Информационные жанры журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные жанры журналистики



Учебно-методический комплекс

для студентов специальности

«Журналистика»

 

 

Издательство

Тюменского государственного университета

2010

УДК: 070 (075.8)

 ББК: Ч612.16 я 73

 

О.А. Петрова, Н.Э. Шишкин. Информационные жанры журналистики: Учебно-методический комплекс для специальности «Журналистика». В комплекс вошли дидактические материалы по организации и проведению самостоятельной работы студентов: краткая характеристика информационных жанров журналистики, хрестоматия, содержащая тексты в жанрах заметки, интервью и репортажа; упражнения и задания. Так же УМК содержит Приложение и библиографический список.

Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, стр. 106.

Рекомендовано к изданию кафедрой истории и теории журналистики. Согласовано учебно-методической комиссией филологического факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В. В. Маркова,   к. филол. н., доцент.

                       РЕЦЕНЗЕНТЫ: А.А. Андреева, к. филол. н., доцент

                                                   Т. А. Топоркова, к. филол. н. доцент

 

 

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010

ВВЕДЕНИЕ

 

Еще в начале прошлого века были сформулированы вопросы, на которые должен дать ответы репортер, собирая материал для новостной публикации: «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «почему?». С тех пор прошло много лет. Изменялись принципы и приемы подачи материала, возникали новые каналы передачи массовой информации: телевидение и интернет. Но «пятерка вопросов» по-прежнему актуальна для каждого журналиста, работающего над информационными жанрами: заметкой, репортажем, отчетом, интервью.

Темп современной жизни диктует свои правила подачи журналистской информации. Лаконичные информационные материалы пользуются бо′льшим читательским вниманием, нежели развернутые рассуждения публицистов, к тому же зачастую грешащих ангажированностью. В этом еще одна причина внимания к новостным блокам: вдумчивая публика порой предпочитает из потока новостных сообщений составлять свою картину мира и оценивать ее с собственных позиций.

На характер журналистских текстов значительное влияние оказывает технический прогресс. Интернет, развивающийся в настоящее время и как канал передачи массовой информации, и как коммуникационная среда, требует краткости и точности в изложении жизненного материала. Поэтому на просторах «всемирной паутины» предпочтение отдается сообщениям информационного характера. Издавна известные репортерам приемы концентрации максимума информации в минимуме слов снова актуальны как никогда. А такое свойство интернета, как «иерархичность информации», (Калмыков, Коханова) требует использования принципа «перевернутой пирамиды».

Данный сборник дидактических материалов посвящен информационным жанрам. Он предназначен для самостоятельной работы студентов факультетов и отделений журналистики при изучении дисциплин «Журналистское мастерство», «Основы творческой деятельности журналиста», «Основы журналистики». Сборник содержит краткое изложение теории информационных жанров, хрестоматийные примеры публикаций, практические задания к ним, рекомендации профессионалов, приложение.

В заключение вводной статьи хотелось бы подчеркнуть, что любое учебное пособие – лишь помощник для студента при подъеме по ступенькам журналистского мастерства. Основной залог успеха – в регулярной практической деятельности: в оттачивании навыков профессионального письма, в работе с источниками информации и ньюсмейкерами.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

ЗАМЕТКА

Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт (Ворошилов). Является основным жанром в информационных агентствах и лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.

Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): «кто, что, где, когда и почему». Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.

Типы заметок

Чаще других в теоретической литературе выделяются следующие типы заметок в зависимости от объема подаваемой информации:

Хроника – информационное сообщение, объем которого равен одной-двум фразам. Иногда хроника не имеет заголовка, публикуется в подборках.

Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.

Расширенная заметка – информационное сообщение, которое сообщает достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини–вывода.

Можно назвать и еще одну классификацию заметок – в зависимости от характера освещаемой информации.

Жесткие новости относятся к правительственным и законодательным мерам, криминалу, катастрофам. Другими словами – это важные новости.

Мягкие новости – т.н. «человеческий интерес» или интересные новости, т.к. они часто носят развлекательный характер. В отличие от жесткой новости как сообщения высокой оперативности, мягкая новость менее оперативна. Мягкая новость рекомендуется при сниженной значимости события, когда отсутствует информационный повод.

А. Тертычный выделяет целый список жанровых разновидностей заметки, основные из которых:

Событийная заметка – построена на фактологическом описании.

Анонс – сообщает о будущих мероприятиях.

Аннотация и мини-рецензия – отражают уже состоявшееся информационное явление (книга, кинофильм, спектакль) с целью оценить, кратко описать его качество.

Мини-история – характерная для стандартов массовых изданий разновидность заметки, кратко описывает семейную, профессиональную или любовную интригу из жизни популярных личностей.

Формат

В последнее время в научно-практический оборот вводится понятие «формат» в отношении газетной и журнальной продукции. «В ряде контекстов оно уже употребляется в значении стандарт СМИ, обусловленный их типом, каналом распространения, объемом и полиграфическим форматом или хронометражем, особенностями аудитории, периодичностью, редакционной политикой» (Сурикова). Таким образом, формат (общественно–политический, спортивный, развлекательный, женский и др.) играет важную роль при отборе и определении стилистического облика новости. Например, заметки в «Коммерсанте», «Желтой газете» и журнале «Cosmopolitan» могут отличаться друг от друга разительным образом.

В наиболее строгих стилистических рамках создаются жесткие новости. Их серьезность воплощается не только содержательно, но и формально. Тексты предельно сжаты. В заметке, преподносящей жесткую новость, коммуникативная функция языка предстает в самом прямом смысле. Слово не несет никаких эстетических приращений. Лишние обороты, детали рассматриваются как стилистический изъян. Основными стилевыми чертами являются лаконичность и официальность. Лаконичность проявляется, прежде всего, в синтаксисе: четком, ясном, характеризующемся использованием сложных конструкций, которые позволяют «сжимать» информацию. Официальность заключается в формальном отсутствии автора, использовании лексики, близкой официально-деловому стилю – политических, экономических терминов. Как правило, подробно перечисляются чины и звания упоминаемых лиц.

Композиция заметки

Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

Композиция информационной заметки выстраивается по принципу «перевернутой пирамиды». В новости может быть важен ее субъект, результат, сама ситуация. В зависимости от этого журналист должен располагать ответы на вопросы «кто, что, где, когда и почему» по принципу убывающего интереса, т.е. начиная с самого главного. Этот принцип своим появлением обязан работе информационных агентств. Когда каждый блок сообщения агентства закончен в смысловом плане, его впоследствии легко подвергать редакционной правке: сокращать, не переписывая.

Поэтому лид – самый важный структурный элемент заметки. Любопытный совет для написания лидов дает Д. Рэндалл в книге «Универсальный журналист»: «Представьте себе, что вы прогуливаетесь за городом и в голове у вас – вся информация о некоем сюжете. Вдруг вы замечаете на вершине холма друга, которому будет интересно услышать вашу историю. Вы бежите к нему, все выше и выше, и когда добираетесь до него, у вас остается дыхание только на одну фразу, после чего вы рухнете без сил. Какие слова вы выпалите? Вот это есть лид».

С помощью перевернутой пирамиды можно не только выделять главное, но и расставлять акценты. Поскольку читатель привык, что в первых строках информационного сообщения находится главное, то зачин заметки автоматически воспринимается им как носитель самой важной информации. При ознакомительном чтении, когда в поле зрения попадают только лиды заметок, важность зачина также сложно переоценить.

В одном из пособий по журналистике был приведен такой пример. Сообщение о забастовке машинистов начиналось по-разному, и, соответственно, актуализировались различные аспекты новости.

1. «Прервано железнодорожное сообщение под Ла-Маншем» – акцент на событии, нейтральная подача.

2. «Рост недовольства среди машинистов привел к забастовке» – акцент на социальном недовольстве, журналист на стороне забастовщиков.

3. «Убытки владельцев железной дороги под Ла-Маншем исчисляются десятками тысяч фунтов стерлингов из-за забастовки…» – акцент на финансовых последствиях, журналист на стороне владельцев.

4. «Сорваны планы летних отпусков тысяч лондонцев» – акцент на неудобствах, которые причинила забастовка, журналист на стороне тех, кто не участвует в конфликте, но страдает от его последствий (Воскобойников, Юрьев).

Заголовок заметки

Характер заголовка информационных заметок может зависеть от формата издания, установленных внутри редакции правил. Строгие рамки «информативности» характерны для стандартов информационных агентств, хотя многие общественно-политические и даже массовые издания стараются придерживаться тех же правил: заголовок заметки должен сообщать о новости и избегать «рекламных» приращений. Опубликованная в журнале «Журналист» статья с советами американских коллег относительно газетных заглавий называлась «Если для понимания заголовка нужно прочесть статью, это не заголовок». При таком подходе можно выделить два основных типа заглавий.

1. Прямой информационный заголовок, сообщающий о новости (В Нижневартовск пришли деньги на жилье ветеранам, Аварийные службы получили новую технику).

2. Заголовок-резюме, в котором помимо сообщения о факте содержится его оценка (Ямальскому АПК есть чем гордиться, Конницы на параде не будет,  А жаль).

Издания бульварного характера исходят из других принципов, практикуя сенсационные, скандальные заголовки, призванные привлечь внимание читателя: интригующие (Кобзону подарили чудотворную икону, Бережная шантажом выходит замуж), фривольные (Дита фон Тиз показала роскошный стриптиз, Басков снял штаны на сцене), заголовки «обманутого ожидания», связанные с содержанием заметки игрой слов, жонглирующие фактами (Зарезан Дмитрий Нагиев, Ирина Нельсон сблизилась с Бараком Обамой).

 

ИНТЕРВЬЮ

Интервью – один из самых востребованных жанров современной печати. Благодаря уникальной вопросно-ответной форме, интервью удалось остаться самым узнаваемым жанром для читателей, пройти испытания периода постсоветской журналистики, который сопровождался серьезными стилевыми и жанровыми трансформациями газетных текстов.

В настоящее время интервью присутствует в прессе любого типа. Качественные общественно-политические и бизнес-издания используют информационный и аналитический потенциал жанра. Журнальный «глянец», массовая и бульварная пресса включают его в свою систему «инфотейнмента», предлагая читателю портретные интервью со «звездами» шоу-бизнеса, спорта. Такие интервью неизменно становятся ключевыми материалами отдельного номера.

Интервью – это «живые» голоса, которые «звучат» с газетных и журнальных страниц. Тексты этого жанра создают эффект особой достоверности, так как представляют информацию поступающей из первых уст ньюсмейкеров, экспертов, «звезд», простых людей.

Несмотря на свою кажущуюся простоту, интервью – жанр, требующий от журналиста серьезной профессиональной подготовки. Работа над интервью включает в себя несколько этапов. В процессе предварительного этапа журналист обдумывает стратегию общения с интервьюируемым, изучает имеющие отношение к теме разговора материалы, составляет примерный список вопросов, готовит технические средства. Далее следует само интервью, которое может иметь форму традиционной беседы тет-а-тет, а если непосредственный контакт невозможен, ведется при помощи средств коммуникации – телефона, электронной почты, интернет-пейджеров. И, наконец, заключительный этап – расшифровка, превращение устной беседы в газетный текст.

Подготовка интервью. Типы интервью

На предварительном этапе журналист должен иметь представление, интервью какого типа он собирается подготовить.

По степени раскрепощенности интервью можно разделить на официальные, предполагающие строго ограниченный рамками темы круг вопросов, и так называемые «интервью без галстука», протекающие в спокойной обстановке в форме беседы, ход которой может отступать от заранее намеченного плана.

По количеству участников интервью делятся на три типа.

Первый – это нечасто встречающееся интервью-монолог, в котором формально журналист не присутствует. Текст такого интервью монологичен: не содержит вопросов, в нем присутствуют только ответы. Еще реже встречаются интервью «с самим собой», своеобразный внутренний диалог.

Второй – традиционное интервью-диалог, предполагающее участие двух человек – интервьюера и интервьюируемого.

Третий тип – интервью-полилог. По такому типу строятся «круглые столы», в которых интервьюер играет роль модератора, направляющего ход разговора двух и более собеседников. К этому же типу можно отнести широко распространенные опросы, в которых большое количество респондентов отвечает на один или несколько заранее определенных журналистом вопросов.

По содержательным признакам интервью классифицируются на следующие типы: интервью-сообщение, в котором журналист получает актуальную информацию о каком-либо событии, проблеме; аналитическое интервью, в ходе которого журналист и его собеседник-эксперт занимаются поиском причинно-следственных связей, прогнозированием, оценкой событий, составляющих предмет разговора; интервью-портрет, в котором перед журналистом стоит задача раскрыть собеседника как личность, по возможности передать обстановку беседы, прокомментировать ответы, дать сопутствующую информацию.

Проведение интервью

Важный фактор для комфортного проведения интервью – установка психологического контакта между журналистом и его собеседником. Для его достижения репортеры используют контактоустанавливающие вопросы, позволяющие сгладить неловкость первых минут общения, нащупать точки соприкосновения, расположить к себе собеседника. Позднее эти вопросы и ответы на них могут не войти в текст интервью, однако свою немаловажную роль они сыграют.

Для более удачного хода беседы журналист может использовать «маски общения», чтобы подстраиваться под манеру общения своего собеседника. См.: Какие бывают маски // Шостак М. Профессионализм и этика репортера. М. 2001.

Несмотря на широкое распространение технических средств фиксации информации, журналист должен быть готов к проведению интервью «по старинке», при помощи ручки и блокнота. Не всегда известно, как ваш собеседник отреагирует на включенный диктофон. Иногда техника может подвести в самый ответственный момент и сорвать аудиозапись. Для начинающих журналистов заранее составленный список вопросов может послужить хорошим подспорьем. В этом случае не придется стараться удержать их в голове и можно будет больше внимания уделять течению беседы.

Расшифровка интервью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.021 с.)