Микросоциальные факторы формирования делинквентного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микросоциальные факторы формирования делинквентного поведения.



Представляется возможным выделить несколько уровней социального окружения и обозначить их как микро- и макросоциальные факторы развития, проявляющиеся, соответственно, в микро- и макросоциальных средах жизни. Под микросредой мы понимаем самый ближний круг – семью, под макросредой – более общие условия, к которым относятся система образования и институциональные трансформации в семье как общественном институте.

Делинквентное поведение (проступок— правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:  

— фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

— физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

— потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам [2, с. 61];

— несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

     

15. Индивидуальные факторы формирования делинквентного поведения.

Индивидуальные факторы поведения оказывают воздействие на психобиологические аспекты асоциальных действий, затрудняющих процесс социализации. Низкая стрессоустойчивость, излишняя податливость или упрямство как индивидуальные, субъективные особенности психики человека оказывают пагубное воздействие на способность к социализации и инкульутарции человека, на приобретение навыков взаимодействия и интеграции в обществе.

Психолого-педагогические факторы девиантного поведения оказывают воздействие на процессы школьного и семейного воспитания через его дефекты. Проблемы в общении семьей, друзьями, одноклассниками, сокурсниками, коллегами склоняют человека к отклонению от социальных норм. Формализм образовательной среды также наносит удар по процессам социализации и инкультурации человека. Социально-педагогические факторы девиантного поведения оказывают влияние на уровне взаимодействия с другими людьми и институтом образования. Биологические факторы девиантного поведения оказывают воздействие на процессы социализации и инкультурации человека. Биологические факторы могут включать в себя как нарушения здоровья, наркоманию, алкоголизм, так и вешнюю субъективную непривлекательность, дефекты речи и прочие асоциальные отталкивающие черты. Социальные факторы девиантного поведения оказывают воздействие на условия жизнедеятельности общества, в частности, на социальные и социально – экономические условия. Экономико – социальный фактор девиантного поведения складывается из актуальной ситуации общества: к примеру, бедность, является одной из причин отклонения от социальных норм, приводящей также к делинкветному поведению.

Противоправная мотивация.

Рассмотренные выше внешние и внутренние условия способствуют формированию делинквентного поведения. В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации, выступающей непосредственной причиной противоправного поведения. В.Н.Кудрявцев [11] говорит об антиобщественной ориентации личности. Другие авторы используют сходные термины: криминогенная деформация личности, антиобщественная установка, антисоциальная направленность, противоправная мотивация. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности — внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.

Противоправная мотивация может иметь различные истоки, формы и степень выраженности. В.В.Лунеев [17] предлагает рассматривать следующие ведущие мотивации противоправных действий: корыстно-алчную, насильственно-эгоистическую, анархистско- индивидуалистическую, легкомысленно безответственную, трусливо малодушную.Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием. Правовое сознание предполагает: 1) знание законов и их понимание; 2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами. Очевидно, что нормальное социальное развитие предполагает процесс преобразования культурных (в том числе правовых) норм в индивидуальные ценности. Преломленные через систему личностных смыслов правовые нормы в сочетании с волевой регуляцией обеспечивают такое качество личности, как законопослушание.

 

Таким образом, мотивация выполнения правил или их нарушения может быть самой разнообразной. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправным действиям, могут быть: стремление немедленно получить удовольствие, стремление самоутвердиться, стремление к комфорту или высокому социальному статусу, оппозиционное поведение (внутреннее стремление нарушать запреты), поведенческие стереотипы (опыт пребывания в криминальной среде), агрессия и садистические наклонности, следование социальным стереотипам и традициям, потребность чувствовать принадлежность к группе и получать ее одобрение, скука, стремление к риску и острым ощущениям, фрустрация, необходимость вынужденной защиты, альтруизм (правонарушение ради других людей или высокой цели).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.006 с.)