Понятия индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности



Личность изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте.

Так, например, социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика - как носителя моральных убеждений. Педагогика - как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности.

Единство человека обеспечивается единством его четырех структур: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Носителем биологического в человеке является индивид. Человек, как индивид, представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств. Развитие этих свойств осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Социальное пространство в человеке представлено в понятиях личности и субъекта деятельности. Индивид в ходе онтогенеза приобретает новые качества. Они формируются на основе биологической природы.

Источником развития является социум. Личность находится в сфере влияния различных отношений: в процессе производства и потребления материальных благ, политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология - психология раба, господина или свободного человека.

Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Посредством идеологии формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе.

Чем более зрелой становится личность, тем больше она сама определяет ход своего развития.

Личность – субъект сознательной деятельности; системное социальное качество индивида.

Субъект деятельности - определенные свойства индивида и личности, формирующиеся и выражающиеся в деятельности. Наиболее часто называют такие виды деятельности как труд, познание и общение.

Индивидуальность – неповторимое сочетание в человеке качеств всех трех уровней его организации.

Ананьев вводит понятие жизненного пути, как основной формы развития личности. Результат - социальная зрелость. Жизненный путь - общественная биография человека в условиях возрастно – физиологических изменений и психического развития. Изучение биографии предполагает анализ дневников, записей, воспоминаний. Б.Г.Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека – особенности его переживаний и воспоминаний.

Структура личности

Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Приведем примеры структурных концепций личности.

А.Ф.Лазурский рассматривает структуру личности, уровни психической организации и соответствующие им типологии личности. Личность рассматривается как единство двух психологических механизмов. Первый - эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность. Эти психические функции организуются в темпераменте, умственной одаренности, характере. Вторая - экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Например, способность к творческой деятельности (способствует развитое воображение), занятие искусством (способствует высокая чувствительность). Следовательно, эндопсихика и экзопсихика тесно связана между собой, так как внутренние способности располагают к развитию внешней деятельности.

Структура личности (по С.Л.Рубинштейну) включает следующие компоненты:

Направленность проявляется впотребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении.

Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

Индивидуально – типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях.

  Центральным компонентом структуры личности В Н. Мясищева является понятие "отношение". В структуру отношения Мясищев включает "эмоциональную", "оценочную" (когнитивную, познавательную) и 'поведенческую стороны. Развитие личности рассматривается как развитие избирательности ее отношений.

Личность, по Платонову - динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними. В этой системе выделяется четыре подструктуры личности: подструктура направленности и отношений личности; подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; подструктура индивидуальных особенностей психических процессов; подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.004 с.)