Гуманистический подход К.Роджерса и А.Маслоу к объяснению девиантного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистический подход К.Роджерса и А.Маслоу к объяснению девиантного поведения.



Клиентцентрированная психотерапия К.Роджерса. Ключевые понятия данной концепции – понятие самости и самоактуализации. Самость (или Я-концепция) – совокупность представлений личности о самой себе. Эти представления являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация – это стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации является признаком личностного благополучия. К. Роджерс выделяет специфические черты самоактуализирующейся личности: открытость новому опыту, вера в свой организм, внутренний локус контроля, стремление существовать в процессе роста и развития.

Нормальная личность должна быть относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности.

У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован, но имеются возможности. Основной преградой является система условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только при соответствии условным идеалам.

При безусловном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и принимается без соответствия идеалам-требованиям.

Условные ценности формируются в семье. Например, родители выражают ребёнку отрицательное отношение, если он не выполняет их требований. Таким образом, у ребёнка формируется система ценностей, которую навязали родители. Самоуважение такой личности будет зависеть от того, насколько он будет соответствовать этим условным ценностям.

Согласно концепции К.Роджерса, для нормального развития человек должен иметь возможность самовыражения. Причиной девиантного поведения являются нереалистичные и искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт потребности в самореализации и зависимости от оценок со стороны внешнего мира. Помочь проблемной личности можно, стимулируя процесс самоактуализации, создавая необходимые для этого условия. Основные принципы психотерапии К.Роджерса – это искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека и безоценочное отношение к нему.

Концепция А.Маслоу. Ключевая идея теории Маслоу – это иерархия потребностей от низших к высшим. Самой высшей потребностью является потребность в самоактуализации. Поведение человека зависит от удовлетворения врожденных потребностей, которые реализуются под влиянием социальных условий. Высшие потребности активизируются только тогда, когда удовлетворены более низшие.

Потребность в самоактуализации лишь у небольшого числа людей является свершившейся, у других она существует как способность. Самоактуализирующиеся личности – идеал нормальной личности.

Согласно теории А.Маслоу, одной из причин девиантного поведения является блокировка процесса самоактуализации. Причинами блокировки процесса самоактуализации могут быть следующие факторы:

- Фрустрация базовых потребностей;

- Индивидуальная фиксация на потребностях низкого уровня;

- Недоразвитие высших потребностей;

- Неблагоприятные социальные условия.

Если нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, то личность может самовыражаться через девиантное поведение.

 

8. Бихевиоральный подход к объяснению девиантного поведения.

Этот подход рассматривает девиантное поведение как результат научения. Основателями бихевиоризма являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон и Б.Скиннер.

Основные положения бихевиоризма:

1. целью любого поведения является приспособление к среде.

2. поведение – это процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный внутренней активностью и индивидуальными особенностями, проявляющийся преимущественно во внешних действиях.

3. поведение реализуется по схеме: стимул – промежуточные переменные – реакция. Под промежуточными переменными понимается то, что скрыто за реакцией: эмоциональные процессы, мотивация, когнитивные процессы, процессы саморегуляции.

4. поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ.

5. основной механизм формирования поведения является научение. Научение – это процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.

Первым законом бихевиоризма стало классическое обусловливание, открытое И.П. Павловым. Классическое обусловливание (или условный, респондентный рефлекс) – это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени с безусловным стимулом. Каждое действие имеет тенденцию к повторению, если оно основано на безусловных или условных рефлексах или подкрепляется (вознаграждается). Если действия не повторяются или не подкрепляются, то они угасают.

Согласно теории Дж. Уотсона, человек и животное приспосабливается к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и сформированных привычек. Все реакции можно разделить на открытые и скрытые, на приобретенные и врожденные. Врожденные реакции малочисленны, реализуются сразу после рождения, но вскоре после рождения они становятся обусловленными.

По мнению Дж. Уотсона, существуют только 3 типа неприобретенных эмоциональных ответов на стимулы – страх, гнев и любовь.

Б.Ф. Скиннер предложил механизм оперантного обусловливания. При оперантном обусловливании приспособление происходит не в форме ответа на стимул, а путём собственной активности человека. Например, в результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к устранению неприятностей или удовольствию, т.е. конкретная форма поведения самоподкрепляется.

Скиннер отмечал, что реакцию нельзя предвидеть или проконтролировать, но можно предсказать вероятность её появления в будущем. Согласно теории бихевиоризма, любое адекватное описание поведения должно содержать описание 3-х элементов:

- ситуации, в которой имеет место данная реакция;

- самого ответа;

- подкрепляющих последствий.

Вероятность появления реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления. Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-либо (похвала, вознаграждение). Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации (например, избегание наказания).

Например, такая форма девиантного поведения как употребление алкоголя подкрепляется и положительно (получение удовольствия, праздничная атмосфера, прилив энергии, раскрепощеность, возможность более свободного общения), так и негативно (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, уход от проблем).

В целом вероятность поведения усиливается при следующих видах подкрепления:

- устранение неприятностей;

- привлечение внимания (по мнению Скиннера, только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение);

- аффектация (демонстрация сильных эмоций);

- улыбка или любая форма одобрения;

- предоставление возможности заниматься любимой деятельностью;

- предоставление власти;

- получение удовольствия.

Таким образом, представители классического бихевиоризма предложили основные принципы и механизмы человеческого поведения как процесса взаимодействия личности со средой. С этой точки зрения девиантное поведения можно определить как результат сложного обусловливания среды.

Для уменьшения или устранения девиантного поведения среда располагает различными способами:

1) негативное подкрепление;

2) эмоционально-негативное подкрепление (наказание).

Эффективность наказания зависит от следующих условий:

- оно должно применяться сразу после нежелательного поведения;

- должно быть пропорционально поступку;

- должно быть индивидуально значимым;

- по возможности должно осуществляться без свидетелей.

Ещё один способ устранения поведения – это оперантное угашение реакции, когда оно просто игнорируется или человек помещается в другую среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции таким способом более эффективно, чем негативное подкрепление или наказание.

Современный представитель поведенческого подхода Д.Вольпе изучал явление реципрокного торможения. Согласно мнению Д. Вольпе, старые привычки угасают, если новым привычкам предоставляется возможность развиваться в той же самой ситуации.

Реципрокное торможение имеет место всегда, когда положительная реакция, несовместимая с негативной реакцией, тормозит данную условную реакцию, способствует её последующему ослаблению.

 

11. Когнитивно-поведенческий подход к объяснению девиантного поведения.

Согласно представлениям Аарона Бека и А. Эллиса, в основе девиантного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Поведение зависит от интерпретации ситуации. Таким образом, неадекватная переработка информации и интерпретация жизненных ситуаций может являться причиной девиантного поведения.

В рамках когнитивно-поведенческого подхода активно изучается проблема копинг-поведения.

В отечественной психологии "копинг" определяют как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление.

В зарубежной психологии понятие "coping" первоначально использовалось в психологии стресса и определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.

В настоящее время в зарубежной психологии выделяют три основных подхода к трактовке понятия "копинг" [16].

1. Н. Хаан(N. Haan) понимает копинг как один из способов психологической защиты, которая используется для ослабления напряжения".

Сторонники этого подхода отождествляют копинг с его результатом.

2. Р.Х. Мооз(R.H. Moos) определяет копинг как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые воздействия определенным образом.

3. Р. Лазарус и С. Фолькман понимают копинг как динамический процесс. Специфика копинга определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта субъекта с внешним миром.

В отечественной психологии в основном пользуются определением, которое даёт С.К.Нартова-Бочавер. " Копинг есть индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями".

Психологическая ситуация – это единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности".

В широком смысле копинг включает все виды взаимодействия субъекта с проблемной ситуацией. От простого приспособления копинг отличают дополнительные условия:

- внешние - характеризуют саму задачу,

- внутренние - представляют собой психологические характеристики субъекта).

Нартова-Бочавер утверждает, что психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации и погасить её стрессовое действие. "Главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Копинг - поведение реализуется посредством применения копинг - стратегий.

Р. Лазарус рассматривает копинг - стратегиикак актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом.

Большинство классификаций копинг-стратегий построено на основе двух основных направлений психологического преодоления:

1) психологическое преодоление, направленное на решение проблемы,

2) -на изменение собственных установок в отношении ситуации.

Как правило, человек использует не одну, а несколько стратегий. Например, стратегия использования алкоголя и наркотиков может сочетаться с поиском эмоциональной общественной поддержки, отстранением и другими. Таким образом, девиантное поведение может быть проявлением копинг-поведения.

Согласно мнению большинства авторов, копинг - поведение зависит от следующих 2-х факторов:

1. во-первых, от личностных особенностей субъекта (личностные ресурсы копинга),

2. во-вторых, от особенностей реальной ситуации.

Л.И. Анцыферова рассматривает этапы процесса воздействия трудной ситуации на человека:

На первом этапе у человека возникают реакции на сенсорном уровне, появляется состояние оцепенения.

На втором этапе происходит когнитивное оценивание- "это процесс распознавания особенностей ситуации, выявление смысла и значения происходящего". С появлением значения возникают определенные эмоции. Субъект подвергает оценке и свои способности и возможности. Главный результат когнитивного оценивания - заключение человека о том, подконтрольна ли ему ситуация, т.е. сможет ли он ее изменить.

На третьем этапе происходит реализация определенного поведения. Если человек, по его мнению, может контролировать ситуацию, то он будет использовать конструктивные, преобразующие ситуацию стратегии. Также может быть реализация девиантного поведения. Например, суицид, использование алкоголя и наркотиков, выражение агрессии, совершение преступлений и т.п.

Основные выводы теории копинг-поведения:

· Девиантное поведение может возникать в трудных жизненных ситуациях.

· Девиантное поведение может быть проявлением копинг-поведения.

· Копинг-поведение, в том числе и девиантное, и зависит от личностных особенностей субъекта и особенностей самой ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.019 с.)