Методика исследования продуктивной связной речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования продуктивной связной речи.



Продуктивная речь: устная или письменная речь в тех случаях, когда учащийся не просто воспроизводит заученные речевые образцы, а конструирует собственные высказывания в соответствии с содержанием мысли, коммуникативными намерениями.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики. Рассмотрим их.

Глухов предлагает наблюдение за речью детей в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает в себя:

-составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

-составление предложений по трем картинкам, связанным тематически

-составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок

-сочинение рассказа на основе личного опыта

-составление рассказа-описания

-окончание рассказа по заданному началу

-придумывание рассказа на заданную тему

Методика включает в себя следующий комплекс заданий:

Задание 1. Определить способность ребенкасоставлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию)

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: три картинки «девочка», «корзинка», «лес»

Задание 3 Выявить возможность детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задание 4 Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов –эпизодов.

Задание 5 составить рассказ на основе личного опыта-имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Задание 6 Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Эта методика позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний-от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества)

Следующая методика на которой хотелось бы остановиться –это Методика Воробьевой В.К.

Она рекомендует связную речь обследовать по четырем сериям.

Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей.

Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление продуктивных речевых возможностей детей:

- умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам

-умение реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.

Эта серия включает в себя два задания. В первом задании детям предлагается самостоятельно расположить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события. Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе.

Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания.

Включает 3 вида заданий:

-составление продолжения рассказа по прочитанному зачину

-придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка картинок

-самостоятельное нахождение темы и ее реализация в рассказах.

Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности. Она заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы.

Задания:

- Составление рассказа из набора слов из него

-Сравнение рассказа с коммуникативно слабыми предложениями из этого же рассказа

-Сравнение рассказа с бессвязным набором слов и предложений (часть предложений из этого, част из другого рассказа)

-Сравнение рассказа с его деформированным вариантом (нарушена последовательность)

-Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.

-Сравнение двух нормативных рассказов об одном событии.

По методике Ушаковой О.С. развитие связной речи оценивается помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания,рассказа по серии сюжетных картинок или самостоятельно на выбранную тему). Она учитывает: содержательность, композицию высказывания, грамматическую правильность, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств, звуковое оформление высказывания.

Таким образом, каждый автор предлагает свою методику исследования связной речи у детей с речевыми нарушениями.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)