Диагностика мотивационно – потребности сферы в младшем школьном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика мотивационно – потребности сферы в младшем школьном возрасте.



Диагностика №1. «Рамочка для фотографии».

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.

Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

Диагностика №2. «Градусник».

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38,39, 40, 41 градус.(запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них безусловно появится при названии этого предмета. Например: русский язык -39, математика -36,6 т.д.

Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Диагностика №3. «Краски».

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся- раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика №4. «Фотографии».

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли «фотографов»- сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Диагностика № 5. «Недописанный тезис».

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

1. Я считаю, что я...

2. Главное в моей жизни —это...

3. Мне хорошо, когда...

4. Мне плохо, когда...

5. Мне нравится, когда взрослые...

6. Мне не нравится, когда взрослые...

7. В свободное время я...

8. Самая большая радость моей жизни...

9. Самая моя большая ошибка...

10. Иногда мне хочется...

 

 

Диагностика № 8. «Готовность к саморазвитию».

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

3. Я всегда уверен в своих силах.

4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.

8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно себя воспитывать.

12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ: 1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-).

Результат:

Хочу знать о себе - баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 9. «Сочинение».

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам: «Ода моему классу», «Мой класс через 5 лет», «Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс», «Удивительные истории моего класса», «Болезни роста нашего класса».

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру: «Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе», «Письмо самому себе», «Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной, и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие: «Мои осенние размышления», «Привет самому себе из сентября 2002 года», «Год 2013. Мои поиски истины», «Мои взлеты и падения».

Диагностика №10. «Полемика с самим собой».

Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина — это свобода.

Дисциплина — это неволя.

Учит жизни не книга, а опыт.

Учит жизни не опыт, а книга.

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день, отдавая себе отчет, что и как сделано.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

 

Диагностика №12. «Ассоциативный ряд».

Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 — 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием. Например: любовь - радость - родители - единение - тепло - удовольствие - праздник - подарок - чувство - глупость - мужество - взаимность - эйфория - безопасный секс - кольца - дети - свет - романтика - переживание - наслаждение.

Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка

Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

Методика "Цветик - семицветик"

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик - семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик - семицветик". Возможен просмотр мульти- диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик - семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку

Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

Методика "Кем быть?"

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

Методика «Мой герой»

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа

3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как.

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

 Методика "Выбор"

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Представь себе, что ты заработал (тебе дали)... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или

Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

 Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

9. Методика "Паровозик"

Диагностирующий материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий - основные; фиолетовый, серый коричневый, черный - дополнительные). Вагончики беспорядочно расположены на белом фоне.

Цель: Определение позитивного и негативного психического состояния ребенка.

Ребенку предлагалось построить "волшебный поезд" из разноцветных вагончиков. Сначала нужно выбрать самый красивый. Потом самый красивый из тех, которые остались и тому подобное.

Фиксируются: позиция цвета вагончика, высказывания ребенка.

Обработка результатов проводилась следующим образом: один балл присваивается если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую. Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую позицию; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий на восьмую. Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончики поставлены на первую позицию; синей - на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

По результатам исследований М. Люшера установлено такое значение цветов: красный - жизненная сила, драйв; желтый - несдержанность, экспрессивность, релаксация, зеленый - "легко ослабленное напряжение", "контроль", синий, - выдержанность, сенситивнисть, фиолетовый - идентификация, коричневый - чувственность, защищенность, серый - незадействованность, черный - отказ, подавленность, кумуляция (накопление) чувств.

Если любой из основных цветов оказывается на одном из 3-х последних мест, это свидетельствует о наличии тревоги, вызванной неудовлетворением субъективно-значимых потребностей.

Учитывая высокую достоверность ошибочных интерпретаций непосредственно по критериям М. Люшера в этом возрасте, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные, а фиолетовый коричневый, серый и черный - как эмоционально-негативные.

О характере тревоги говорит цвет, который находится на одном из последних мест, а об ее выраженности - его положении (6-я, 7-я, 8-я позиции ряда).

Наличие тревог побуждает к выработке компенсаций, характер которых устанавливается по цвету, который занимает 1-ю позицию в ряде цветных преимуществ.

Конфликты диагностируются также в случаях, когда на первых 3-х позициях ряда цветных преимуществ находятся дополнительные цвета.

С каждым ребенком было проведено по 4 серии индивидуальных опытов.

В первой серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка утром во время его прихода в школу.

Во второй серии исследовалось эмоциональное состояние ребенка во время режимных моментов и занятий, в которых ребенок выполнял указания взрослого.

В третьей серии выявляли эмоциональное состояние детей во время совместной игровой деятельности и прогулки.

В четвертой серии исследовалось эмоциональное состояние детей перед возвращением домой.

Психическое состояние ребенка оценивалось как позитивное, если сумма баллов не превышала - 3.

При 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7-9 баллов - как НПС средней степени;

Больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Рядом с полученными индивидуальными результатами можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.

Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делящаяся на количество детей и умножающаяся на 100%.

70% и выше - высокая ступень благоприятности психологического климата (с БПК);

42-69% - средняя с БПК;

26-41,9% - незначительная с БПК;

0 0 к 25% - начальная ступней не благоприятности психологического климата (с НПК);

1 к - 25% - средняя с НПК;

26% и ниже - сильная с НПК.

 

Задание 5. Анализ урока по праву/обществознанию.

5.1. Просмотрите один урок, подготовленных педагогами – участниками конкурса «Учитель года России» (сайтhttps://teacherofrussia.edu.ru/, видеоматериалы размещены в разделе Архив, далее Медиатека, видео). Прослушайте самоанализ, который следует за уроком.

5.2. Проведите анализ урока, заполнив соответствующие графы в таблице. Сделайте вывод об уровне проведения мероприятия, выделив достоинства и зоны улучшения. Внесите свои предложения по совершенствованию деятельности педагогов.

 

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

 

  Этапы анализа Количество баллов
1 Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?  
2 Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.  
3 Какие способы мотивации применяет педагог?  
4 Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?
  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.
 
5 Содержание урока
  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
 
6 Методика проведения урока
  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.
 
7 Психологические моменты в организации урока
  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?
 

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

 

После анализа урока по праву/обществознанию сделать качественный вывод/дать рекомендации (до 20 предложений).

 

       Вывод: Не упускать из виду постоянный контроль времени на уроке. Сворачивать своевременно затянувшееся обсуждение, предлагая подумать над этим вопросом дома самостоятельно. Строго соблюдать структуру урока, не упускать рефлексию и оценивание, ставить объективную оценку, кратко ее обосновывая.

 
       Разнообразить методы и приемы обучения, использовать наглядность – схемы, таблицы, как составленные учителем, так и учащимися, фрагменты материалов из СМИ, интернет.

       Использовать разные формы организации работы обучающихся – работу в парах, в группах, использовать учебник для организации самостоятельной работы.
       Больше самостоятельной работы, ребята старшего школьного возраста имеют соответствующие навыки. Знания, добытые самостоятельно, усваиваются прочнее.
       Использовать на уроке разные источники информации – словари, справочный материал, интернет. Учить работать с ними.

 

Критерии оценки для ответа студента на задание:

Высокий уровень: задание выполнено в полном объеме: раскрыто понятие «внеурочная деятельность» с ссылкой на изученную литературу или нормативный документ, выражена собственная позиция при обосновании значимости внеурочной деятельности в образовательном процессе, представлены обоснованные выводы на основе анализа внеурочного мероприятия и конкретные предложения по совершенствованию деятельности педагога.

Средний уровень: задание выполнено частично: раскрыто понятие «внеурочная деятельность» с ссылкой на изученную литературу или нормативный документ, представлено обоснование значимости внеурочной деятельности в образовательном процессе, сформулирован вывод на основе анализа внеурочного мероприятия.

Низкий уровень: задание выполнено частично: не выполнен один из пунктов задания, в работе используются неправомерные заимствования, не сформулирован вывод по итогам анализа внеурочного мероприятия.

Задание 6. Разработка внеурочного мероприятия.

6.1. Дайте определение понятия «внеурочная деятельность» со ссылкой на литературу (нормативный документ).

       Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая часть образовательного процесса в школе,которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

  Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

       Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

ссылка на литературу https://nsportal.ru

 

6.2. Каково значение внеурочной деятельности в образовательном процессе с учетом требований ФГОС основного общего (среднего общего) образования?

       Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, они ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

       Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС.


       Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

           

Задачи внеурочной деятельности:

ü изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;

ü определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;

ü отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

ü проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,

ü определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

ü теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

ü определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

ü разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

ü овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;

ü эффективно использовать имеющуюся в школе чебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

 

6.3. Разработайте мероприятие с целью повышения правовой грамотности несовершеннолетних/обучающихся/субъектов образовательных отношений. Результаты оформить в виде конспекта и презентации (до 10 слайдов).

Аннотация

Как сказал В. Гюго – «Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого». Однако не все граждане нашего государства знают эти четкие границы, более того, многие не просвещены о своих правах и свободах, провозглашенных в Конституции РФ. За годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех россиян и составляют фундамент будущего нашей страны.

Развитие правового государства и формирование гражданского общества требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие ценности и принципы жизни, как приоритет человека, его права и свобода, обеспечение надежной защищенности интересов.

Формирование человека начинается с раннего детства, так как именно в детстве закладываются основы знаний, норм морали, убеждений, привычек, потребностей личности. В современном мире серьезно обостряются проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. К сожалению преступность «молодеет», так как несформированная правовая культура, а зачастую незнание закона – основная причина правонарушений. 

Изучение проблем правонарушений должно начинаться именно с преступности несовершеннолетних, поскольку она по этическим причинам имеет чрезвычайно важное значение для любого общества, не только для нашего. Можно сказать, что состояние преступности несовершеннолетних определяет нравственный уровень и облик общества. Преступность несовершеннолетних, ее динамика и структура едва ли не в определяющей степени характеризуют уровень развития общества, его нравственности и социальной зрелости. И, конечно, влияют на социальную, экономическую и политическую обстановку в стране. Для постановки цели и задач, приведем статистические данные, по количеству правонарушений студентами 1 и 2 курсов (несовершеннолетними студентами), техникума.

 

 

Рисунок 1 – Количество правонарушений

По данным, приведенным на рисунке 1, можно сделать вывод, что в среднем 96% правонарушений совершают несовершеннолетние.

Повышение правовой грамотности студентов техникум для изменения ситуации по правонарушениям среди несовершеннолетних студентов – это важнейшая задача. Только изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого несовершеннолетнего гражданина создаёт возможность для формирования правовой личности в правовом государстве.

 

 

Целевое назначение и задачи

Целевая аудитория данного проекта – несовершеннолетние студенты. 

Цель проекта: повышение уровня правовой культуры среди студентов 1-2 курсов, формирование правовых знаний.А также формирование у студентов чувства гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Задачи:

1. Выявить уровень правовой компетентности студентов 1 и 2 курсов

2. Вовлечь студентов «группы риска» в деятельность, направленную на повышение правовой грамотности

3. Разработать информационные листовки и провести лекции для формирования правовой грамотности.

 

 

Этапы реализации проекта

Задачи Направления деятельности Основные виды деятельности Результаты
Выявить уровень правовой компетентности студентов 1 и 2 курсов Тестирование (приложение 1) 1. Тестирование студентов 1-2 курса, на определение правовой грамотности (18.10.2017г.). 2. Повторное тестирование студентов 1-2 курса, на определение уровня правовой грамотности (23.10.2018г.). Выявление уровня знаний по правовой грамотности. Положительная динамика уровня знаний по правовой грамотности.
Вовлечь студентов «группы риска» в деятельность, направленную на повышение правовой грамотности 1. Разработать план мероприятий по правовому воспитанию (приложение 2). 2. Показать студентам, воспитывающие видеоролики, провести тематические внеклассные мероприятия. 1. Мероприятия по правовому воспитанию студентов при участии социального педагога, классных руководителей, заместителя директора по ВР, педагога-психолога. 2. Подборка воспитывающих видеороликов, организация и проведение тематических внеклассных мероприятий. Повышение уровня правовой грамотности. Снижение правонарушений среди несовершеннолетних студентов.
Разработать информационные листовки и провести лекции для формирования правовой грамотности 1. Информационно-познавательные листовки (приложение 3). 2. Правовой ликбез «Незнание закона не освобождает от ответственности» (приложение 4) 1. Разработка информационно-познавательных листовок об ответственности несовершеннолетних по УК РФ и распространение среди студентов 1-2 курсов. 2. Провести правовой ликбез по статьям Конституции, Уголовного и Административного кодекса РФ. Листовки для формирования правовой грамотности Восполнение пробелов о правах и обязанностях несовершеннолетних; формирование осознания о необходимости жить в правовом поле.

 

 

Для выявления масштабов проблемы, нами принято решение провести тестирование, среди студентов 1-2 курсов.

Данное тестирование поможет нам определить уровень знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей, а так же определить ту область, в которой имеются «пробелы».

В общей сложности на вопросы ответили 186 студентов.

       Обработка результатов проходила следующим образом:

- Каждый ответ «а» оценивается в 3 балла, ответ «б» - 0, «в» - 1 балл (суммируйте баллы).

- Интерпретация результатов следующая:

0-20 баллов - низкий уровень;

21-49 баллов - средний уровень;

50-60 баллов - высокий уровень.

Результаты таковы:

 

1. Высокий уровень правовой грамотности у 6 несовершеннолетних, это 2% от общего количества тестируемых;

2. Средний уровень правовой грамотности имеют 159 несовершеннолетних, это 86% от общего количества тестируемых;

3. Низкий уровень правовой грамотности у 21 несовершеннолетнего, что составило 12% от общего количества тестируемых.

Так же, хотелось бы выделить ответы на некоторые тестовые вопросы.

На вопрос «Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?», студенты ответили следующим образом:

- 20% несовершеннолетних ответили, что часто беседуют на тему правовой грамотности;

- 22% - никогда не беседовали на данную тему;

- с 58% родители иногда проводят соответствующую беседу.

На вопрос «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?», студенты ответили следующим образом:

- 27% ответили, что возможно совершили бы правонарушения;

- 49% никогда не совершили бы правонарушения;

- 24% несовершеннолетних затруднились ответить на данный вопрос.

Студентам было предложено перечислить основные права человека, гарантированные Конституцией. С данным заданием справился 51% тестируемых, а 49% - не смогли перечислить основные права человека.

Ресурсное обеспечение проекта

 

1.Информационные ресурсы: информация, полученная участниками проекта в ходе исследования и бесед, тестирование, Интернет - ресурсы.

2. Кадровые ресурсы:педагоги и студенты (1-2 курс) техникума, социальный педагог.

3. Материально – технические ресурсы: кабинет с медиапроектором, видеоролики по соответствующей тематике, листовки, материал для проведения ликбеза (лекционный материал и презентация), бланк тестового задания, доступ к сети интернет в домашних условиях.

Определение ресурсов для реализации проекта необходимо для того, чтобы участники проекта:

- знали, где и как самостоятельно искать необходимую для решения возникших проблем информацию;

- умели определять потенциальный источник информации (СМИ, законодательные акты, работник администрации и т.п.);

- самост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.167 с.)