Основные формы, функции и характеристики агрессии как психической реальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы, функции и характеристики агрессии как психической реальности.



Эрих Фромм выделял следующие формы агрессии:

 • Игровая агрессия — используется в целях демонстрации своей ловкости, умения, а не в целях разрушения. Не мотивировано ненавистью или деструктивностью.

• Реактивная агрессия — защита жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества:

• Фрустрация потребностей и желаний;

• Зависть и ревность;

• Месть;

• Потрясение веры (в жизнь, любовь; разочарование).

• Архаическая жажда крови.

• Компенсаторная (злокачественная) агрессия — жестокость и деструктивность, насилие, служащее «импотентному» человеку в качестве замены продуктивной жизни:

• Садизм (стремление подчинить живое своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли);

• Некрофилия (любовь к неживому);

• Хроническая депрессия и скука.

По Джорджу К. Саймону

ВОПРОС

С агрессивным поведением поможет справиться разработанная система психолого-педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы:

-диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

-консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

-консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

-информационно-образовательная работа с детьми;

-формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:

-улучшение психологического климата в школе;

-повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей,

педагогов);

-повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

-профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

-снижение асоциального поведения школьников;

-развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

-формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий

и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

-направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

ВОПРОС

Психология групповой агрессии - явление еще не до конца изученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, как правило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей из социально неблагополучных семей.

Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85% подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Этому также способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300 подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы – хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.

26 ВОПРОС

Феноменология деструктивных форм межличностного взаимодействия включает в себя зависимые и созависимые отношения как в рамках супружеских отношений, так и вне, проявляясь в виктимном поведении личности женщины – потенциальной способности оказаться в роли жертвы оскорбительных супружеских отношений в результате негативного взаимодействия личностных качеств с внешними факторами. Такое поведение женщины характеризуется ощущением обреченности, приспособлением к инцидентам и собственного состояния равнодушия, чувством нетерпимости к собственным ошибкам, самообвинением. В связи с этим виктимное поведение женщин в семейных отношениях оборачивается в «трагедию всей жизни», когда ничего не построено, но многое разрушено – душевное и физическое здоровье, возможности других отношений.

Сам феномен виктимного поведения ученые рассматривают как «провокационность», «подчиненность», «болезненную привязанность» «чрезмерную озабоченность», «аддикцию отношений», «психическое состояние», «комплекс особых черт характера», «зависимость», «набор усвоенных норм поведения», «способ адаптации к острому внутриличностному конфликту». Такие разные позиции позволяют рассматривать виктимность не только сквозь призму отклоняющегося от нормы поведения как проявление болезненной зависимости, но и как нарушение семейного взаимодействия, пример дисфункциональной модели семьи, в которой личности ее членов испытывают негативное влияние, в результате чего не удовлетворяются их потребности в самореализации и личностном росте.

Анализ психологических исследований позволяет предположить, что предпосылкой формирования виктимного поведения женщин являются такие особенности ранней социализации, как недифференцированность личности членов родительской семьи, дефицитарность отношений, запрет проявления потребностей или интересов ребенка и трудности их имагинального удовольствия от бедности фантазии как механизма психологической защиты.

ВОПРОС

 

Виктимность – это объективно присущая лицу предрасположенность при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления.

Лица становятся жертвами преступлений в силу моральнопсихологических, социальных качеств (жадные, алчные, доверчивые) либо служебного или общественного положения (инкассаторы, охранники, кассиры, сотрудники правоохранительных органов и т.д.).

Виды виктимности.

В зависимости от поведения жертвы виктимность подразделяется на:

  • виновную (преступление спровоцировано противоправным, аморальным поведением потерпевшего);
  • невиновную (как правило, обусловленную профессией и общественными обязанностями, выполняемыми потерпевшим).

По числу жертв виктимность может быть:

  • индивидуальной – это состояние уязвимости отдельного человека, обусловленное его психологическими или биофизическими свойствами, способствующими в определенной криминогенной ситуации формированию условий, при которых лицо становится жертвой преступления;
  • массовой, связанной с предрасположенностью определенной группы людей в силу своих субъективных качеств и объективных обстоятельств нести физический и материальный ущерб и моральный вред от преступлений.

 

Массовая виктимность (или виктимность вообще) может быть представлена в виде:

  • видовой – характеризуется предрасположенностью отдельных людей становиться в силу ряда обстоятельств жертвами отдельных видов преступлений (например, мошенничества, краж, насильственных преступлений);
  • групповой, зависящей от повышенной способности отдельных групп населения или категорий лиц, сходных по параметрам виктимности, при определенных условиях становиться жертвами преступлений (работники правоохранительных органов, лица, занимающиеся бродяжничеством, проституцией).

Состояние виктимности определяется количественными и качественными показателями жертв преступления (в абсолютных числах, коэффициентах, индексах) применительно как к общему числу потерпевших, так и к численности населения вообще или его групп.

Структура виктимности характеризуется качественными показателями, определяемыми характеристиками совокупности жертв преступления, основывающимися на самых различных факторах, раскрывающих отдельные стороны виктимности (какие категории граждан (по полу, возрасту, профессии) стали пострадавшими).

ВОПРОС

 

Прежде всего причины и условия виктимного поведения я также делю на внутренние и внешние. Причем, то в качестве внутреннего условия, как, например, Л. В. Франк определял виктимность через повышенную способность становиться жертвой преступления (т. е. через систему внутренних анатомических, физиологических, психологических качеств, свойств, и прежде всего одного из них — способностей), то, как внутреннюю причину, например, В. И. Полубинский определял ее как предрасположенность становиться жертвой преступления, т. е. уже включал в мотивацию жертвы, которую можно назвать виктимогенной, т. е. являющейся источником жертвенности, ее происхождением, объясняющим возникновение.

Итак, внутренней причиной виктимного поведения является виктимогенная мотивация, которая включает в себя систему побудительных сил стать жертвой преступления: потребности, интересы, эмоции, ценностные ориентации, установки, мотивы и цели жертвенности. Все они нашли свое отражение в виктимологической литературе в одном термине — виктимности. В процессе личных виктимолого-криминологических исследований мной было выявлено несколько типов виктимогенной мотивации, содержание которых раскроет их смысл. К ним следует отнести:

1. Одной из самых распространенных является неосторожная виктимогенная мотивация, которых я выделяю три разновидности:

а) легкомыслие — «жертва» осознает, что нарушает правила предосторожности, безопасного поведения; предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен физический, моральный или какой-либо иной вред, но без достаточных к тому оснований, полагаясь на свои силы, умения, навыки, а также на объективное стечение обстоятельств (просто везение), рассчитывает на то, что сумеет этого не допустить, выйдет из этой ситуации «героем» и предотвратит вредные для себя последствия;

  • б) небрежность-невнимательность — «жертва» не осознает, что нарушает правила безопасного поведения, предосторожности, дорожного движения... вследствие прежде всего невнимательности, непредусмотрительности, недальновидности, отсутствия прогностического видения, близорукости — возраста (старости или детскости), низкого интеллекта, усталости, болезни; не предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен нравственный, сексуальный вред, хотя должна была (вследствие учета сложившейся виктимно-криминогенной ситуации) и могла (за счет жизненного и профессионального опыта, необходимых навыков безопасного поведения) их предвидеть;
  • в) небрежность-пренебрежение — «жертва» осознает, что нарушает правила безопасного поведения: например, подпускает к себе сексуального партнера слишком близко, не определившись с сексуальной близостью, ее желательностью; переходит улицу на желтый свет или вообще невзирая на светофор; но не предвидит, что в результате этого нарушения ей может быть причинен сексуальный, физический вред вследствие пренебрежения безопасностью, хотя должна была (вследствие учета сложившейся проблемной, экстремальной криминогенной ситуации) и могла (за счет своей опытности, интеллекта, хитрости; умения общения; жизненных навыков безвредной, защищенной деятельности) это предвидеть.

ВОПРОС

 

  • В психологии существует несколько теорий, которые могут быть использованы для объяснения такого феномена, как формирование психологии жертвы, или повышенной виктимности. Иногда также используются термины «синдром жертвы», «феномен жертвы», «менталитет жертвы». В настоящем разделе мы будем использовать термины «виктимность» и «психология жертвы» как синонимы.
  • Первая группа теорий, объясняющих формирование виктимности, которые мы рассмотрим в настоящем разделе — теории периодизации личностного развития.
  • Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития, фиксация на определенном этапе обусловливает особенности характера человека. Характер, в узком смысле слова, проявляет себя типичным паттерном поведения или направленностью — это устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления «Я» к внешнему миру, «Оно» и «Сверх-Я», а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер. В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (так называемый трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр.

 

ВОПРОС

 

Биологические факторы виктимного поведения:

 

- подростковый возраст: реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитациями; формирующееся сексуальное влечение;

 

- повышенная тревожность, возбудимость.

 

Первичная профилактика виктимного поведения (реализуется в семье и организованных детских коллективах):

 

- выявление несовершеннолетних из группы риска по развитию виктимного поведения и проведение комплексной работы (педагогическая, психологическая, медико-социальная, психотерапевтическая) с ними и их семьями;

 

- прививание детям навыков поведения в нестандартных ситуациях (в частности, виктимологических);

 

- обучение родителей правильному общему воспитанию;

 

- формирование у детей культуры общения;

 

- внедрение в учебную систему урока, задачей которого будет осведомление учащихся о виктимном поведении, а целью – способствование профилактике как преступности в целом, так и провоцирующего поведения в частности.

 

ВОПРОС

 

Социальные факторы виктимного поведения:

 

- асоциальная семья;

 

- дисфункциональная семья (отсутствие прямых коммуникаций, доверия, запрет на выражение чувств, конфликты, отстраненность и неучастие родителей в жизни ребенка);

 

- патологические формы воспитания в родительской семье: гипоопека или безнадзорность, жестокое обращение, воспитание по типу «кумира» семье, «золушки»;

 

- конфликтные отношения со сверстниками (агрессивное поведение, отвержение сверстниками, унижение, насмешки, жесткое подчинение группе);

 

- неблагополучное материальное положение семьи.

 

 

ВОПРОС

 

В психологии не редко встречаются такие термины как «зависимость» и «аддикция». Эти термины всегда рассматривали с негативных сторон, понимая как вредные и разрушительные привычки. Сравнивая данные термины можно сказать, что зависимое поведение не всегда может быть аддикцией. Например, заболевший человек находится в зависимости от лекарственных препаратов для излечения болезни, тогда как алкоголик или наркоман не только зависит от потребляемого вещества, но и соотносит себя с аддиктивным поведением.

«Аддиктивное поведение – стремление к уходу от реальности, по средствам изменения своего психического состояния»

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности, путём искусственного изменения своего психического состояния, посредствам применения некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций»

«Зависимость может рассматриваться как самоподдерживающаяся форма активности, порождающая специфическое личностное образование»

Развитие аддиктивного поведения происходит незаметно. Сперва, это совсем безобидное начало, сопровождающееся обычным удовлетворением потребностей. Затем это постепенно перетекает в нарастающее поведение, которое личность не в силах контролировать, после чего наступает уже устоявшиеся аддиктивное поведение. Продолжительность развития

аддиктивного поведения может зависеть от принимаемого вещества, а так же от возраста, пола, личностных характеристик индивида.

 

ВОПРОС

В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности и характер средовых воздействий. Лица с низкой переносимостью психологически дискомфортных состояний, возникающих в повседневной жизни естественных периодов спада, более подвержены риску появления аддиктивной фиксации. Такой риск также может увеличиваться при встрече с трудными социально неблагоприятными, психотравмирующими ситуациями, такими как утрата прежних идеалов, разочарование в жизни, распад семьи, потеря работы, социальная изоляция, утрата близких или друзей, резкая смена привычных жизненных стереотипов.

Роль личностного и социального факторов в возникновении деструктивных реализаций отмечалась многими авторами и раннее. От классического психоанализа с его фантастическим пониманием алкоголизма, токсиманий и других деструктивных форм поведения (скрытых гомосексуальных стремлений, с выявлением фатального влечения к саморазрушению, самоистреблению) до постфрейдизма и работ современных авторов, психологов и психиатров. А.Адлер, например, применял свое учение о комплексе неполноценности для психоаналитического, но освобожденного от сексуальной основы, объяснения поведенческого деструктивизма (алкоголизм, наркомании и т.п.), который, по его мнению, развивается у человека из ощущения своей беспомощности и отчужденности от общества. Но Адлер считал, что у алкоголика, например, развивающиеся в нем от того же комплекса ущемленности или ущербности агрессивность, конфликтность, задиристость, наиболее заметно проявляются в состоянии опьянения. Так, по сути, иногда извращенно понимается симптоматика клинической картины опьянения, этиология которой всецело зависит от патофизиологических закономерностей работы центральной нервной системы человека, находящейся под наркотическим, токсическим воздействием алкоголя. Но, однако, несмотря на это, многими авторами отмечается личностный и социальный фактор как первопричина деструктивного поведения.

34. Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального - до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.)

 

Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами» Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

 

ВОПРОС

 

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.В формировании аддиктивных механизмов родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну «Сценарий – это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Берн, 1995). По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами, то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты – уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога). Но «алкоголизм родителей порождает социальные проблемы у детей…»(Горьковая, 2007). Социальные проблемы детей порождаются и другими видами аддиктивного поведения родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.048 с.)