Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и методы исследования кооперативного и конкурентного взаимодействия



Основные исследования общения как взаимодействия были выполнены И.Гофманом (1963, 1969, 1975). В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа общения модель коммуникационного обмена, состоящую из 4 элементов:

· коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое (непосредственное) — непрямое (опосредованное), симметричная — асимметричная передача сообщений);

· коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;

· коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;

· основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла сблизить информационный и интеракциональный подходы к изучению проблемы общения.

Интеракциональные подходы, были развиты главным образом в 60 - 70-е годы XX века. В отличие от информационного подходи, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, её поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональный подход признает, что само взаимодействие включает обмен сообщениями, но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Поведение понимается не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии). В рамках интеракционального подхода разработаны теоретические модели, пытающиеся объяснить главное — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р.Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Предполагают, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются так же, как организуется последовательность звуков в словах, предложениях и фразах.

Модель социального навыка (М.Аргайл, А.Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т.п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов.

Равновесная модель (М.Apгайл, Дж.Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации,

Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей метаобщения. Эти программы усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены.

Системная модель (А.Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н.Н.Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания.

Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г.М.Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 1999).

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим.

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру: безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования—равенства—подчинения и зависимости—независимости.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам (Обозов, 1979).

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979).

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н.Н.Обозова.

Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому человеку. Притяжение может быть одно- и двунаправленным (Обозов,1979). Противоположное понятие «отталкивание» (негация) связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно; поэтому партнер вызывает отрицательные эмоции.

Благоприятной предпосылкой для успешного формирования межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, сформированная на основе межличностного познания. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т.Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К.Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж.Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А.Меграбяна и Н.Эпштейна. методика уровня эмпатических способностей В.В.Бойко, методика И.М.Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В.Н.Куницыной, анкетная методика В.Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В.Ф.Ряховского и др.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Процесс межличностного воздействия. Процесс психологического воздействия (влияния), будут, в свою очередь, многомерной системой включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.

Стратегия - это способы действии субъекта по достижению главной цели психологическою воздействия на реципиента. Два основных типа стратегии психологического воздействия можно обозначить как монологический и диалогический (Балл, Бургин, 1994). Субъект воздействия, руководствующимся монологической стратегией, ведет себя так, как если бы только он был полноправным субъектом и носителем истины, а реципиент — лишь объектом влияния. Он сам, как правило, безотносительно к предпочтениям реципиента, устанавливает цель воздействия Что касается процесса воздействия, то часто субъект вынужден для обеспечения его результативности учитывав особенности реципиента. В рамках монологического типа стратегии выделяются два полтипа императивный и манипулятивный. При императивной стратегии желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом, на понимание и исполнение предписании которого должна быть направлена активность реципиента. При манипулятвной стратегии цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования субъектом воздействия активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в желательном для него направлении (Доценко, 1997). В отличие от манипулятивной стратегии, диалогическая (развивающая) стратегия исходит из признания субъективном полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров и поэтому стремится абстрагировался от всевозможных различий между ними.

Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами. Все тактики можно подразделить на две основные группы кратковременного и длительного эффекта.

При адекватной интенсивности, воздействие может более или менее фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения (Бодалев, 1996).

Средства воздействия могут быть вербальными и невербальными (паралингвистическими и экстралингвистическими}. По сравнению с другими элементами процесса средства влияния являются наиболее вариативными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

Убеждение В психологической и педагогической литературе понятие «убеждение» используется в трех планах, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности, в-третьих, как процесс воздействия. Убеждение применительно к психологическому воздействию может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их различна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т.е. в процессе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок.

Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта.

Под внушением (суггестией) понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований, Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений.

Заражение заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни), вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

Формы межличностного воздействия могут быть речевыми (письменными и устными), наглядными и демонстрационными. Выделение названных форм необходимо для научного анализа и выработки конкретных рекомендаций по оптимизации психологического воздействия в практической работе. Легче всего воспринимаются устные (речевые), наглядные и особенно демонстрационные формы. Выбор форм определяется многими факторами: задачами воздействия, личными и деловыми качествами объекта и субъекта, материально-финансовыми ресурсами субъекта и пр.

Система аргументации предполагает абстрактные доказательства и сведения конкретного характера. Как показывают исследования, наиболее эффективной является фактическая и цифровая информация, которая легче запоминается и сопоставляется. В качестве критерия эффективности довода (величины его вклада в конечный продукт взаимодействия) может являться мера сближения позиций участников беседы. Косвенным свидетельством эффективности аргумента считается улучшение отношений между собеседниками, возрастание их доверия друг к другу (Гайда, 1987; Шибутани, 1998; Андреева, Богомолова, Петровская, 2001). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации (доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта), а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и пр.).

Критерии эффективности воздействия могут быть стратегическими (отсроченными в перспективе, например, мировоззренческими) и тактическими (промежуточными), которыми руководствуется субъект в процессе воздействия на партнера (к примеру, речевыми высказываниями, мимикой и пр.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их интенсивность и частоту проявления.

Условия воздействия включают место и время общения, количество участников общения, на которых оказывается воздействие (Росс, Нисбетт, 1999).

 

Психология малых групп

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой в социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп (или контактных групп) возник очень давно. Это можно объяснить следующими факторами:

Ÿ  Необходимость решения социальными институтами и организациями определенных социально-экономических задач порождает потребность в создании внутри них элементарных функциональных подразделений (малая группа), социально ориентированных на эти задачи. Таким образом, причины возникновения малой группы следует искать вне ее и вне ее индивидов, ее образующих, - в более широкой социальной системе. (Развитие частного бизнеса привело к созданию в его структурах - отделов: маркетинга, рекламы, связей с общественностью и т.п.) - объективная причина.

Ÿ  Родственные, приятельские отношения могут служить основанием для создания того или иного малого структурного подразделения под «своего» (или «нужного») человека в организациях как государственного, так и не государственного типа - субъективная причина.

Ÿ  Стремление индивидов к удовлетворению потребностей связанных со сферой человеческого общения (неформальные группы).

Основные критерии выделения малой группы: количественные и качественные. Рассмотрение малых групп как человеческих общностей (в отличие от больших и средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы: за нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает 3 человека, поскольку группе из двух человек - диаде - групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микро-группы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы: - первичные, т.е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности; - вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Количественные признаки малой группы, ее нижние и верхние границы, определяются качественными признаками, основными из которых являются: - контактность, т.е. возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями; - целостность, социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Малая (контактная) группа - это небольшое по размеру объединение людей, в котором все ее члены могут непосредственно взаимно общаться и взаимодействовать друг с другом.

Непосредственность взаимообщения и взаимодействия личностей в группе создает социально-психологический эффект межличностных взаимоотношений внутри группы (групповой интраэффект), величина которого зависит от степени интеграции индивидуальных сознаний в сознание групповое. На определенном высоком уровне интегрированного единства группы последняя начинает так или иначе взаимообщаться и взаимодействовать другими группами более широкого сообщества и обществом в целом (интергрупповой эффект).

Механизмы групповой динамики:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

2. «Идиосинкразический кредит».

3. Психологический обмен.

Разрешение внутригрупповых противоречий: Исследователи выделяют наличие нескольких типов групповых противоречий:

1. Между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью.

2. Между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

3. Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту.

 Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения противоречий и их последующего разрешения.

  «Идиосинкразический кредит». (Е.Холландер) Проблема соотношения уровня нормативного поведения (в узком смысле - конформности) и величины статуса индивида в группе (т.е. фактически - лидерства). Предполагается, что вопреки традиционным представлениям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и приводя группу на более высокий уровень функционирования. Лидер гораздо сильнее других членов ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение. Этому члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей, и если это способствует лучшему развитию группы. Следовательно, возникает феномен «идиосинкразического кредита» - своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (т.е. поведение отклоняющееся от групповых норм). Но данный механизм не всегда может срабатывать.(экспериментальная проверка обсуждаемой модели не дала однозначных результатов: точка зрения французских социальных психологов С.Московичи ставит под сомнение валидность данного феномена).

  Психологический обмен (ценностный). Психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами-участниками взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.

 В связи с анализом процесса ценностного обмена применительно к межличностному взаимодействию вводится понятие - ценностного вклада индивида - это любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.

 Одним из основных приемов функционирования ценностного обмена является феномен социального проникновения (И.Альтмен,1973; Д.Тейлор,1983). Он характеризует экстенсивность (широту) и интенсивность (глубину) развития межличностных отношений в диадическом взаимодействии (личностное взаимораскрытие партнеров по общению).

 Прослеживая динамику социального проникновения установлено, что формирование межличностных отношений в своем развитии проходит ряд условных этапов (стадий):

1. Стадия ориентации - отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов.

2. Стадия пробного эмоционального обмена - контакты часты, но поверхностны (обмен между членами диады информацией личностного характера).

3. Стадия полного эмоционального обмена - контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (часто обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия.

4. Стадия установившегося обмена - контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.

В случае несовместимости членов диады в личностных и поведенческих аспектах в первую очередь имели место нарушения именно в сфере ценностного обмена, и взаимодействие прерывалось на самом начальном этапе, в стадии ориентации. Уже на уровне диады (элементарная разновидность малой группы) процесс психологического обмена выступает в качестве существенного условия развития и построения системы межличностных отношений. В еще большей степени этот процесс обнаруживается в «нормальных» по объему малых группах.

 Процесс ценностного обмена в малой группе проходит как минимум два уровня:

1. Диадный уровень характерен для начального этапа жизни группы, когда она не сложилась как целое. Ценностный обмен развертывается между любыми двумя членами группы.

2. Собственно групповой уровень более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен информацией рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных взглядов в жизнедеятельности группы.

 В реальном групповом процессе, на стадии значительного развития группы оба указанных уровня ценностного обмена тесно связаны между собой, и их разведение чаще всего возможно лишь в теоретическом анализе.

 В субъективном плане малая группа образуется в процессе реализации индивидами потребности в общении. Центральным феноменом является психологическая общность. Основными ее критериями являются: - общность мотивов, целей, ценностных ориентаций, социальных установок и идентификация со своей группой (осознание себя как «Мы», а других как «Они»). Психологическая общность проявляется так же в наличии таких характеристик как: совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат.

 

1.2. Неоднозначность понятия «малая группа» породила многообразие предлагаемых классификаций. В социальной психологии допустимы самые различные основания для классификаций малых групп.

1. Малая группа является основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать:

-группы искусственны е (лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач;

- естественные, то есть существующие независимо от воли исследователя.

Психолог должен иметь четкое представление на каких объектах, в каких условиях получены те или иные факты и закономерности, в какой степени реальные знания, полученные в лабораторных условиях применимы к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями в естественных социальных группах.

2. Первичные и вторичные группы (Ч.Кули). Это деление сейчас фактически утратило свой смысл (т.к. определение сходно с малой группой) и сохраняется только лишь по традиции. Вторичные в этом случае, те группы, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи.

3. Формальные и неформальные группы. (Э.Мэйо, выделил при проведении Хотторнского эксперимента 1924-1936).

Формальные группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями (первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и пр.). Основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках малых групп - является совместная деятельность.

Неформальные группы - объединение людей, возникающее на основе внутренних присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, симпатии и любви (дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями). Неформальные группы могут создаваться внутри формальной (группировки в школьном классе), группы, возникшие как неформальные на определенном этапе могут приобретать признаки формальной группы.

4. Временные и стабильные. Временные - в рамках которых объединение индивидов ограниченно во времени (соседи по купе в поезде, участники дискуссии ). Стабильные, то есть относительное постоянство существование которых определяется их предназначением и договоренными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).

5. Открытые и закрытые. В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выходе из нее.

6. Группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные. Временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем, под руководством практического психолога-тренера.

7. Референтные группы. Понятие введено, но определение не дано Г.Хайменом (1942г., эксперимент со студенческими группами); Т.Ньюком(референтность - психологическое причисление себя к группе); М.Шериф, Г.Келли и др.

 Социальные психологи увидели в референтной группе «ключ» к пониманию процессов формирования социальных установок и самооценок.

 Референтная группа - иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства.

 Референтность малой группы - это значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида.

Р.Мертон выделил условия, при которых индивид выбирает в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1) если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.082 с.)