Употребление определенного и неопределенного артикля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление определенного и неопределенного артикля



Немецкий язык

Учебное пособие

для студентов 1 – 4 курсов всех специальностей

Составитель Курапина Н.В.

 

 

 

Ярцево

2016

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от «___» ___________2016 г.

Председатель _________________

 

 

Рекомендовано методическим Советом к применению в учебном процессе

 

Протокол № ___ от «___» ___________2016 г

 

Зам директора по УПР _____________

 

 

Автор: Курапина Наталья Венедиктовна

 

 

 

 

Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов 1-4 курсов по немецкому языку. Содержит программный грамматический материал, упражнения для закрепления грамматики и приобретения навыков перевода, а также тексты разноплановой тематики. Может быть использовано и на аудиторных занятиях по немецкому языку.

 

Р е ц е н з е нт:

 

 

предисловие

 

 

Данное учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Немецкий язык» и предназначено для студентов 1-4 курсов всех специальностей.

Цель данного учебного пособия – изучение, закрепление грамматического материала в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и формирование навыков чтения и перевода текстов.

Учебное пособие состоит из семи разделов и приложения, включающего ключи к тестам по грамматике. Все семь разделов композиционно построены однотипно: грамматический материал и краткий комментарий к нему, система лексических и грамматических упражнений, текст и послетекстовые задания. Последовательное выполнение всей системы лексических и грамматических упражнений каждого раздела позволит студенту не только освоить определенный грамматический материал, но и облегчит его работу по переводу текста, так как материалы упражнений и материалы текста тематически объединены.

Выполнение послетекстовых заданий поможет студенту научиться проведению лексико-грамматического анализа немецкого предложения, а также закрепить навыки узнавания и перевода грамматических структур, характерных для немецкого языка.

Разнообразие предложенной системы грамматических упражнений, значительный объем текстовых материалов позволят использовать данное учебное пособие как для самостоятельной работы студентов, так и для организации аудиторных занятий под руководством преподавателя.

Наличие грамматических тестов и ключей к ним делает возможным организовать работу студента в режиме самоконтроля.

Lektion 1

Thema 1

Употребление определенного и неопределенного артикля

 

В немецком языке существительные обычно употребляются с особым служебным словом – артиклем. На русский язык артикль не переводится. Артикль указывает на род, падеж и число существительного. Кроме того, артикль характеризует называемые предметы как определенные и неопределенные. Для выражения определенности и неопределенности существуют определенный (der definite Artikel), неопределенный (der indefinite Artikel) и нулевой (der Nullartikel) артикли.

Определенный артикль для мужского рода – der, для женского рода – die и для среднего рода – das. Определенный артикль во множественном числе для существительных всех родов – die. Неопределенный артикль для мужского рода – ein, для женского рода – eine, для среднего рода – ein. Во множественном числе вместо неопределенного артикля употребляется нулевой артикль. Артикли изменяются по падежам.

Нулевой артикль при именах существительных,

Грамматические упражнения

 

Образование множественного числа имен существительных

 

Множественное число существительных образуется от формы единственного числа с помощью суффиксов:

1) нулевого суффикса =, 2) с суффиксом -е, 3) с суффиксом -(е) n, 4) с суффиксом -er.

 

Иногда прибавление суффикса сопровождается у некоторых существительных умлаутом корневого гласного.

Например: der Arzt – die Ä rzte, das Buch – die B ü cher, die Tochter – die T ö chter.

 

Таблица образования множественного числа имен существительных

 

Без суффикса (с умлаутом и без него) С суффиксом -е (с умлаутом и без него)
Существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на - er, - el, - en,- chen, - lein: der Bruder – die Brüder der Arbeiter – die Arbeiter der Kessel – die Kessel das Verfahren – die Verfahren das Teilchen – die Teilchen и два существительных женского рода: die Mutter – die Mütter die Tochter – die Töchter 1. Большинство существительных мужского рода, в том числе заимствованные слова: der Tag – die Tage der Sohn – die Söhne der Ingenieur – die Ingenieure der Apparat – die Apparate и др. 2. Существительные среднего рода: das Werk – die Werke das Jahr – die Jahre 3. Некоторые односложные существитель ные женского рода: die Stadt – die Städte die Kraft – die Kräfte и др.
С суффиксом -en (- n) (без умлаута) С суффиксом -er (с умлаутом)
1. Большинство существительных женского рода: die Frage – die Fragen die Zeitung – die Zeitungen 2. Существительные мужского рода: der Genosse – die Genossen der Mensch – die Menschen der Student – die Studenten и др. 3. Некоторые существительные среднего рода: das Herz – die Herzen das Ende – die Enden 4. Заимствованные существительные среднего рода на -а, -um: das Drama – die Dramen das Thema – die Themen das Datum – die Daten 1. Большинство существительных среднего рода: das Land – die Länder das Feld – die Felder das Volk – die Völker 2. Некоторые существительные мужского рода: der Mann – die Männer der Wald – die Wälder der Reichtum – die Reichtümer

Примечание: Многие существительные иностранного происхождения, а также сложносокращенные слова образуют множественное число с суффиксом - s:

das Auto – die Auto s, der Klub – die Klub s, der Chef – die Chef s, der Lkw – die Lkw s.

 

Грамматические упражнения

 

Studentenviertel

In vielen Städten mit einer Universität gibt es sogenannte Studentenviertel. Das sind Stadtteile, in denen besonders viele Studierende leben. Bund gemischt und international wie die Leute, die man hier trifft, sind auch die meisten Geschäften. Kopierländen, Buchhandlungen, Stehimbisse, Cafés, Restaurants, Bars und Diskotheken – hier hat man sich auf den Geschmack und oft auch auf den schmalen Geldbeutel der Studierenden eingestellt. «Programmkinos» zeigen Filmklassiker und andere Filme jenseits des Massengeschmacks. Auf Plakaten an jeder Ecke erfährt man, wo etwas los – vom Esoterikkurs bis zum Rockkonzert.

In Städten ohne Studentenviertel gibt es in jedem Fall Cafés, Kneipen, Biergärten und Diskotheken, in denen man besonders häufig Studierende trifft.

Welche Lokale «in» sind und wo sich welche «Szene» trifft, erfährt man in Stadtillustrierten, Stadtführern oder, am besten, von Kommilitonen.

 

Вопросы падежей и вопросительные слова

 

 

1. В немецком языке имеются четыре падежа, отвечающие на следующие вопросы:

Номинатив (Nominativ): Генитив (Genitiv): Датив (Dativ): Аккузатив (Akkusativ): wer? was? wessen? wem? wen? was? кто? что? чей? чья? чье? чьи? кому? кого? что?

 

Ном.:   Ген.:   Дат.:   Акк.: Mein Freund studiert an einer Hochschule. Wer studiert an einer Hochschule? Die Bücher meines Freundes sind immer in Ordnung. Wessen Bücher sind immer in Ordnung? Er erzählt meinem Freund von unserem Werk. Wem erzählt er von unserem Werk? Ich besuche oft meinen Freund. Wen besuche ich oft?

 

2. Кроме того, употребительны следующие вопросительные слова:

wo? wohin? woher? wann? wie viel? warum? wozu? wie lange? wie oft? где? куда? откуда? когда? сколько? почему? зачем? как долго? как часто? wie? welcher? welche? welches? welche? was für ein? was für eine? was für ein? was für? как? каков? какова? каково? каковы? какой? какая? какое? какие? какой? какая? какое? какие?

 

Грамматические упражнения

 

1. Дайте на вопросы положительные ответы.

Образец: Bäckt dieser Bäcker auch Kuchen?                Ja, er bäckt auch Kuchen.  

1) Arbeitet Frau Klein als Sekretärin?

2) Holt man sich in der Kantine das Essen selbst?

3) Bedient der Ober auch draussen im Garten?

4) Bringt der Postbeamte auch am Samstag Post?

5) Ist die Bank am Freitag auch bis 17 Uhr geöffnet?

6) Gibt es in der Hochschule auch am Samstag Unterricht?

 

Test 1

Укажите правильный вариант ответа.

Paul hat bestimmt wieder seine Schüssel vergessen.

a) wer              

b) was                          

c) wem            

 

2. Er fährt nach Prag.

a) womit                      

b) wohin                      

c) wer              

 

3. Seit dem 1. September studiere ich an der Uni.

a) wann                       

b) seit wann                 

c) bis wann      

 

4. Thomas studiert an der Hochschule für Musik.

a) was            

b) wo                      

c) was für ein            

 

5. Es wird im Sommer sehr warm.

a) wie            

b) wer                     

c) was  

 

Thema 4

Разделительный генитив

В немецком языке после числительных einer – один, eine – одна, eines – одно, а также после некоторых местоимений – как, например, jeder – каждый, einige, mehrere – некоторые, несколько, viele – многие или после превосходной степени прилагательных может стоять существительное в родительном падеже множественного числа. На русский язык существительное переводится с предлогом из.

Образец: einer der Studenten – один из студентов;

jede der Frauen – каждая из женщин;

das grösste der Kraftwerke – крупнейшая из электростанций.

Примечание: В немецком языке после перечисленных выше слов может употребляться существительное с предлогом von, на русский язык это сочетание переводится также с предлогом из.

 

Образец: einer von den Studenten – один из студентов.

 

 

Грамматические упражнения

 

Задания к тексту

 

Test 2

 

Укажите правильный вариант ответа.

1. Manfred ist … … Student.

a) der fleissige

b) ein fleissiger

c) die fleissige

 

2. Das ist … … Stadt.

a) eine schöne

b) der schöner

c) die schöne

 

3. Sie spricht Deutsch wie … Deutsche.

a) das

b) die

c) eine

 

4. Dortmund und Düsseldorf sind grosse ….

a) Städte

b) Stadten

c) Städter

 

5. Er nennt uns den Namen … ….

a) diesen Menschens

b) dieses Menschen

c) dieses Mensch

 

Lektion 2

Thema 1

 С клонение прилагательных

 

 

Склонение прилагательных в немецком языке зависит от того, стоит ли перед существительным, кроме прилагательного, сопровождающее слово (и какое именно) или отсутствует. Если сопровождающее слово, артикль или местоимение ясно определяют падеж, род и число, то прилагательные получают окончания -e или -en.

Если сопровождающее слово отсутствует или оно недостаточно четко указывает на падеж, род и число, то само прилагательное принимает окончания определенного артикля.

 

Таблица падежных окончаний прилагательных

Единственное число

Окончания прилагательных,

употребляемых с определенным артиклем и указательным местоимением

Окончания прилагательных, употребляемых с неопределенным артиклем, притяжательным местоимением или с отрицательным местоимением kein

Окончания прилагательных, употребляемых без артикля

  m n f   m n f   m n f
Nom. Gen. Dat. Akk. -e -en -en -en -e -en -en -e -e -en -en -e Nom. Gen. Dat. Akk. -er -en -en -en -es -en -en -es -e -en -en -e Nom. Gen. Dat. Akk. -er -en -em -en -es -en -em -es -e -er -er -e

Множественное число

Окончания прилагательных, употребляемых с определенным артиклем, указательным, притяжательным местоимениями и отрицательным местоимением kein

Окончания прилагательных, употребляемых без артикля

Nom. Gen. Dat. Akk.

-en

-en

-en

-en

Nom. Gen. Dat. Akk.

-e

-er

-en

-e

 

Примечание: Во множественном числе после местоимений с неопределенным числовым значением viele, einige, mehrere, verschiedene и др., а также после количественных числительных, прилагательныеимеют в номинативе окончание - e (viele neue Studenten, fünf neue Studenten), а после местоимений alle, beide прилагательныеполучают окончание - en (alle neuen Studenten).

 

 

Грамматические упражнения

Thema 2

 Степени сравнения прилагательных и наречий

Степени сравнения выражают относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам. Различают три формы: положительную (der Positiv ), сравнительную (der Komparativ) и превосходную (der Superlativ).

Сравнительная степень образуется с помощью суффикса - er, присоединяемого к положительной степени прилагательного. Большинство однослоговых прилагательных с корневыми гласными a, o, u получают умлаут.

Например:  schnell – schnell er

                     gross – gr ö ss er

                     kalt – k ä lt er

                     kurz – k ü rz er

Если после прилагательного всравнительной степени следует сравнение, то употребляется союз als (чем).

Например:  Lisa ist grösser als Angela.

Если после прилагательного вположительной степени следует сравнение, то употребляются союзы wie, ebenso... wie, so... wie.

Например:  Lisa ist genau so  gross wie Georg.

Превосходная степень образуется с помощью суффикса - (е) st, присоединяемого к форме положительной степени. При этом большинство прилагательных с корневыми гласными a, o, u в превосходной степенитакжепринимают умлаут. Суффикс - е st имеют прилагательные, оканчивающиеся на -d, -t, -s, -ss, -sch, -x, -tz,- -z.

Например:  klein + st = der, die das klein st e

                     jung+ st = der, die das j ü ng st e

                     heiss+ est = der, die das heiss est e

                     kalt+ est = der, die das k ä lt est e

Существительное с прилагательным в превосходной степени стоит с определенным артиклем.

Кроме этой формы превосходной степени есть и другая am... -(e) sten: am kältesten, am kleinsten. Прилагательное в форме am... -(e)sten употребляется только как часть именного сказуемого.

Например:   Dieser Berg ist am höchsten.

 

Грамматические упражнения

 

Test 3

Укажите правильныйвариант ответа.

1. Sie kommt nicht ___ als in 15 Minuten.

а) später

b) spät  

c) die späteste

 

2. «Wie ist die Jugendherberge?» – «Es ist ___ Jugendherberge, die ich kenne.»

a) eine bessere

b)am besten

c) die beste

 

3. Welche Stadt hat __ Einwohner: Hamburg oder Köln?

a) viel

b) mehr

c) vieler

 

4. Der kürzeste Tag ist im Dezember und... Tag ist im Juni.

a) der lange

b) der längste

c) länger

 

5. Er ist genauso ___ wie ich.

a) grösser.                    

b) gross            

 c) der grösste   

           

Thema 3

Личные  местоимения

К личным местоимениям относятся: ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie, Sie.

Личные местоимения обладают некоторыми свойствами существительных. Местоимения er, sie, es указывают на существительные мужского, женского и среднего рода и имеют форму множественного числа sie. Все личные местоимения изменяются по падежам.

Обратите внимание на то, что род существительных в немецком и русском языках часто не совпадает, поэтому не совпадают по роду и соответствующие им личные местоимения. Например, в немецком языке слово das Buch среднего рода, и ему соответствует личное местоимение es. В русском языке слово книга женского рода, и этому слову соответствует местоимение она. Поэтому при переводе предложений «Ich habe das Buch schon gelesen. Es ist sehr interessant» на русский язык, местоимение es, обозначающее слово das Buch, следует переводить в данном случае она. «Я уже прочитал книгу. Она очень интересная».

 

Сравните также следующие примеры:

Ich lese gern diese Zeitschrift. Sie hilft mir beim Studium.

Я охотно читаю этот журнал. Он помогает мне в учебе.

 

Грамматические упражнения

 

Притяжательные местоимения

 

 

Каждому личному местоимению соответствует определенное притяжательное местоимение.

 

Личные местоимения Притяжательные местоимения Личные местоимения Притяжательные местоимения
ich du er sie es mein          мой dein             твой sein            его ihr              ее sein            его wir ihr sie Sie unser        наш euer          ваш ihr             их Ihr            Ваш

 

Притяжательное местоимение склоняется в единственном числе как неопределенный артикль, а во множественном числе – как определенный артикль.

Притяжательные местоимения могут переводиться на русский язык также местоимением свой. В отличие от русского языка, в котором местоимение свой может употребляться со всеми лицами единственного и множественного числа, в немецком языке каждое лицо имеет свое притяжательное местоимение.

 

Mein Beruf ist interessant. – Моя профессия интересна.

Ich liebe meinen Beruf. – Я люблю свою профессию.

Dein Beruf ist interssant. – Твоя профессия интересна.

Du liebst deinen Beruf. – Ты любишь свою профессию.

Unser Beruf ist interessant. – Наша профессия интересна.

Wir lieben unseren Beruf. – Мы любим свою профессию.

 

Грамматические упражнения

 

Указательные местоимения

 

 

Указательные местоимения изменяются по родам и числам и склоняются как определенный артикль.

 

Единственное число

Множеств. число

Падеж

m

f

n

для всех родов

Nom. Gen. Dat. Akk. dieser    jener jeder solcher

этот

тот

каждый

такой

diese jene jede solche эта та каждая такая dieses jenes jedes solches это то каждое такое diese jene jede solche эти те каждые такие
                   

Грамматическое упражнение

 

Грамматические упражнения

 

Грамматические упражнения

 

1. Переведите предложения, обращая внимание на перевод местоимения es.

A   B     C   1) In einem Forschungsinstitut für anorganische Chemie wurde ein neues Verfahren ausgearbeitet. Es findet in vielen Betrieben Anwendung. Unser Chemiekombinat nutzt es schon 2 Jahre. 2) Das Fernsehen wird auf vielen Gebieten der Volkswirtschaft genutzt. Es hilft die Arbeitsprozesse automatisieren. Man verwendet es für die Fernsteuerung vieler Prozesse. 3) In unserem Gebiet wurde ein Wärmekraftwerk errichtet. Man hatte es im Laufe von zwei Jahren gebaut. Es liefert Strom für das ganze Gebiet.   1) Alle Aspiranten studieren Fremdsprachen. Es ist für ihre wissenschaftliche Arbeit ausserordentlich wichtig. 2) Gegenwärtig sucht man nach Wegen für die zuverlässige Arbeit der Atomkraftwerke. Es ist jetzt Aufgabe №1.   1) Heute schneit es. 2) Es ist sehr kalt. 3) Es ist schon 6 Uhr. 4) Es steht vor dem Theater eine Menge von Menschen. 5) In der Kasse gibt es noch Theaterkarten.   D 1) Es ist notwendig, die Eigenschaften der neuen Stoffe genau zu erforschen. 2) Es ist jetzt möglich, die Energie des Lichtes in elektrische Energie umzuwandeln. 3) Es ist richtiger, nicht vom Zeitalter des Atoms, sondern vom Zeitalter der Kerntechnik zu sprechen.
   

Слова и выражения к тексту

 

oberrheinisch – вверх по Рейну

der Nebenfluss – приток (реки)

die Bayerischen Alpen – Баварские Альпы

das Wesertal – долина Везера

die Zugspitze – Цугшпитце (вершина в Альпах)

 

Задания к тексту

 

Test 4

 

Укажите правильный вариант ответа/

1. Meine Freundin will ein deutsch-russisches Wörterbuch haben. Ich schenke … ihr.

a) es

b) ihn

c) ihm

 

2. Wie geht es … Eltern? – frage ich meine Freunde.

a) ihren

b) euren

c) Ihren

 

3. Der Fremde fragte uns nach dem … Weg.

a) kürzeste

b) kürzesten

c) kürzestem

 

4. Im Ausland … man oft an die Heimat.

a) denkt

b) denken

c) denkten

 

5. … regnet heute den ganzen Tag und man badet nicht.

a) sie

b) man

c) es

 

Lektion 3

Thema 1

Количественные числительные

1. Числительные с 1 по 12 – корневые.

 

2. Числительныес 13 по 19 – производные, образуются из соответствующего корневого числительного путем прибавления суффикса - zehn, например: 13 – dreizehn.

Исключения: 16 – sechzehn, 17 – siebzehn.

 

3. Десятки 20–90 – производные числительные, образуются из соответствующего корневого числительного путем прибавления суффикса - zig, например, 40 – vierzig.

Исключения: 20 – zwanzig, 30 – dreissig, 60 – sechzig, 70 – siebzig.

 

 1 – eins  2 – zwei  3 – drei  4 – vier  5 – fünf  6 – sechs  7 – sieben  8 – acht  9 – neun 10 – zehn 11 – elf 12 – zwölf 13 – dreizehn 14 – vierzehn 15 – fünfzehn 16 – sechzehn 17 – siebzehn 18 – achtzehn 19 – neunzehn    20 – zwanzig  30 – dreissig  40 – vierzig  50 – fünfzig  60 – sechzig  70 – siebzig  80 – achtzig  90 – neunzig 100 – hundert   21 – einundzwanzig 22 – zweiundzwanzig 23 – dreiundzwanzig 24 – vierundzwanzig 25 – fünfundzwanzig 26 – sechsundzwanzig 27 – siebenundzwanzig 28 – achtundzwanzig 29 – neunundzwanzig

 

Запомните: Названия числительных до миллиона пишутся слитно.

 

4. Сотни, тысячи и т. д. – корневые существительные:

сто – hundert

миллион – die Million

триллион – die Billion

тысяча – Tausend

миллиард – die Milliarde

 

5. Дробныечислительные – производные, образуются из соответствующего корневого числительного путем прибавления суффикса - tel (с 3–19), - stel (с 20) и пишутся с прописной буквы:

1/3 – ein Drittel

2/10 – zwei Zehn tel

1/100 – ein Hundert stel

1/4 – ein Vier tel

3/20 – drei Zwanzig stel

Особые случаи образования дробных числительных:

1/7 – ein Siebtel

1/2 – ein halb (einhalb, halb, die Hälfte)

1 1/2 (1,5) – anderthalb, eineinhalb

Запомните: образцы чтения следующих числительных:

а) десятичные дроби:

0,1 – Null Komma eins,

0,03 – Null Komma Null drei,

0,752 – Null Komma siebenhundertzweiundfünfzig,

0,3 – Null Komma drei,

0,15 – Null Komma fünfzehn

 

б) сложные числительные:

– до 100:

21 – einundzwanzig, 43 – dreiundvierzig, 95 – fünfundneunzig;

– от 100 до 1000:

145 – (ein) hundertfünfundvierzig,

384 – dreihundertvierundachtzig;

– от 1000 и далее:

1 824 – tausendachthundertvierundzwanzig,

35 612 – fünfunddreissigtausendsechshundertzwölf,

3 835 405 – drei Millionen achthundertfünfunddreissigtausendvierhundertfünf

 

Запомните: названия миллиона и миллиарда употребляются как существительные и пишутся раздельно.

в) даты:

       При чтении дат от 1000 до 1099 соблюдаются общие правила чтения количественных числительных: 1051 – tausendeinundfünfzig – тысяча пятьдесят первый год.

       После 1099 сначала читается количество сотен, затем единиц, затем десятков:

в 1977 году – (Im Jahre) neunzehnhundertsiebenundsiebzig,

 1812 год – achtzehnhundertzwölf,

но 2000 год – zweitausend,

 2002 год – zweitausendzwei.

 

Примечание 1: Обратите внимание на значение и перевод наречий и прилагательных, образованных от числительных при помощи суффиксов и полусуффиксов - mal, - fach, - erlei, - ens: einmal – один раз; zweimal – два раза; zweifach – двукратный, двойной; в два раза, вдвое, вдвойне, дважды; dreissigfach – тридцатикратный, в тридцать раз; zweierlei – двоякий; erstens – во-первых; zweitens – во-вторых; drittens – в-третьих.

 

Примечание 2: Обратите также внимание на значение и перевод следующих выражений: doppelt so gross – в два раза больше; zehnmal so gross – в десять раз больше; но ein Zehntel so gross – в десять раз меньше (т. е. 1/10 часть).

 

Количественные числительные произносятся следующим образом.

1. При обозначении времени:

9.00 8.45 13.30 14.50 читается: neun Uhr acht Uhr fünfundvierzig или: Viertel vor neun dreizehn Uhr dreissig или: halb zwei (= nachmittags) vierzehn Uhr fünfzig или: zehn (Minuten) vor drei (= nachmittags)

2. При обозначении цены: (DM = Deutsche Mark, читается: «De-Mark»)

  DM 200 DM 2,98 DM 33,50 DM 0,55       читается: zweihundert Mark zwei Mark achtundneunzig dreiunddreissig Mark fünfzig fünfundfünfzig Pfennig(e)

 

3. При обозначении температуры:

14 °С 0 ° 2° – 2° + 29,9 °С читается: vierzehn Grad Celsius null Grad zwei Grad minus zwei Grad plus neunundzwanzig Komma neun Grad Celsius

 

4. В четырех действиях арифметики:

2 + 2 = 4 3 – 2 = 1 3 • 3 = 9 21: 7 = 3 читается: zwei plus (und) zwei ist (gleich) vier drei minus (weniger) zwei ist (gleich) eins drei mal drei ist (gleich) neun einundzwanzig (dividiert/geteilt) durch sieben ist (gleich) drei

 

 

Thema 2

Порядковые числительные

Порядковые числительные образуются путем прибавления к количественнымчислительным суффикса - te (до 19 включительно) и суффикса - ste (начиная с 20).

Исключения: der erste – первый, der dritte – третий.

 

der 1. – der erste der 2. – der zweite der 3. – der dritte der 4. – der vierte der 5. – der fünfte der 6. – der sechste der 7. – der siebte der 8. – der achte der 9. – der neunte der 10. – der zehnte   der 20. – der zwanzigste der 30. – der dreissigste der 40. – der vierzigste der 50. – der fünfzigste der 60. – der sechzigste der 11. – der elfte der 12. – der zwölfte der 13. – der dreizehnte der 14. – der vierzehnte der 15. – der fünfzehnte der 16. – der sechzehnte der 17. – der siebzehnte der 18. – der achtzehnte der 19. – der neunzehnte     der 70. – der siebzigste der 80. – der achtzigste der 90. – der neunzigste der 100. – der hundertste

der 21. – der einundzwanzig ste

der 34. – der vierunddreissig ste

der 56. – der sechsundfünfzig ste

 

Порядковые числительные склоняются как прилагательные. Они употребляются всегда с определенным артиклем. На письме после порядкового числительного ставится точка.

Образец:   der 2. Flug (der zweite Flug) – второй полет

der 1. Mai (der erste Mai) – первое мая

           den 1. Mai (den ersten Mai)            am 1. Mai (am ersten Mai)   – первого мая

in der Nacht vom 1. zum 2. Mai (in der Nacht vom ersten zum zweiten Mai) 

  в ночь с 1-го на 2-е мая.

Порядковые числительные могут субстантивироваться и, как сказано выше, склоняться так же, как прилагательные: der Erste – первый, die Erste – первая, das Erste – первое.

Формы на - er не склоняются: die achtzig er Jahre – восьмидесятые годы, in den achtzig er Jahren – в восьмидесятые годы

Грамматические упражнения

1. Перепишите предложения, переведите взятые в скобки слова. Даты напишите словами. Предложения переведите на русский язык.

Образец: Der Grosse Vaterländische Krieg begann (в 1941 году).

Der Grosse Vaterländische Krieg begann im Jahre neunzehnhunderteinundvierzig. Великая Отечественная война началась в 1941 году.

 

1) Der Grosse Vaterländische Krieg war (в 1945 году) zu Ende.

2) M. W. Lomonossow wurde (1711) geboren.

3) (В 1755 году) gründete man die Moskauer Universität.

 

Прочитайте вслух.

1) Karl V., ein Enkel Maximilians I., wurde 1520 in Aachen zum Kaiser gekrönt.

2) Ludwig XIV liess das Schloss von Versailles bauen. Viele deutsche Fürsten richteten sich in ihrem verschwenderischen Lebensstil nach Ludwig XIV.

3) Der Preussenkönig Friedrich II., ein Sohn Friedrich Wilhelms I und Enkel Friedrichs I., erhielt später den Beinamen «der Grosse».

4) Mit 361 gegen 360 Stimmen des Konvents verurteilte man Ludwig XVI. 1973 zum Tode.

 

6. Прочитайте вслух следующие обозначения времени. Дайте варианты произнесения.

17.30 12.20 9.15 11.50 23.57 19.45 14.40 0.03 0.45

 

Die Menschen

 

In Deutschland leben über 80 Millionen Einwohner, darunter 6,5 Millionen Ausländer. Die Bundesrepublik gehört zu den am dichtesten besiedelten Ländern Europas. Nur in Belgien und den Niederlanden ist die Bevölkerungsdichte noch grösser.

Die Bevölkerung in Deutschland ist sehr unterschiedlich verteilt. Der Grossraum Berlin mit seinen jetzt 3,6 Millionen Einwohnern wächst sehr schnell nach der deutschen Wiedervereinigung und am Ende des Jahrhunderts wird voraussichtlich acht Millionen Menschen zahlen. Im Industriegebiet am Rhein leben als vier Millionen Menschen – etwa 5 500 pro Quadratkilometer.

Der Westen Deutschlands ist wesentlich dichter besiedelt als die fünf neuen Länder im Osten. Dort leben auf rund 30 Prozent der Fläche nur ein Fünftel (16 Millionen) der Einwohner Deutschlands.

Fast jeder dritte Einwohner der Bundesrepublik lebt in einer der 85 Grossstädte (über 100 000 Einwohner). Das sind rund 26 Millionen Menschen. Die Mehrheit wohnt dagegen in Dörfern und Kleinstädten.

Deutschland zänlt zu den Ländern mit niedrigster Geburtenrate der Welt. Nach dem Zweiten Weltkrieg kamen rund 13 Millionen deutsche Vertriebene und Flüchtlinge aus den früheren deutschen Ostprovinzen und aus Osteuropa in das Gebiet des heutigen Deutschlands. Bis zum Bau der Berliner Mauer 1961 und der hermetischen Abriegelung der Grenze durch die damalige DDR wuchs die Zahl der Flüchtlinge von Ost nach Westdeutschland. In den sechziger Jahren kamen viele Gastarbeiter aus der Türkei, Italien, Jugoslavien und anderen Ländern in die Bundesrepublik.

 

Задание к тексту

 

Test 5

 

Укажите правильный вариант ответа.

1. Das Jahr hat 12 Monate. Der Januar ist … Monat.

a) der eine

b) die erste

c) der erste

 

2. Ich bin in der Stadt zum … Mal und kenne sie schlecht.

a) ein

b) erst

c) ersten

 

3. Sind Sie zum … Mal in Berlin?

a) ein

b) ersten

c) erste

 

4. Unser Zimmer liegt im … Stock.

a) drei

b) dritten

c) dritte

 

5. Die deutsche Delegation kommt in Moskau am … Dezember an.

a) siebten

b) sieben

c) siebente

Lektion 4

Thema 1

Основные формы глаголов

В немецком языке различают сильные и слабые глаголы, а также группу неправильных глаголов.

Каждый глагол имеет основные формы (Grundformen, Stammformen): инфинитив (der Infinitiv), содержащийоснову настоящего времени; претерит (das Prä teritum), содержащийоснову простого прошедшего времени и причастие II (das Partizip II).

Слабые глаголы образуют основу претерита от основы инфинитива при помощи суффикса -(е) te,а основу причастия II – при помощи приставки ge- и суффикса -(е) t:

lernen – lern tege ler nt;

wohnen – wohn tege woh nt.

Если корень слабого глагола оканчивается на - d, - t, - chn, - tn, - tm, - dm, - fn, - gn (arbeiten, zeichnen), то между корнем и суффиксами - te и - t имеется гласная e:

arbeiten – arbeit etege arbeit et;

zeichnen – zeichn etege zeichn et.

Глаголы с неотделяемыми приставками (be-, ge-, er- ver-, zer-, ent-, emp-, miss -) и глаголы с суффиксом -ier образуют причастие II без приставки ge- (be stellen – bestellt, er zählen – erzählt, organis ier en – organisiert, stud ier en – studiert).

У глаголов с отделяемой приставкой в третьей форме приставка ge- стоит между отделяемой приставкой и основой глагола: aufmachen – auf ge macht, abfahren – ab ge fahren.

Сильные глаголыобразуют свои основные формы нестандартно, т. е. путем изменения корневой гласной. Основа претерита сильных глаголов имеет нулевой суффикс и образуется только путем изменения корневой гласной. Причастие II образуется при помощи приставки ge- и суффикса - en, причем гласная может изменяться (f a hren – gef a hr en, h e lfen – geh o lf en). Приставку ge- не принимают глаголы с неотделяемыми приставками: ver stehen – verstand en, be ginnen – begonn en).

 

Ряд сильных глаголов меняет не только гласную, но и согласную:

ziehen – zog – gezogen;

stehen – stand – gestanden;

gehen – ging – gegangen;

tun – tat – getan;

essen – ass – gegessen.

Неправильные глаголыобразуют формы претерита и причастия II, как слабые глаголы, при помощи соответствующих суффиксов: - te, - t, однако меняют свою корневую гласную, как сильные глаголы:

 

bringen – brachte – gebracht denken – dachte – gedacht kennen – kannte – gekannt nennen – nannte – genannt brennen – brannte – gebrannt wenden – wandte – gewandt приносить думать знать называть гореть поворачивать

 

У глаголов с отделяемой приставкой в третьей форме приставка ge- стоит между отделяемой приставкой и основой глагола: ab ge fahren.

 

Таблица образования трех основных форм глаголов

 

Три основные формы

Инфинитив Претерит Причастие II

 

 

Слабые

глаголы

Без приставки lern-en arbeit-en lern-te arbeit-e-te ge-lern-t ge-arbeit-e-t
С неотделяемой приставкой; с суффиксом -ieren er-lern-en studier-en er-lern-te studier-te er-lern-t studier-t
С отделяемой приставкой aus-arbeit-en arbeit-e-te aus aus-ge-arbeit-e-t

 

Сильные

глаголы

Без приставки komm-en kam ge-komm-en
С неотделяемой приставкой be-komm-en be-kam be-komm-en
С отделяемой приставкой an-komm-en kam an an-ge-komm-en

 

При образовании основных форм возвратных глаголов обратите внимание на место возвратного местоимения sich:

sich erholen – erholte sich – sich erholt;

sich befinden – befand sich – sich befunden;

sich vorbereiten – bereitete sich vor – sich vorbereitet.

Грамматические упражнения

1. Образуйте основные формы:

A) от слабых глаголов:

lieben, dauern, hören, lernen, machen, arbeiten, absolvieren, besuchen, erzeugen, gehören.

 

B) от сильных глаголов:

fahren, beginnen, sprechen, besprechen, kommen, geben, stehen, gehen, helfen, lesen, nehmen, sehen, wachsen.

 

Задания к тексту

1. Ответьте на вопросы к тексту.

1) Wo liegt das College?

2) Wie alt ist das College?

3) Wie viele Studenten studieren am College?

4) Was befinden sich im Erdgeschoss?

5) Welche Räume liegen in den zweiten und dritten Stöcken?

 

TEST 6

Укажите правильныйвариант ответа.

1. Professor Keller hat gestern Vorlesungen ___.

a)hält               

b) gehalten        

c) halten

 

2. Frau Maier ist mit dem Auto zu der neuen Wohnung ___.

a) gefahren      

b) fuhr             

c) fährt

3. Am Sonntag haben wir uns mit unseren Freunden ___.

a)trafen                      

b) getroffen     

c) treffen

 

4. Er ist gerade ___.

a) abreisen       

b)abgereist      

c) reiste ab       

 

5. Der Student hat seine Semesterarbeit___.

a) beenden       

b) beendet       

c) beendetet

 

Thema 2

Система  временных форм в немецком языке

1. В немецком языке существует пять временных форм:для выражения настоящего времени одна временная форма – презенс (das Prä sens); для выражения прошедшего времени три временные формы – претерит (das Prä teritum), перфект (das Perfekt) и плюсквамперфект (das Plusquamperfekt); для выражения будущего времени – одна временная форма – das Futurum I (вторая временная форма, das Futurum II, в современном языке практически не употребляется для выражения времени).

2. Презенс и претерит являются простыми временными формами,они образуются путем прибавления личных окончаний к основе глагола. Перфект, плюсквамперфект и футурум являются сложными временными формами, они образуются при помощи вспомогательных глаголов haben, sein и werden (изменяемая часть сказуемого) и причастия II или инфинитива смыслового глагола (неизменяемая часть сказуемого), т. е. состоят из двух частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.453 с.)