Воля как функция иерархии мотивов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воля как функция иерархии мотивов



По мнению А.Н.Леонтьева А.Н.Леонтьева, ни ситуация выбора, ни факт преодоления препятствия, ни наличие физического усилия сами по себе не свидетельствуют о проявлении воли. Так, действия Пьера Безухова (Толстой А.Н. «Война и мир») не могут быть отнесены к волевым, когда он раскладывает пасьянс в надежде на подсказку в вопросе отступать из Москвы или нет. И когда пасьянс указывает ему на отступление, решает остаться. Так же нельзя считать действия волевыми, когда люди, одержимые различного рода зависимостями, демонстрируют удивительную находчивость в поиске предмета этой зависимости. А.Н.Леонтьев ведущим признаком волевого действия считал победу социальных и идеальных мотивов над объектно – предметными и наглядными.

У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремального сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказы или перейдет во внешней план самокоманды. В своей лекции, посвященной проблеме воли, Леонтьев иллюстрирует такой вариант с помощью анекдотической истории: «У некоторого офицера был денщик. Однажды этот офицер услышал, что денщик его в соседней комнате глубоко вздыхает. Он его, спросил: «Что ты вздыхаешь?» - «Пить хочется». – «Ну, так ты пойди, принеси воды и напейся». – «Да идти не хочется». Тогда офицер говорит: «Слушай, Иван! Принеси мне стакан воды!». Денщик вскакивает, бежит за водой, приносит стакан воды. «Пей!». История была разрешена».

Волевой акт, таким образом, представляет собой результат борьбы конкурирующих мотивов – биологического и социального. У сложившейся личности социальный мотив за счет волевого акта всегда будет играть решающую роль и возьмет верх над объектным, биологическим. Данный эффект А.Н.Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации».

Волевым действия могут быть названы таковыми только в контексте целостной человеческой деятельности. Задолго до теории Леонтьева на связь воли и особенностей мотивов выбора, обратил внимание греческий мыслитель Аристотель. «Человек – сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, - это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначально, то есть намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими иди дурными». Наш выбор основывается на идеальных представлениях – зле и добре. Но для того, чтобы поступок был действительно волевым и этого недостаточно. Если граждане выбирают социальный мотив (хорошее) по принуждению, то их мужество не является подлинным, во всяком случае, их мужество ниже по степени, так как «они поступают так не от стыда, а от страха, избегая не позора, а страдания».

Волевой акт разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному. Например, вам нужно заставить маленького ребенка съесть кашу. Что будет эффективнее: пообещать ему, что он получит вкусное пирожное после того, как съест кашу (идеальная форма мотивации), или положить вожделенное пирожное перед ним? Ответ очевиден. В первом случае ребенок мгновенно проглотит нелюбимое блюдо, а во втором – разразится плачем. То есть в случае конфликта мотивов прием соподчинения их в качестве последовательных этапов деятельности и представленность одного из них в идеальном (воображаемом) плане действует достаточно эффективно. При одновременном присутствии и каши, и пирожного волевое усилие должно быть приложено значительно больше.

Волевые качества личности

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли (см. схема 10 – Волевые особенности личности).

При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:

- целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

- настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

- выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

- решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

- инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

- самостоятельность – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

- организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;

- дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

- смелость – умение побороть страх и идти на определенный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

- исполнительность – старательность, выполнение в срок поручений и своих обязательств.

Большинство волевых качеств представляют собой биполярные шкалы, то есть снижение уровня развития какого – либо волевого качества не означает простое его отсутствие у человека, а приводит к появлению противоположной черты, характеризующей безвольную личность.

Волевые качества личности связаны со сформированностью у человека различных этапов волевого действия. У человека могут быть сформированы лишь отдельные волевые свойства, что приводит к деформации сознательной саморегуляции поведения.

Таблица 13.1.

Соотношения этапов волевого действия и волевых качеств личности

Этапы волевого действия Волевые качества личности
Постановка цели Целеустремленность, самостоятельность
Борьба мотивов и принятие решения Решительность, самостоятельность
Исполнение решения Настойчивость, самообладание, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность
Оценка и анализ результатов действия Ответственность, самостоятельность

 

Если уровень сформированности волевых качеств не достаточен, то формируется такая характерологическая черта как слабоволие. Нарушения волевой регуляции слабовольных людей проявляются в снижении активности, отсутствии инициативы, в пассивности в значимых ситуациях, отказе от преодоления жизненных трудностей.

Развитие волевых качеств должно служить целям самовоспитания личности, поскольку они играют в жизни человека большую роль, составляют основу целенаправленной произвольной регуляции жизнедеятельности. Без активности самого человека, его волевых усилий невозможно достижение поставленных целей, воплощение в жизнь задуманных планов. Во многих случаях волевые свойства личности являются фактором профессиональной пригодности (для сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, учителей, спортсменов и др.), влияют на профессиональное продвижение и достижение профессионального мастерства.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя понятие психической регуляции поведения?

2. Каковы функции воли в поведении и деятельности человека?

3. В чем состоят отличия простых и сложных волевых действия?

4. С помощью каких механизмов происходит трансформация или создание дополнительного смысла действия, регулирующего выполнение волевого действия?

5. Какие волевые качества личности вы знаете?

6. Соотнесите этапы волевого действия и волевые качества личности

Рекомендуемая литература:

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М., 2002. – С. 207-213.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: 1998

3. Ильин Е.П. Психология воли. – Спб., 2000

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб., 2003. – С.373-392.

5. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Общая психология. Готовимся к экзаменам. – Брянск: БГУ, 2004. – С.84-89.

6. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М., 1994. – С.358-366.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. – М.: МГУ, 2004. – 206-212.

 

 

Тестовые задания

1. Критерием проявления воли является: а) волевое действие; б) выбор мотивов и целей; в) волевые качества личности;; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Волевое поведение выполняет функцию: а) преодоления препятствий на пути к цели; б) гармонизации мотивов; в) устранение внутренних конфликтов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Воля – это: а) желание; б) аффект; в) мотивация; г) рефлексия; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Какова динамика борьбы мотивов при реализации волевого акта у взрослого человека? а) биологический мотив побеждает социальный; б) биологический мотив трансформируется в социальный; в) социальный мотив побеждает биологический.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.014 с.)