Усвоение ребенком лексических единиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение ребенком лексических единиц



Слово - основная единица речи. Все мысли и чувства человек выражает с помощью слова. В разговоре говорящий составляет из слов словосочетания и фразы, а слушатель расчленяет воспринимаемую речь на самостоятельные лексические единицы.

Слово как языковая единица имеет фонетическую (звуковую) выраженность и значение (содержание). Связь формы и содержания слова проявляется в том, что звуковая оболочка слова не может быть изменена без изменения значения слова.

В качестве основных компонентов значения слова выделяются предметный (обозначение одного конкретного предмета: стол, цветок, небо) и понятийный (обозначение группы или целого класса предметов: стол как общее название различных по размеру, по назначению и т.д. столов; цветок как обозначение любого растения, что имеет лепестки). На значение слова оказывают влияние связь с другими словами ("сырая погода", "сырое яйцо"); контекст ("Она перешла улицу", "Она перешла на третий курс", "Она перешла на иностранный язык"); интонация (предложение "Он тебе сделает" можно произнести с интонацией уверенности, со значением "обязательно сделает"; можно произнести с отрицательной с иронией или сарказмом, что будет означать сомнение, значение "погоди же, а как же, он не сделает").

 Слова и их значения соединяются в различные группы. Слова близкие по значению образуют группы синонимов (мужественный, смелый, храбрый). Слова, имеющие противоположные значения, объединяются в группы антонимов (глубокий - мелкий, день - ночь, бежать - ползти). Слова одной и той же части речи, которые объединяются однородностью или близостью значения, образуют тематические группы (глаголы движения: идти, ехать, плыть, лететь...; цвета: синий, черный, красный...; одежда: платье, рубашка, юбка...).

Вокруг каждого слова формируется смысловое (семантическое) поле, содержащее все слова, связанные с исходным словом какими-либо семантическими отношениями (пуговица - рубашка, застегивать, пластмассовая, пришитая, круглая...). Эта совокупность слов еще называется тематическим полем.

 Слова могут иметь несколько лексических значений. Одно значение многозначного слова выступает как основное, а второе - как вторичное (звонок, который звонит, и колокольчик-цветок; хвост птицы и хвост самолета). В этом случае вокруг каждого из слов образуется свое смысловое поле.

В каждом языке установлены определенные типы допустимых словосочетаний (можно сказать коричневый шарф, коричневые листья, но вместо коричневые глаза нужно говорить карие глаза, вместо коричневые волосы - каштановые волосы). Слово и его сочетаемость неразрывно связаны, и значения слов, в частности многозначных, не может быть освоено без учета их окружения.

Ограничение значений слова лежит в основе образования фразеологизмов - устойчивых, целостных объединений слов с переносным значением ("бить баклуши", "попасть пальцем в небо", "острый язык"). К фразеологизмам относятся пословицы и крылатые слова ("Нужно наклониться, чтоб воды напиться"; "а ларчик просто открывался" и т.д.).

Реальное применение слова в речи - это всегда процесс выбора слова из многих возможных. По мнению ученых, словарь каждого человека организован по тематическому принципу, и выбор нужного слова при построении высказывания осуществляется именно из семантического поля.

 Различают активный и пассивный словарь.

Активный словарь - это слова, которые человек понимает и использует в своей речи. В активный словарь обычно входит общеупотребительная лексика, а также специфические слова, использование которых объясняется условиями жизни человека (местности, семьи, профессии и т.п.). Богатство и культура речи человека во многом определяются характеристикой его активного словаря.

Пассивный словарь - слова, которые человек понимает, но не употребляет в своей речи (потому что не возникает соответствующей ситуации, или из-за неразвитого механизма поиска слова, или из-за малой употребительности слова).

В процессе развития словаря ребенка выделяются две взаимосвязанных стороны - количественная и качественная.

Количественный рост словаря зависит от условий жизни и воспитания детей, индивидуальные различия здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. В исследованиях последних лет приводятся значительно более высокие количественные показатели усвоения ребенком словаря, чем, например, в работе М. А. Рыбникова, выполненной в 1926 г.

По данным исследователей детской речи, первые 10 слов ребенка независимо от места, где он растет, обычно являются именами (собственными, родителей, домашних животных, игрушек) и названиями еды и питья (или предметов, в которых они держатся; соска, бутылка, стакан, чашка). Таким образом, это слова мама, папа, баба, тетя, ляля, ам-ам (в значении "есть") и др. Много звукоподражательных слов - ономатопей (тиктак, му-му, ав-ав, бух и т.п.).

Темпы освоения новых слов на втором году жизни довольно неравномерные. Значительно медленнее расширяется словарь детей в первой РЕПОЗ половине года. Прежде всего, малыш начинает называть те предметы и их детали, которые чаще трогает руками: ложка, чашка, тарелка (чайник - значительно позже); ручка чашки (а не дно). Все названия относятся к конкретным предметам, еще не получают обобщающего значения.

Ребенок понимает названия предметов, характеристику их свойств (цвет, форму, величину, расположение частей, действия с ними и многое другое). Однако это богатство информации перевести в активный словарь пока не удается: к 1,5 годам активный словарь ребенка составляет около 20-40 - слов.

Словарь маленького ребенка состоит в основном из существительных и глаголов. Основные группы слов относятся к лицам, окружающим ребенка (мама, папа, дед и др., собственные имена), птицы и животные (мяу, Катя, ку-ку, га-га, му), природные явления (кап- кап), игрушки (ляля, мячик), еда (ам-ам, ням-ням, пить, молоко), сон (бай-бай), движения, прогулка (топтоп) одежда и обувь (платье, тапочки, ботинки, брюки, шапка), падение чего-либо (бу-бух, упа), исчезновение чего-либо (тю-тю), место (там), транспорта, предметы в доме (би-би, тик-так, сося) и некоторые другие. Среди освоенных детьми слов преобладают облегченные слова-ономатопеи. Они имеют простое звуковое строение, доступное для артикуляции в младшем возрасте, имеют мотивированную звуковую форму, понятный для ребенка "звуковыразительный" характер. При переходе от ономатопей к нормативным словам некоторое время наблюдается параллельное употребление обоих слов, а затем нормативное слово вытесняет звукоподражательное. Например, би-би для обозначения машины, затем параллельное применение и би-би и сина или би-би сина, в конце концов остается только сина.

В первой половине второго года жизни дети продолжают пользоваться и словами из автономной речи (протословами).

Таким образом, различия между детскими словами и словами взрослых на втором году жизни могут быть следующими:

а) детские слова совсем не похожи на слова взрослых (кусь - делать больно);

б) детские слова представляют собой отрывки слов взрослых (упа - упала, мако - молоко);

в) детские слова сохраняют общую фонетическую схожесть со словами взрослых (ноня - ножка), слова-звукоподражания (кис-киc, ту-ту).

После 1г. 6-8 мес. наблюдается быстрое увеличение активного словаря ребенка. Это обычно совпадает с началом периода перехода к двухсловным, а затем и к многословным предложениям. Если у детей в 1 год 6 месяцев насчитывается до 40 слов, то в 1 год 8 месяцев-100, в 1 год 9 месяцев - 175, в 2 года - 300 - 400 слов (по данным Г. Л. Розенгардт-Пупко, Л. Н. Павловой). Ребенок начинает использовать различные части речи.

С. Н. Цейтлин отмечает, что скачкообразно увеличивается именно активный словарь. Развитие пассивного словаря происходит достаточно плавно. К этому моменту слова в пассивном словаре накоплены, и сейчас происходит их актуализация, перевод из пассива в актив. Актуализация слова зависит от нескольких факторов: доступности артикуляционных работ, необходимых для произнесения слова; частотности ситуаций, в которых слово задействовано; необходимости номинации явления в соответствии с процессом общения.

Кроме того, в возрасте от полутора до двух лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих людей к активному расширению собственного словаря. В. Штерн назвал это переломным моментом в процессе развития речи. Его симптомом ученый считал возникновение у ребенка второй половины второго года жизни вопросов о названии окружающих предметов: что это? Кто это? Как это называется? В. Штерн подчеркивал обобщенный характер этой реакции ребенка: она появляется на всякий новый предмет. С этого момента у ребенка быстро увеличивается запас активно употребляемых им слов, что является необходимым условием успешного овладения им родным языком.

Интересным фактом является то, что ребенок довольно долгое время считает, что слово является неотъемлемым свойством вещи и не может быть изменено человеком. На вопрос, можно ли солнце назвать луной, отвечает отрицательно, утверждая, что если солнышко назвать луной, оно перестанет светить. Это явление, описанное Л.С. Выготским, называется «словесным, или номинальным, реализмом». Позднее, чаще всего с помощью взрослого, ребенок начинает понимать, что слово – это название вещи, данное человеком. Заметим, что дети-билингвы, которым известно, что один и тот же предмет в разных языках имеет разные названия, гораздо раньше приходят к пониманию номинальной роли слова.

Словарь ребенка неуклонно расширяется по мере развития его познавательных способностей, общения с окружающими людьми, обогащения жизненного опыта, усложнения его деятельности. По данным В. И. Логиновой, полученных в 80-е годы ХХ в., к 3 годам в словаре ребенка насчитывается до 1200 слов, а активный словарь шестилетнего дошкольника достигает 3000-3500 слов. Согласно современным данным, словарь ребенка трех лет составляет от 100 до 1000 слов, четырех-пяти лет - от 1000 до 4000 слов, а шестилетнего дошкольника – от 3000 до 7000-8000 слов (Е. Ю. Протасова и др.).

В старшем дошкольном возрасте, по мнению исследователей детской речи, формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. В словаре дошкольника среди существительных преобладают слова, обозначающие людей, среди прилагательных – слова со значением размера (большой, маленький, огромный и т.п.) и обозначающие цвет (красный, синий, белый и т.д.). Активно употребляется сравнительная степень прилагательных. Важное место занимают местоименные прилагательные (этот, который, свой, самый, наш и др.).

Развитие мышления детей способствует не только обогащению словаря родного языка, но и его систематизации. Происходит объединение слов в семантические поля, в которых выделяются ядро (наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками) и периферия.

По А.И. Лаврентьевой, в процессе развития системной организации детского словаря выделяется четыре этапа.

На п е р в о м э т а п е (до полутора лет) словарь ребенка представляет собой неупорядоченный набор отдельных слов (от 20 до 50).

На в т о р о м э т а п е, когда ребенок начинает задавать вопросы о названиях предметов и явлений, в его сознании формируется некоторая система слов, относящаяся к одной ситуации, образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими элементами этой группы. Этот этап А. И. Лаврентьева называет ситуационным, а группы слов – ситуационными полями.

Т р е т и й э т а п формирования лексической системы характеризуется тем, что ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Поэтому этот этап назван исследователем тематическим. Именно на этом этапе начинает развиваться лексическая антонимия (большой – маленький, хороший – плохой). Причем слово маленький служит антонимом и таким словам, как длинный, толстый, высокий и т.п., а слово хороший – словам злой, кусачий и т.п.

Наконец, на ч е т в е р т о м э т а п е развития лексической системы ребенок постепенно овладевает подлинными антонимами названным словам (длинный – короткий, злой – добрый), начинает пользоваться синонимами. Системная организация словаря ребенка по своему строению приближается к лексико-семантической системе взрослых.

Освоение ребенком слова требует освоения понятия. Понятие определяется как форма мысли – «единица языкового мышления», по Л.С. Выготскому, в которой отражается сущность предметов и явлений, и этим подчеркивается его важная роль в познании.

Качественный рост словаря обусловлен процессом усвоения детьми значения слова - его внутреннего, смыслового содержания. Детские слова лишь постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков - понятий.

Значения, которые малыш вкладывает в свои первые обозначения предметов и явлений, развиваются одновременно с развитием его мышления. Сначала звукокомплекс обозначает один конкретный предмет. Но в то же время он фактически связан с целостной ситуацией, которая ассоциируются очень широко с комплексами ощущений. Поэтому перенос какого-либо из элементов этого комплекса ощущений в следующую ситуацию вызывает со стороны ребенка соответствующую реакцию в виде того же звукокомплекса. Ярко отражает эту тенденцию пример, описанный Ч. Дарвином.

Его внук, увидев утку, которая плавала в пруду, то ли подражая издаваемым ею звукам, то ли названию, данному взрослым, стал называть ее уа (ква). Эти звуки мальчик произносил всегда, когда видел утку, которая плавала по воде. Затем ребенок начал называть теми же звуками молоко, пролитое на столе, воду в стакане, по-видимому, перенося это название потому, что там была жидкость. Однажды ребенок играл с древними монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть уа. Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, которые напоминали монеты (пуговицы, медали, глаз), стали называться уа. Л.С. Выготский назвал этот феномен «цепным комплексом», когда создается цепочка предметов, связанных одним названием. В качестве иллюстрации приведем рисунок из книги Дж. Эйчысан “Гаваркія істоты”. – Мінск, 1995. – С. 114.

В результате первые слова малыша, как правило, отличаются многозначностью, слово относится к нескольким предметам, объединенным: а) по функциональным признакам (фу - спички, сигарета, лампа); б) по месту нахождения (any - нож, хлеб, тарелка, солонка); в) по внешнему сходству (кс - кошка, шапка, воротник; гага - желтая утка, желтый лисенок, желтая белочка); г) по звукоподражанию (6и-6и - машинка, трамвай, троллейбус).

Как видно, даже предметная отнесенность слова у ребенка формируется не сразу. Слово еще не представляет постоянного обозначения предмета. Ребенок может называть предмет определенным словом только в какой-либо одной ситуации.

Через некоторое время маленький человек начинает осознавать, что предметов вокруг гораздо больше, чем слов в его лексиконе. Сначала он пытается различать предметы фонетическим способом: "ав-ав", произнесенное басом, означает большую собаку, а тоненьким голоском - маленькую. Лексемы собственного изобретения все чаще дополняются в словаре ребенка номинациями, которые они услышали от взрослых.

Однако словом в определенном объеме значения дети овладевают значительно позже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.023 с.)