Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности
Личность изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая в определенном аспекте. Так, например, социология изучает личность как члена социальных и демографических групп населения. Этика - как носителя моральных убеждений. Педагогика - как объект обучения и воспитания. Психология изучает закономерности развития и формирования личности. Единство человека обеспечивается единством его четырех структур: индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Носителем биологического в человеке является индивид. Человек, как индивид, представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств. Развитие этих свойств осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Социальное пространство в человеке представлено в понятиях личности и субъекта деятельности. Индивид в ходе онтогенеза приобретает новые качества. Они формируются на основе биологической природы. Источником развития является социум. Личность находится в сфере влияния различных отношений: в процессе производства и потребления материальных благ, политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология - психология раба, господина или свободного человека. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Посредством идеологии формируется психология личности, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. Личность вместе с тем разделяет или не разделяет психологию группы, в которую входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность или противоположность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, самому себе. Чем более зрелой становится личность, тем больше она сама определяет ход своего развития. Личность – субъект сознательной деятельности; системное социальное качество индивида. Субъект деятельности - определенные свойства индивида и личности, формирующиеся и выражающиеся в деятельности. Наиболее часто называют такие виды деятельности как труд, познание и общение. Индивидуальность – неповторимое сочетание в человеке качеств всех трех уровней его организации.
Ананьев вводит понятие жизненного пути, как основной формы развития личности. Результат - социальная зрелость. Жизненный путь - общественная биография человека в условиях возрастно – физиологических изменений и психического развития. Изучение биографии предполагает анализ дневников, записей, воспоминаний. Б.Г.Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека – особенности его переживаний и воспоминаний. Структура личности Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Приведем примеры структурных концепций личности. А.Ф.Лазурский рассматривает структуру личности, уровни психической организации и соответствующие им типологии личности. Личность рассматривается как единство двух психологических механизмов. Первый - эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность. Эти психические функции организуются в темпераменте, умственной одаренности, характере. Вторая - экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Например, способность к творческой деятельности (способствует развитое воображение), занятие искусством (способствует высокая чувствительность). Следовательно, эндопсихика и экзопсихика тесно связана между собой, так как внутренние способности располагают к развитию внешней деятельности. Структура личности (по С.Л.Рубинштейну) включает следующие компоненты: Направленность – проявляется впотребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении. Знания, умения, навыки – приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности. Индивидуально – типологические особенности – проявляются в темпераменте, характере, способностях. Центральным компонентом структуры личности В Н. Мясищева является понятие "отношение". В структуру отношения Мясищев включает "эмоциональную", "оценочную" (когнитивную, познавательную) и 'поведенческую стороны. Развитие личности рассматривается как развитие избирательности ее отношений.
Личность, по Платонову - динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними. В этой системе выделяется четыре подструктуры личности: подструктура направленности и отношений личности; подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; подструктура индивидуальных особенностей психических процессов; подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности. С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.004 с.) |