, которая имеет строго запрещенный характер на любом экономическом уровне. К таким видам деятельности относится бизнес в сфере: наркотиков, контрабанды, рэкета и т.д.

Фиктивная экономика – это деятельность, которая связана, в основном, с коррупцией (предоставление льгот и субсидий с помощью коррупционных связей и др.).

 

Задачи

 

Задача 1

Предельная полезность первого съеденного гамбургера 5 ютилей, второго - 3, третьего 1.

Определить общую полезность одного, двух и трёх гамбургеров.

Решение:

Общая полезность (TU)= сумме величин предельной полезности (MU)

TU одного гамбургера=5 ютилей;

TU двух=5+3=8 ютилей;

TU трех = 5+3+1=9.

Ответ: 5:8;9.

 

Задача 2

У молодого человека имеется 1800 руб., предназначенных для покупки свитеров и рубашек. Цена свитера равна 400 руб., а рубашки – 200 руб. Сколько единиц каждого товара он должен купить, чтобы максимизировать полезность? Предельные полезности свитеров и рубашек представлены в таблице:

Таблица 4

Количество покупаемых товаров, шт. 1 2 3 4 5 6
Предельные полезности свитеров, ютилей 10 8 6 4 3 2
Предельные полезности рубашек, ютилей 8 7 6 5 4 3
MUсвит/Рсвит 0,025 0,02 0,015 0,01 0,008 0,005
MUруб/Рруб 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015

Решение:

правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

 

Где MU – предельная полезность товаров А и В, Р – их цена.

 

MUсвит/Рсвит = MU руб/Рруб

1.комбинация 1 свитер +4 Рубашек. Затраты 1*400+4*200 = 1200

2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5х*200 = 1800

3.комбинация 3 свитера + 6 рубашек. Затраты 3*400+6*200 = 2400

Подходит 2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2*400+5*200 = 1800 руб.

Полезность 2 свитеров 2*8=16 ютилей

полезность 5 рубашек 4*5=20 ютилей

Итого полезность –36 ютилей

 

Дайте определение понятиям

 

1. Предельный продукт – это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине...

 

2. Изокванта – это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

 

3. Изокоста – это кривая, изображающая сочетания затрат факторов производства, которые могут быть куплены на данную сумму

 

4. Равновесие производства означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.

 

5. Краткосрочный период производства – период времени, в течение которого увеличение объема производства возможно осуществить только за счет увеличения переменных издержек, и в течение которого невозможно заменить оборудование, иные основные средства.

 

6.Долгосрочный период производства – это период, в котором все факторы производства являются переменными; период, в течение которого фирма может менять все факторы производства.

 

7.Бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных в течение определённого периода времени факторов производства (экономических ресурсов) в фактических ценах их приобретения. Таким образом, бухгалтеры включают в издержки только явные (внешние) затраты фирмы.

 

8.Бухгалтерская прибыль – общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учету в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчетный период без учета расходов

 

9.Экономические издержки – выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах

 

10.Нормальная прибыль – уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.

 

11.Экономическая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца.

 

12.Постоянные издержки – это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства

 

13.Переменные издержки – это та часть издержек, которая меняется в зависимости от уровня выпуска продукции

 

14.Общие издержки – те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства

 

15.Средние издержки – издержки, взвешенные по объему производства, то есть издержки на единицу выпускаемой продукции

 

16.Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции

 

17.Общая выручка или валовой доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определённого количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц.

 

18.Предельная выручка или предельный доход также маржинальный доход, предельная выручка – дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

2.Узловые вопросы темы

 

1. Условия действия закона убывающей предельной производительности.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

2. Физический и моральный износ.

Физический износ – материальное изнашивание машин, оборудования, инструментов, сооружений и других средств труда в результате постепенной потери отдельными элементами своих технико-производственных качеств от нагрузок и влияния атмосферных условий (сырость).

Моральный износ – потеря средствами труда части стоимости из-за конструктивного строения. Причиной морального износа является научно-технический прогресс. Моральный износ бывает двух видов:

1. в производстве появляются точно такие же средства труда, но с более низкой стоимостью. В результате этого средства труда, приобретённые раньше, утрачивают свою первичную стоимость, т.к. на готовый продукт будет переноситься уже меньшая стоимость.

2. в производство внедряется принципиально новые средства труда, новая технология, что резко повышает производительность труда и на единицу продукции, будет переноситься меньшая величина стоимости основных фондов.

3. Факторы, влияющие на оптимальный размер предприятия

Оптимальным размером предприятия будет такой, который обеспечивает максимальные результаты при минимальных затратах.

К факторам, оказывающим влияние на выбор оптимального размера предприятия, относятся:

- объём спроса и характер выпускаемой продукции;

- размещение источников сырья и рынков сбыта;

- сроки строительства и освоения производственной мощности, эффективность инвестиций;

- интересы обороноспособности страны.

4. Причина живучести и размаха мелкого предпринимательства

Они действуют в отраслях с небольшим, минимально эффективным размером предприятия. Конкурентоспособными являются маленькая парикмахерская, небольшая семейная ферма, юридическая фирма, в которой работает один квалифицированный адвокат. У небольших фирм близки к нулю складские расходы (а в сфере услуг они отсутствуют). Они очень гибко приспосабливаются к изменяющейся рыночной ситуации, могут учесть индивидуальные особенности заказчика. Малый бизнес играет важную роль в развитии многих важных направлений научно-технического прогресса. Очень часто небольшие фирмы сотрудничают с крупными, например поставляют комплектующие изделия автомобильным заводам или тару фирмам по выпуску сложной аппаратуры.

Значительный экономический эффект дала получившая распространение на Западе система сотрудничества крупного и мелкого предпринимательства (франчайзинг). Она чаще всего встречается в торговле и сфере услуг. В этой системе крупная головная фирма предоставляет мелкой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, может выделять ей кредит на льготных условиях, оказывает консультационные услуги, услуги по рекламе, сдает в аренду оборудование.

Следует также учитывать, что в некоторых случаях географические границы рынка невелики и удовлетворять спрос на таком рынке могут только небольшие фирмы. Так, в небольшом населенном пункте нужды местного рынка удовлетворяют небольшая хлебопекарня, один парикмахер или один зубной врач. Мелкие фирмы играют значительную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.

5.Преимущества и недостатки крупных фирм. Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука —производство», т. е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

 

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т. е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.

6.Влияние объёма производства на величину средних и предельных издержек фирмы

Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще. Чтобы определить, следует ли увеличивать или уменьшать выпуск продукции, фирма пользуется предельными издержками.

Предельные издержки— это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Предельные издержки отражают изменения в издержках, которые повлечет за собой увеличение или уменьшение производства на одну единицу.

Сравнение средних и предельных издержек производства — важная информация для управления фирмой, определяющая оптимальные размеры производства. В точке В цена предложения совпадает со средними и предельными издержками. Эта точка означает равновесие фирмы. Это так называемое правило предельных и средних, согласно которому «предельные издержки должны равняться средним издержкам в том случае, когда величина средних издержек достигает своего минимума».

7.Правила минимизации издержек и максимизации прибыли и их взаимосвязь

Тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора даёт одинаковый прирост общего выпуска продукции. Это означает, что относительно более дорогой фактор производства замещается относительно более дешёвым. Так, если MPl/Pl >MPk/Pk, то минимизирует свои издержки путём замены капитала трудом. В ходе этой замены предельный продукт труда будет уменьшаться, а предельный продукт капитала – расти. Замена будет осуществляться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство предельных продуктов. И наоборот, если MPl/Pl<MPk/Pk, то фирме следует замещать труд капиталом.

 

Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли заключается в следующем: при достижении оптимальной комбинации факторов для любого объёма выпуска во внимание принимаются цены факторов и их предельная производительность. Условием максимизации прибыли (минимизации убытков) для фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде является соблюдение равенства P = MC, которое представляет собой соответствующий особенностям совершенно конкурентного рынка вариант общего для любых фирм условия максимизация прибыли MR = MC. При формулировке условий максимизации прибыли необходимо учитывать и такую величину, как предельный продукт фактора в денежном выражении, отражающий спрос на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Это связано с производным характером спроса на факторы.

 

Тесты

 

 Таблица для ответов

Номер теста 1 2 3 4 5
Вариант ответа б в г в г

1. Закон убывающей отдачи характеризует:

а) снижение объёма производства в промышленности России в 1992г.;

б) уменьшение прироста урожая при увеличении вносимых удобрений;

в) повышенный тариф оплаты сверхурочных работ;

г) рост урожая при увеличении удобрений на единицу площади земельного участка.

2. Период времени, в течение которого все факторы производства являются переменными, называется:

а) мгновенный;

б) краткосрочный;

в) долгосрочный;

г) все ответы правильны.

3. Наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»:

а) прибыль, получаемая фирмой при MR=MC;

б) прибыль, получаемая типичной фирмой в отрасли;

в) прибыль, получаемая самой эффективной фирмой в отрасли;

г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма оставалась в отрасли.

4. В точке минимальных средних издержек предельные издержки должны быть:

а) больше средних валовых издержек;

б) меньше средних валовых издержек;

в) равны средним валовым издержкам;

г) минимальными.

5. Экономическая прибыль будет равна нулю, если:

а) явные издержки будут равны неявным;

б) общая выручка будет равна явным издержкам;

в) общая выручка будет равна неявным издержкам;

г) общая выручка будет равна сумме явных и неявных издержек.

 

 

Задачи

 

Задача 1

Предприниматель открыл своё дело, имея стартовый капитал 25 тыс. ден. ед. За аренду здания он заплатил 40 тыс. ден. ед., в начале года в арендуемом здании пришлось выполнить ремонтные работы стоимостью 20 тыс. ден. ед. Наёмным работникам в течение года выплатили зарплату в сумме 45 тыс. ден. ед. Расходы на сырье, материалы и транспорт составили 30 тыс. ден. ед. Недостающую для покрытия расходов сумму денег предприниматель занял в банке сроком на год. Банковский процент по депозитам равен 12%, по кредитам 20%. Открывая своё дело, предприниматель уволился с работы, где его годовая зарплата составляла 18 тыс. ден. ед.

Определите:

1. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Решение:

Зная AFC и объем продаж найдем постоянные издержки FC.

Нам известно, что AFC = FC/Q.

Из этого следует, что FC=AFC*Q,  

FC = 24*5 = 120

Так как постоянные издержки не зависят от объема производства,   

заполняем весь столбец.

Пользуясь формулой AFC = FC/Q заполним третий столбец.

1.Бухгалтерские и экономические издержки.

Бух. издержки = 40+45+30+20+(40+45+30+20-25)*0,2=146

Эконом. издержки=146+18+(25*0,12)=167

2. Бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бух. прибыль = 146+3=149

Эконом. прибыль = 115+3=118

4. В таблице представлены отдельные сведения о затратах предприятия в краткосрочном периоде. Заполните таблицу.

Q AFC AVC ATC MC FC VC TC
0 0 0 0 0 120 0 120
1 120 18 138 18 120 20 138
2 60 19 79 20 120 38 158
3 40 18 58 16 120 54 174
4 30 17 47 14 120 68 188
5 24 16 40 12 120 80 200

AFC = AC*Q; AVC = VC/Q ATC = TC/Q

Q – объем продаж

FC=AFC*Q – постоянные издержки

VC = TC – FC – переменные издержки

TC=TFC+TVC – совокупные издержки

AVC = VC/Q – средние переменные издержки

AFC=ATC-AVC – средние постоянные издержки

ATC=TC/Q – средние совокупные издержки

ATC = AFC+AVC

MC= ΔTC/ ΔQ = (TC2-TC1)/(Q1-Q2)– предельные издержки

 

Зная средние постоянные издержки AFC и объем продаж Q найдем

постоянные издержки FC.

Нам известно, что AFC = FC/Q.

Из этого следует, что FC=AFC*Q,  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.278 с.)