Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В отечественной дефектологии существует несколько классификаций задержек психического развития.
Клара Самойловна Лебединская (на основе этиопатогенетического подхода – с учетом этиологии причин и механизмов). Выделяет 4 варианта ЗПР. 1 вариант. Задержка психического развития при …. Конституционального происхождения (сюда относятся гармонический, психический и психофизический инфантилизм). На первый план у таких детей выступают черты эмоционально-волевой и личностной незрелости. При гармоническом психическом инфантилизме ребенок внешне не отличается от сверстников, а его поведение и эмоции соответствуют детям более раннего возраста. При психофизическом инфантилизме ребенок еще отстает физически и выглядит, как ребенок младшего возраста. Надо дать «дозреть», не надо торопиться, нагружать ребенка, рано отдавать в школу. Отмечается слабость произвольной регуляции поведения, черты эмоционально-личностной незрелости. 2 вариант. Задержка психического развития соматогенного генеза. Возникает у детей с хроническими соматическими заболевания (сердца, почек, дыхательной, пищеварительной, эндокринной системы). Характерна физическая и психическая ослабленности, что приводит к низкой работоспособности, истощаемости, утомляемости. Любые серьезные болезни астенизируют ребенка. Такие дети часто воспитываются в условиях гиперопеки, что приводит к вторичной инфантилизации. Может отмечаться боязливость, робость. Такой ребенок растет в сфере ограничений, ему много нельзя (в плане питания, подвижных игр, общения со сверстниками) – оказывается ограничен запас сведений об окружающем мире. Даже если наступает стойкая ремиссия (например, прооперировали, нет порока сердца), ребенок долго не включается в активную работу (не привык к нагрузкам, может хитрить, избегая нагрузок). 3 вариант. Задержка психического развития психогенного генеза. Связана с длительно действующей психотравмирующей ситуацией, с врожденной слабостью нервной системы. Это может приводить к невротическим и неврозоподобным расстройствам, и даже к психопатологическому развитию личности. Личность может формироваться по неустойчивому типу. Ребенок импульсивный, не может тормозить свои эмоции, не способен к волевым усилиям, труду. Одни дети в ответ на агрессивную реакцию взрослых проявляют бурный протест, у других – формируется робость, боязливость, страхи, даже – мутизм (отказ от речи).
Или чрезмерная опека, не приучают ни к каким волевым усилиям плюс незрелость мозговых структур. 4 вариант. Задержка церебрально-органического генеза. Наиболее тяжелый и стойкий вариант. При этом варианте сочетаются черты незрелости эмоциональной, личностной и проявления недостатков познавательной деятельности, тоже достаточно выраженные. Внутри этого варианта различают два: 1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, что сочетается с недостатками познавательной деятельности. Снижена произвольная регуляция деятельности 2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта преобладают интеллектуальные недостатки, нарушения регуляции, программирования и контроля познавательной деятельности. Помимо этого, также есть черты эмоционально-личностной незрелости. У детей первой группы деятельность страдает в сфере регуляции и контроля, второй группы – программирование, регуляция, контроль. Вторая группа ближе всего к УО, нуждаются в лечении. Среди детей с задержкой преобладают мальчики.
2. Причины, вызывающие задержку психического ребенка. Виды (варианты) задержки психического развития детей. Трудности обучения у детей с ЗПР (КРАВЧЕНКО А.С.) Все причины ЗПР делятся на две большие группы. Биологические и социальные. Биологические Патологии и осложнения во время беременности: · если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму; · многоплодие; · внутриутробная гипоксия плода; · недоношенность; · асфиксия; · резус-конфликт; · неправильное предлежание; · родовые травмы. Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: · ядерная желтуха; · операции под наркозом; · фетальный алкогольный синдром;
· сердечно-сосудистые патологии; · минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы; · врождённые нарушения зрения и слуха; · малая подвижность; · астения; · гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия. К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение. Социальные · длительное ограничение жизнедеятельности; · социальная депривация; · дефицит общения; · неблагоприятные условия воспитания; · лёгкие умственные отклонения у родителей; · психотравмы. Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых. Безнадзорность. Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Гиперопека. Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Авторитаризм. Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. Виды ЗПР. Классификации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.006 с.) |