Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Насколько комплекс источников, который привлекается для исследования, соответствует теме и содержанию самой работы,
В какой мере этот комплекс решает проблему достоверности и полноты сведений. Исследователь должен исходить из необходимости комплексного изучения источников, подвергая сомнению информацию, содержащуюся в каждом из них и перепроверяя ее по другим источникам. При этом используется так называемый метод перекрестного допроса источников. Особенно это важно при анализе политических процессов с использованием субъективных источников - мемуаров, дневников, записок. Дело даже не в авторстве текстов, многие из которых написаны совсем не теми, чья фамилия стоит на обложке, а в том, что, как правило, авторская интерпретация событий представляет его в наиболее выгодном свете по сравнению с политическими оппонентами и соперниками. В то же время субъективные источники представляют собой большую ценность, даже тогда, когда описание в них событий сильно отходит от реальности. Любая интерпретация имеет значимость. Перекрестный допрос источников позволяет выстроить своеобразный диалог или даже полилог акторов. Полковник Хаус, советник президента Вудро Вильсона, тесно с ним связанный и оказывавший на него сильное влияние, мог бы написать научную работу, целью которой стала бы характеристика побуждений Вильсона. Он находился в тесном контакте с президентом, поведение которого для него было наблюдаемым. Но он оставил нам литературно-мемуарные труды в виде записок, на основе которых поколения историков характеризуют политику и личность Вильсона, оставляя в покое его личные побуждения. Впрочем, Фрейд и Буллит рискнули провести психоанализ личности Вильсона, но на основе источников о детстве и юности Вудро. И вот здесь мы вступаем на зыбучую почву методологии. Методология Это то, что представляется многим авторам самым злобным из научных измышлений. Если человек добросовестно собрал и изложил материал, то какая разница, какие методологические концепты он при этом использовал? Не все ли равно, раз написана добрая сотня страниц, написана самостоятельно, и со ссылками все в порядке? Нет, не все равно. И да, разница большая. Слайд 8. Методология означает систему определенных правил и процедур, на которых основывается исследование. В процессе развития социальных и гуманитарных наук наработано множество теоретических подходов, оснований научного анализа человека и общества, исторических и политических процессов и институтов. Они не просто разные, но нередко диаметрально противоположные. Гуманистический или техницистский подход? В одном человек рассматривается как субъект, а в другом - как объект воздействия.
Институциональный или социокультурный? Первый предполагает характеристику институтов, при котором субъективные факторы остаются за скобками, а второй рассматривает институты в качестве контекста. Что выбрать? Каждый из подходов имеет свои достоинства и свои ограничения. История науки - это история становления, развития, трансформации, нередко - борьбы подходов. Так, теории модернизации, получившие популярность в 1960-1970-е годы, имели очевидную западноцентричность. Модернизация рассматривалась в их рамках как процесс копирования и экспорта западных демократических институтов и практик незападны.ми странами. Как симметричный ответ были сформулированы теории зависимости, согласно которым развитые страны живут за счет третьего мира, консервируют там самые архаичные черты и стремятся сохранить его зависимость от западного мира. Они, по сути, имели ту же односторонность, как и теории модернизации, только с другими нормативными оценками. В современной науке используются понятия «жесткого» и «мягкого» методологического подходов, когда под первым понимается эссенциализм, убежденность в существовании социальных реалий, в то время, как под вторым - варианты к онструктивизма, оценивающие большинство социальных понятий как конструкты. В таком случае большое значение придается интерпретативным методам. Так, при анализе идентичности и различных ее измерений преобладающим подходом является конструктивистский: идентичности рассматриваются как социальные конструкты, формируемые конкретными акторами в определенных целях и контекстах. Более того, например, если вы будете настаивать на эссенциалистском подходе в отношении тендерной идентичности, т.е. на объективной обусловленности и реальности принадлежности к мужскому или женскому полу, то с точки зрения гендеристского подхода, получите обвинения в шовинизме и гетеронормативности. В гендеристике доминирует представление, что идентичность, особенно гендерная, исторически, социально и культурно обусловлена и сугубо ситуативна не только в социуме, но и в жизни конкретного индивида.
А исследователи региональной идентичности глубоко убеждены в эссенциалистском ее характере, считая, что место проживания определяет идентичность значительно сильнее, нежели какие бы то ни было акторы с их стратегиями и сценариями. Южанин отличается от северянина, островитянин от жителя гор повсеместно и воспринимают они друг друга нередко как иностранцев. Некоторые исследователи предлагают компромисс в виде двухуровневой модели региональной идентичности, в которой один уровень - культурный (эссенциалистский), а другой - стратегический (конструктивистский). Вот и подумайте, как писать о собственной идентичности в контексте своего региона: голая эмпирика без методологических одежд будет выглядеть очень бедной. Еще одна линия методологического раскола лежит между сторонниками нормативного подхода и энтузиастами дескриптивного. В значительной мере он обусловлен факторами вненаучного, а точнее политического характера, но проявляется в сфере методологической, или даже в области политической теории. Как уже говорилось, теории модернизации были преимущественно западноцентричными, они рассматривали процесс перехода общества от традиционного к современному как копирование незападными странами западного опыта, который считался универсальным. В нормативной политической теории сложились представления о сущности политических феноменов, таких, как власть, государство, гражданское общество, демократия, и наборе характеристик этих феноменов. Соответственно, анализ других, незападных обществ осуществлялся (нередко и сейчас) как своего рода инвентаризация: есть ли там то, что описано в нормативной теории. Чаще всего выяснялось, что нет. Инвентаризация через «нет» рассматривала иные варианты как девиантные. Поиск методологических подходов привел к формированию новых концептов, например, «демократий с прилагательными», которые, в свою очередь, вызывают резкую критику нормативистов как попытка реабилитировать отклонения от демократической нормы. Как правило, исследователь социальных феноменов стоит перед проблемой ценностного выбора. Однако нормативный подход в ряде случаев оказывается не слишком продуктивным. В социальных науках постсоветских стран это ранее всего поняли элитологи: если в посткоммунистических странах нет объекта (элиты), соответствующего критериям нормативной теории, то кто тогда осуществляет управление государством и обществом? В таком случае для исследователей продуктивней дескриптивный подход: описывать все, как есть, не пытаясь подвести под идеал-типическую норму. Очевидно, что выбрать можно только один из этих подходов. Совместить их нельзя. Методология является и средством научной коммуникации, поскольку позволяет ученым делиться опытом, развивать исследовательский инструментарий, научную логику. Важно понимать специфику методологических подходов, различия между ними и делать правильный выбор.
А выбор обусловлен предметом, целями и задачами. Если в работе ставится цель дать оценку политического режима в конкретной стране в определенный период, то психоаналитический подход однозначно не подойдет. В тексте о националистических организациях теории национализма окажутся на втором плане по сравнению с акторным подходом, а исследователю молодежного движения придется выбирать между социокультурным, политико-управленческим, структурно-функциональным подходами в зависимости от предмета и цели. Методологию и методику исследования часто называют исследовательским инструментарием. Для простоты восприятия можно сравнить его с инструментом. Если вам нужно выкопать яму, то вы возьмете лопату, а не грабли. Если же нужно собрать траву, то лопатой это сделать затруднительно, а граблями сподручно. Или в использовании насадок при приготовлении еды: для взбивания сливок режущие ножи в блендере бесполезны, а вот венчик даст хороший результат, Так и научный инструментарий: правильно подобранный и соотносимый с предметом, целью и задачами он работает исправно и плодотворно. Еще одна загвоздка заключается в том, что подчас в тексте представлены хорошие и добротные разделы с обзором методологии, но при анализе эмпирического материала о них напрочь забывают. Получается, как в неаппетитном анекдоте: мухи отдельно, котлеты отдельно. Между тем, теоретический и эмпирический материал должны быть неразрывно связаны: теории служат рамками (фреймом), которыми вы руководствуетесь при анализе данных, а эмпирический материал, в свою очередь, позволяет уточнить и проверить применимость данной методологии. И может быть все так хорошо, если выбрать подходящую методологию и верифицировать ее при анализе эмпирического материала. Даже если вдруг обнаружится, что в чистом виде методология недостаточна, что ее необходимо сочетать с другими подходами, то само по себе такой вывод и рекомендации могут быть признаны значимым научным достижением. Так, исследования Интернет-пространства как пространства социального и политического взаимодействия социологами и политологами первоначально проводились преимущественно на основе концептов информационного общества. Этого оказалось недостаточно и понадобилось привлечь сетевой подход в плане социальных сетей. Но и этого стало мало. Тогда появились концепты электронного правительства и электронной демократии. Обнаружилось, что Интернет сам состоит из множества разных сегментов, которые, скорее, находятся в разных отношениях с властными иерархиями. Кроме того, люди, даже воспитанные социальными сетями, никогда не живут только в них. А за пределами сетей необходимо постоянное и даже рутинное взаимодействие с властными иерархиями и иными моделями взаимодействия в семье, на работе, учебе и т.д. Разумеется, люди каким-то относительно естественным для себя образом умеют соединять все это в пространстве не только личной, но и групповой и общественной жизни.
Соответственно, необходимо научиться исследовать и понимать - каким образом происходит взаимопроникновение и взаимовлияние многообразия моделей взаимодействия, имеющих как он-лайн и офф-лайн происхождение в разных сферах, в том числе в сфере публичной и политической активности, жизни современного общества. А значит, разрабатывать методологию и методику анализа.
Методы. Методики В любом словаре вы найдете определение методов как основного способа сбора, обработки и анализа данных. Например, количественные или качественные? Какие предпочтительней? Все опять же зависит от предмета, целей и задач и связано с методологией. Институционалисты и неоинституционалисты ратуют за приоритет количественных методов или, по крайней мере, за обязательное их использование при анализе исторических и политических процессов. Широкая база данных, компьютерные технологии, сложные формулы дают, на их взгляд, определенную гарантию подлинно научного характера исследования, поскольку позволяют верифицировать результаты. С точки зрения других методологических школ, в большинстве случаев увлечение количественными методами и технологическими изысками не дает значимых научных результатов. После два-дцатистраничного описания технологии исследования и архитектуры формул может следовать вывод, представляющийся в высшей степени тривиальным. Например, в аналитической статье о типах политических лидеров и взаимоотношениях с последователями коллектив американских авторов делает резюме, что не все политики руководствуются интересами избирателей в своей практической деятельности. Тоже мне, бином Ньютона, - воскликнет любой здравомыслящий человек. Многое определяет источниковая база. Если это массив данных, то использование количественных методов совершенно необходимо. Слайд 9 Изученность проблемы. Характеристика литературы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.01 с.) |