Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования)



Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет — 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам: здоровые дети; группа риска; группа нарушения развития.

7. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Смирнова Е.О.

Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие целостной личности ребенка, а именно общение со взрослым и ведущая деятельность. Выделяются четыре возрастных периода (первое и второе полугодия первого года жизни, второй и третий годы жизни) и дается их психологическая характеристика. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка.

 

 

Продолжение про логопедическое обследование.

Общий осмотр необходимо начинать с наблюдения за ребенком в период бодрствования в кроватке, манеже и т.д., не привлекая к себе его внимание. Это дает возможность оценить положение тела ребенка, его поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения.

Обращают внимание на конституциональные особенности ребенка, например, на форму черепа (гидроцефалия, микроцефалия, асимметричная форма и др.), на лицо, шею, туловище, кисти и т.д. https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda (Ю.Разенкова) (здесь подробно про дизэмбриогенетические стигмы и про обследование ребенка 1 года жизни)

Исследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, положения в покое при общем симметричном положении тела ребенка, оценку непроизвольных движений артикуляционного аппарата во время еды (сосания, глотания, снятия пищи с ложки, питья из чашки, откусывания, жевания и др.), при мимических проявлениях, при голосовых и звуковых реакциях, а также наличия или отсутствия парезов, параличей, насильственных движений. Мышечный тонус в органах артикуляции определяется при совместном осмотре логопеда и невропатолога. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов.

Следующим этапом обследования ребенка 1-го года жизни является оценка его дыхательной деятельности. Нарушения дыхания у детей с различными церебральными нарушениями обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функции.

Затем логопед в ходе наблюдения за ребенком оценивает его голосовые реакции, связанные с жизненно важными физиологическими функциями. Помимо крика к голосовым реакциям новорожденного и ребенка первых месяцев жизни относят кашель, чихание, звуки при сосании, зевании.

Различные патологические состояния могут приводить к затруднению или невозможности даже этих голосовых реакций.

Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры делает крик ребенка слабым, тихим. Крик может быть пронзительным, болезненным, с носовым оттенком при аномалиях строения носоглотки, бульбарных или псевдобульбарных нарушениях. Голосовые реакции могут быть бедными или отсутствовать совсем вследствие угнетения ЦНС.

В ходе логопедического обследования методом наблюдения оценивают звуковые реакции ребенка: гукаье, гуление, лепет (см.таблицу). Для логопедического обследования важно не только отсутствие или наличие этих звуковых реакций, но и их качественные характеристики. Развернутая система определения раздражителей, которые значимы для конкретного ребенка, позволяет наметить пути стимулирования звуковых реакций.

Показатели развития речи детей первого года жизни (под ред.Н.М.Аксариной)

Возраст Речевые реакции
К 3 мес Произносит отдельные звуки: кгх, кх («гукает). Отвечает на разговор с ним эмоционально-положительной реакцией («комплекс оживления»).
К 4 мес Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, сопровождаемые движением рук и ног
К 5 мес Подолгу певуче гулит
К 6 мес Начинает лепетать – произносит отдельные слова
К 7 мес Подолгу лепечет. На вопрос «Где огонек?» «Где часы?» и др. ищет и находит предмет, неоднократно называемый, находящийся в определенном месте.
К 8 мес Громко и повторно произносит различные слоги. По просьбе взрослого выполняет разученные движения, например, «ладушки», «до свиданья», «дай ручку».
К 9 мес Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете. На вопрос «Где?» отыскивает несколько предметов независимо от их местоположения. Знает свое имя, поворачивается на зов.
К 10 мес Подражает взрослому – повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку («Дай мяч!», «Дай лялю»), отвечает на заигрывание «догоню-догоню», «Ку-ку», делает движения пальчиками по ладони «Сорока-ворона»ю
К 11 мес Употребляет первые осмысленные слова, например, «ав0ав», «кис-кис», «ля-ля». Некоторые слова принимают обобщенный хараетер, например, на вопрос «Где киса» - показывает и дает разных кошек. По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами, например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки» и т.д.
К 12 мес Легко подражает новым слогам. Произносит около 10 слов. Понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, часто находящихся в его использовании, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей. Например, «Где мама?», «Где Зина?», «Дай мяч», «Как ляля пляшет?», «Покорми кису».

Логопед должен точно установить уровень общения ребенка со взрослым: то ли это только тактильно-эмоциональный уровень (что очень характерно для детей с тяжелой церебральной патологией, хромосомными заболеваниями), или эмоционально-речевой, или сочетание тактильно-эмоционального общения с эмоционально-речевым, присущее детям с перинатальной патологией, недоношенным детям, воспитывающимся в доме ребенка, или уровень предметно-действенного общения. Знание уровня общения и значимых раздражителей дает возможность выбрать правильное направление в коррекционной работе.

При этом нужно учитывать то, что общение появляется не сразу с рождением ребенка, а складывается постепенно. О наличии у ребенка общения можно утверждать, когда наблюдаются следующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого (18-20 дней); ответная улыбка на воздействие взрослого (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное оживление (3 мес.); стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым.

До тех пор, пока наблюдаются отдельные из этих признаков, происходит процесс становления общения; когда же налицо все четыре признака, общение является сложившимся. На 1-м году жизни развитие общения проходит три этапа: новорожденности, эмоционального общения и, наконец, "делового" общения или предметно-действенного общения.

Самый короткий - этап новорожденности, он охватывает 1-й месяц жизни, когда совершается подготовка младенца к контактам с окружающими людьми.

Второй этап эмоционального общения охватывает время приблизительно 2-6-й месяц жизни ребенка.

Третий этап предметно-действенного общения начинается со второго полугодия жизни ребенка. Общение становится "деловым", оно включается в практическое сотрудничество ребенка со взрослым.

https://ozlib.com/985406/sotsium/razlichnye_podhody_logopedicheskomu_obsledovaniyu Здесь подробно очень, на что нужно обращать внимание при логопедическом обследовании и сборе анамнестических данных. Из книги «Логопедические технологии».

Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить, опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье). Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности - консультирования у детского психолога.

Обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев)

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Последовательность стадий овладения родным языком в онтогенезе определяет специфические особенности его использования в речевом общении у детей раннего возраста:

1) обязательное опережающее развитие понимания обращенной речи (семантический аспект);

2) первоочередное усвоение некоторых прагматических аспектов (диалогическая последовательность высказываний, использование утвердительных и отрицательных кивков головой, умение поприветствовать и попрощаться с собеседником, умение смотреть в глаза взрослому во время разговора и т. д.) при более медленном и постепенном овладении фонологическим, морфологическим и синтаксическим аспектами;

3) использование для выражения коммуникативных намерений значительного количества разнообразных невербальных средств (крики, протягивание рук, направленные взгляды, улыбки, лепетание и вокализации, указательные жесты, подталкивание в нужную сторону);

4) корреляция между накоплением словарного запаса и развитием мышления;

5) выраженная зависимость уровня речевого развития от других важных показателей развития ребенка раннего возраста (развитие общей и тонкой моторики, усвоение социокультурных навыков и т. п.).

Логопеду при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитии следует использовать следующие методы обследования: анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники); беседа с родителями; наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий; изучение медицинской документации; беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом; ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;

- собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес), дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:

- исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики проводится детским психологом;

- исследование фонетической и фонематической стороны, речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание:

- на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

- на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

- на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

- эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

https://npcdp.ru/files/science/korrekcionnaya-rabota-po-rechevomu-razvitiyu-detey-rannego-vozrasta-s-posledstviyami-perinatalnogo-porazheniya-nervnoy-sistemy-i-detskim-cerebralnym-paralichom.pdf

Это методические рекомендации «Коррекционная работа по речевому развитию детей раннего возраста с последствиями перинатального поражения нервной системы и детским церебральным параличом» ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы.

Коррекционная работа (методические рекомендации НПЦ ДП)

При работе с детьми с последствиями перинатального поражения нервной системы и ДЦП, используются методики по раннему возрасту Архиповой Е.Ф.,специальные приемы массажа оральной мускулатуры, разработанные Семеновой К.А., Мастюковой Е.М., опыт работы Панченко И.И., Приходько О.Г., а также методики, разработанные кафедрой логопедии МПГУ им. В.И.Ленина. В работе логопед использует элементы ЛФК, «рефлекс-запрещающие позиции» для подавления нарастания неврологической симптоматики, дыхательную гимнастику (пассивную и активную), массаж кистей рук, упражнения для развития мелкой моторики рук.

Работа логопеда и педагога зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того уровня доречевого, речевого и психического развития, на котором находится данный ребенок.

Направления коррекционной работы:

1. нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

2. развитие зрительного (фиксация, прослеживание, зрительно-ориентировочные реакции и т.д.);

3. Развитие слухового восприятия (локализация звука в пространстве; различение интонаций голоса);

4. развитие эмоциональных реакций, формирование элементарных коммуникативных функций (ответная улыбка, «комплекс оживления» и т.д.);

5. развитие зрительно-моторной координации, развитие движений руки и действий с предметами (формирование и развитие функций кистей рук; стимуляция кинистетических ощущений; развитие манипулятивной функции рук);

6. формирование подготовительных этапов развития понимания речи (интонация, мимика, жесты, простые речевые просьбы, дифференцированное отношение к окружающему и игрушкам);

7. развитие предпосылок формирования активной речи (стимуляция гуления, лепета, звуковой активности, звукопродражательной деятельности, формирование и развитие речевого дыхания; вокализация выдоха; стимуляция физиологических эхолалий и простых лепетных слов).

Важно!!! Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.

Задачи развития детей младенческого и раннего возраста с ПЭП:

На 1 довербальном уровне – стимуляция голосовых реакций;

На II довербальном уровне – стимуляция гуления;

На III довербальном уровне – стимуляция интонированного общения и лепета;

На IV довербальном уровне – развитие общения посредством интонационного лепета и лепетных слов;

На 1 вербальном уровне – активизация общения лепетными словами, расширение пассивного словаря.

На II вербальном уровне – стимуляция общения с помощью интонационно окрашенных лепетных и общеупотребительных слов, простых фраз, пассивного и активного словаря.

Рекомендации к построению логопедической работы с детьми раннего возраста.

1. Основная форма деятельности – игровая.

2. При развитии активной речи использовать предметы, игрушки, а не картинки.

3. На начальных этапах работы на занятии вводится одновременно не более 2-3 слов.

4. Изучаемые слова многократно проговариваются.

5. Поощрение любой речевой активности ребенка.

6. В непринужденной форме побуждать ребенка к повторению, подражанию действий логопеда, а позже – к подражанию слову.

7. Помнить об избирательном отношении детей к окружающим предметам; о различной скорости научения предметному действия, освоению новых слов, об «отсроченной имитации».

Правильная организация и построение режимных процессов и организация занятий с ребенком:

Занятия с ребенком желательно проводить в первую половину дня, в хорошо проветриваемом светлом помещении. У ребенка должны быть удовлетворены его биологически потребности, соматически он должен быть здоров. Длительность занятий варьируется от 10 до 20 минут.

Профилактика речевых нарушений

По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.029 с.)