Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для чего требуется характеризовать изученность проблемы и существующую, использованную автором литературу?
1. Для того, чтобы представить свою работу как самостоятельное исследование, которое не является простым копированием чужого текста. Для того, чтобы продемонстрировать свою эрудицию, а точнее — научную добросовестность, знакомство с ключевыми работами в избранном предметном поле. Чтобы представить навыки научного анализа и научной дискуссии. Даже если есть работы, чье название созвучно вашей теме, вы всегда можете доказать свою самостоятельность, определив, чем отличается ваша работа от работ предшественников: источниковой базой, методологией, иерархией задач, фокусом, выводами. Любой исследователь «стоит на плечах» своих предшественников, которые создают ему эмпирический и теоретический базис. Они заслуживают того, чтобы сказать об их работах содержательные вещи, а не просто перечислить их. При подготовке обзора литературы автор демонстрирует способность к научному анализу: отмечает вклад другого автора в разработку темы, специфику его работы, ее значимость. Оценка не должна носить сугубо комплиментарный характер. Напротив, о научной зрелости исследователя свидетельствует критический анализ работ: какие научные проблемы были решены, какие поставлены, а какие — оставлены без внимания. Обзор литературы лучше сделать проблемным, а не хронологическим. В нашем примере по националистическим партиям и движениям целесообразно сгруппировать литературу в такие блоки, как теория национализма (Б.Андерсон, Э.Геллнер, Э.Хобсбаум, Э.Смит, Т. Нейрн, М. Хектер, И.Валлерстайн); работы, посвященные националистическим партиям и движениям; работы по анализу политических систем и процессах в выбранных кейсах. Как правило, в социальных и политических исследованиях есть группа материалов, которые сочетают в себе элементы источников и литературы. К ним могут относиться аналитические отчеты и записки информационно-аналитических центров, публицистические статьи, написанные учеными; социологические обзоры, т.е. такие материалы, где представлены первичные источники и аналитические суждения. Эти материалы нужно выделить в отдельную группу и объяснить, в какой мере они относятся к источникам, а в какой — к литературе. Это далеко не формальность. В источниковой части мы имеем возможность сами оценить и интерпретировать данные, в исследовательской — определить позицию автора и его вклад в изучение проблемы.
Гипотеза Сугубо формально гипотеза не является необходимой частью синопсиса. Но она — очень желательная часть. Гипотеза возникает на основе прочитанного, обработанного материала и изученной литературы. Она представляет собой научное предположение, четко сформулированное, которое возможно проверить. Гипотеза является авторским вкладом в анализ научной проблемы. Ее можно и должно верифицировать, уточнять, опровергать или доказывать. Если вам и не удастся сделать грандиозное открытие, то ваш собственный аналитический и мыслительный инструментарий при этом получит несомненное приращение. Слайд 10 Как образно представить единство и целостность текста? Логично представить целостный текст в виде исследовательской модели. Существует множество графических изображений такой модели. Например, Филипп Шмиттер представляет ее в виде замкнутого круга, который начинается с определения идеи и вытекающей из нее темы, последовательно проходит фазы концептуализации, выработки гипотезы, выбора кейсов, определения методологии, написания проспекта (синопсиса), операционализации и определения индикаторов, самооценки. И возвращается вновь к верификации идеи и темы. При этом между фазами цикла есть пересекающиеся линии, поскольку каждый из элементов этой модели связан с другими элементами. Слайд 11. Другие авторы представляют модель в виде цепочки: выбор теории, сбор данных, анализ данных, обобщение, проверка гипотезы. Слайд 12. Но можно наглядно всего представить единство научного текста в виде детской пирамидки, на конус которой нанизаны колечки разного цвета и ширины. Научная проблема представляет собой тот самый конус. Объект, предмет, цели, задачи, методология, методы нанизываются на этот конус, составляя целостную и логически выстроенную конструкцию. Собрать пирамидку — тест на сообразительность и терпеливость малыша. Для представления единого и стройного научного текста тоже нужны и сообразительность, и терпение. Требуется постоянное сопоставление предмета, цели и задач, методов и методологии, соответствие источниковой базы поставленной научной проблеме, выверен-ность структуры работы в соотнесении ее с намеченными задачами, верификация избранной методологии в отношении используемого эмпирического материала. Зато когда все это логически выстроено, то проблем с защитой не возникнет, рецензенты отметят системность мышления, квалификация будет признана соответствующей требованиям. И будет вам счастье, как бывает счастлив ребенок, впервые собравший казавшуюся трудной пирамидку.
Наука, как и добродетель, сама себе награда. Чарлз Кингсли Слайд 13 Алгоритм написания статьи Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто, как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь — неадекватное представление содержания научного материала в заглавии. Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта исследования. Предмет исследования — это совокупность существенных признаков (или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об объекте — это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто исследовался. Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно является неадекватным. Иначе говоря, предмет — это изучаемые параметры, а объект — это изучаемое явление в целом. В заглавии принято указывать, во-первых, предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия образуют ключевые слова — именно они помогут коллегам распознать статью среди тысяч других. Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким, перегруженным ключевыми словами. Типичные ошибки: «К вопросу о …» «Проблемы ….» Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий — использование «публицизмов». Публицизмы — это красивые слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально неподготовленным читателем — профаном. Как правило, публицизмы несут выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого, если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е. давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе эзотерического эссе, которые нельзя озаглавить иначе, чем «Взгляд и Нечто». Заглавия «Слагаемые успеха», «Если заглянуть глубже», «Творя и познавая», «Руками коллектива» пригодны на все случаи жизни. Однако в некоторых случаях публицизмы допускаются и, более того, оправданы. Пример: «Почему Россия — «несвободная страна, Или о том, как нас посчитали»». Что прочтет в названии непрофессионал? Что прочтет специалист в области индексов и политических режимов? В обществоведческих журналах часто встречаются публицистические «орнаменты» заглавий. К ним относятся, например, выражения «Мифы и реальность», «Опыт и проблемы», «Опыт анализа…». Позитивная функция «орнаментов» состоит в том, что заглавие приобретает стилистическую завершенность, а отрицательная — в создании помех при предметизации и систематизации статьи. Если ученый провел массовое обследование, но затрудняется в определении того, что он хотел узнать, может оказаться полезным словосочетание «Социальный портрет…». К сожалению, прочитав такое заглавие, невозможно установить, о чем идет речь в публикации.
Образцовые с точки зрения информативности заглавия включают набор дескрипторов первого уровня. Например: «Правила, ресурсы и процессы легитимации: некоторые вопросы политического конфликта, порядка и изменения»; «Знание, доминирование и уголовное наказание»; «Легализация социальных клик»; «Сыновья, дочери и межпоколенческая поддержка на Тайване». Все приведенные заглавия обладают высокой степенью коммуникативности с точки зрения доступа к пользователю через предметные индексы информационно-поисковых систем, хотя и не являются привлекательными для слуха. Слайд 14. В научных журналах используются ключевые слова — обычно 5–7. Расширением заглавия являются аннотации, содержащие уже не пять—семь дескрипторов, а около 100–200 слов, подробно описывающих предмет исследования. Естественно, что возможности точного распознавания тематического адреса публикации увеличиваются во много раз, не говоря уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю уяснить основную идею работы за несколько минут. ПРИМЕР: Слайд 15 После того как сформулировано заглавие, остается лишь написать статью. Композиция научной статьи обычно включает семь разделов. Во-первых, необходимо дать краткий историографический очерк изучаемого вопроса, сославшись на авторитеты в данной области, и обрисовать нынешнее состояние его разработки. Здесь целесообразно указать на противоречия в теории и различные версии интерпретации данных. Во-вторых, в статье формулируются гипотезы, которые, как ожидается, опровергнут определенные теоретические версии. В-третьих, описывается инструментарий, с помощью которого будут проверяться гипотезы (методология, концепции, методы). Особое значение в этом разделе имеет анализ концептуальных переменных — их соответствие измерительным операциям, релевантность, надежность, устойчивость, валидность. В-четвертых, дается описание объекта исследования с акцентом на интересующих исследователя компонентов. В-пятых, представляются полученные результаты и производится обсуждение данных, включая различные версии их интерпретации.
В-шестых, формулируются итоговые выводы. В-седьмых, оформляется вспомогательный аппарат публикации. Слайд 16 Кроме аналитических статей, излагающих результаты исследования, ученым часто приходится писать обзоры, рефераты, рецензии. Казалось бы, это второстепенная работа, непосредственно не связанная с передовыми рубежами науки. Однако именно рецензирование и реферирование обеспечивают признание научных результатов в качестве значимых в профессиональном сообществе. Структура рецензии не менее сложна, чем структура аналитической статьи. Во-первых, изложению существа вопроса предпосылается краткая справка об авторах рецензируемой книги, их предыдущих работах, принадлежности к определенному научному направлению или школе. Во-вторых, рассматривается история проблемы: кто, где, когда разработал теорию и методы исследования данной области; какие идеи получили экспериментальное подтверждение, а какие были опровергнуты; в чем заключаются принципиальные расхождения между современными исследовательскими подходами к теме. В-третьих, рецензент должен изложить основные положения и выводы работы и, если возможно, вывести формулу ее научной новизны. Для большинства работ по социологии эта задача вряд ли выполнима — при всем желании не удается понять, о чем идет речь, но отказываться от ее решения не следует. Реферат — важнейший компонент рецензии. Его функция в том, чтобы осуществить за читателя «первое чтение» книги — отсортировать самое важное. В-четвертых, рецензия включает оценочный компонент. В ней содержится по возможности недвусмысленное указание на уровень издания — является ли оно научным достижением, требующим серьезного внимания, либо «вносит определенный вклад» в разработку темы. Отрицательные рецензии, как правило, не пишутся, поскольку плохие работы не нуждаются в рецензировании, если они не представляют опасности для нормального функционирования дисциплины. Исключение составляют рецензии полемического характера. В любом случае неявная норма науки предполагает, что автор рецензии, опубликованной на страницах профессионального издания, выступает не столько со своей личной точкой зрения, сколько выражает общественное мнение специалистов. Привносить в это дело субъективный компонент — значит портить репутацию. Вероятно, поэтому рецензии чаще пишут молодые ученые, для которых важно идентифицировать свою позицию в науке как нормативную. Плохо, если вся рецензия сводится к реферату. (В первой главе… Во второй главе…)
Первый элемент вспомогательного аппарата— примечания. Примечания — это дополнительные разъяснения, справки, комментарии по поводу фрагментов основного текста, вынесенные вовне. По замыслу они имеют второстепенный характер и обычно набираются петитом. Примечания могут быть подстрочными и затекстовыми. В первом случае удобно отмечать их «звездочками», во втором — цифрами. Бывает, что примечания занимают больше места, чем основной текст.
Примеры: Весь § 86 главы «Бытие», раздел А «Качество» «Энциклопедии философских наук» Гегеля состоит из одного предложения: «Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредованным и определенным». Затем на нескольких страницах излагаются примечания и прибавления. Такое может себе позволить только Гегель.
Иногда примечания являют собой самостоятельные произведения, выполненные по поводу какой-либо темы, затронутой в основном тексте. Примечания к трудам Э. Ренана, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Шпенглера с полным основанием можно назвать грандиозными. Вообще немецкая интеллектуальная традиция в полной мере явила себя в примечаниях.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.024 с.) |