Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие онтолингвистики в начале ххі века.
В последнее время из печати выходит много научных работ, в которых освещаются те или иные стороны усвоения языка ребенком, справочники по детской речи, звучащие хрестоматии речи русского ребенка. В 2000 г. было издано первое учебное пособие С.Н. Цейтлин «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи», которое широко используется студентами филологических и педагогических специальностей. Сегодня выделяются как минимум три направления онтолингвистических исследований: 1) изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком; 2) исследование общих закономерностей усвоения родного языка разными детьми; 3) выявление общих закономерностей усвоения разными детьми разных языков. Все три задачи непосредственным образом связаны, решение каждой из последующих так или иначе основывается на решении предыдущих. В Беларуси онтолингвистика только начинает свое становление. Ряд белорусских ученых в свое время проводили исследования по детской речи под руководством известных российских ученых. Так, еще в 60-е гг. ХХ в. белорусским психологом Р.И. Вадейко было проведено исследование по раннему онтогенезу речи (в частности им были получены новые данные по развитию словаря детей раннего возраста). В 90-х гг. вопросами изучения детской речи, ее диагностики занималась брестский педагог Любина Г.А., отразившая результаты своих изысканий в книге под названием “Детская речь” (Минск, 2002). Проводятся исследования речи детей в рамках коррекционной педагогики (Шергилашили Ю.К. Формирование речи у ребенка в онтогенезе. Могилев, 2007), а также некоторых проблем развития детской речи ситуации близкородственного двуязычия (Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина). Вопросы и задания самоконтроля: 1. Что предшествовало появлению онтолингвистики? 2. Когда начала развиваться отнолингвистика как наука? 3. Как развивалась онтолингвистика во второй половине ХХ в.? 4. Как развивается онтолингвистика в начале ХХІ века? Литература 1. Гридина, Т.А. Язык в зеркале детской речи / Т.А. Гридина М., 2006. 2. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М., 2000.
Лекция 3. Факторы развития речи. Общая периодизация речевого Развития Виды речевой деятельности.
В 70-е гг. ХХ в. А.А. Леонтьев - основатель советской психолингвистической школы, разработал концепцию становления речевой деятельности. Он подчеркивал, что речевая деятельность всегда включена с более широкую деятельность (игру, работу, общение и т.д.) в качестве одного из необходимых компонентов. Развитие речи ребенка есть, прежде всего, развитие способов общения, что ведет к появлению у него речевого механизма, или языковой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма под влиянием речевого общения. Таким образом, языковая способность - это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык - это речевое действие, которое достигло степени совершенства. Речевые навыки включают: семантико-грамматическое оформление высказывания (выбор слов, их падежа, рода, числа и т.д., синтаксические схемы высказывания), произношение, интонирование. В результате становления речевых навыков развиваются речевые умения - способность использовать речевые механизмы с разной целью (комбинировать языковые единицы в различных ситуациях общения). Различаются четыре вида речевых умений: умение говорить (излагать свои мысли в устной форме); умение аудировать (понимать услышанную речь); умение писать - излагать свои мысли в письменной форме; умение читать - понимать речь в графическом отображении. Развивать языковую способность ребенка - значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки (оба аспекта - восприятие и создание языковых единиц).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.007 с.) |