Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социально-психологического тренинга
В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особой области прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная данной проблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широком контексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Отсутствие четкого определения терминов связано с тем, что тренинговые группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой. Термины групповая терапия, коллективная психотерапия и психотерапия в группе, означают использование какого-либо психотерапевтического метода в группе больных. В этом случае психотерапевт воздействует психологическими средствами на большое количество пациентов одновременно. Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности. Психотерапевтическая группа – группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей (улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п.). Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта). Тренинговые группы – все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания). Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, является ряд характеристик и особенностей тренинговых групп: - В группах развиваются определенные настроения и определенная атмосфера. - В группах выстраиваются совместные темы. Совместная тема — это вопрос или проблема, волнующая группу и занимающая мысли ее участников в определенный период времени. - Группы развивают нормы и системы убеждений. - Группы характеризуются сплоченностью и проницаемостью своих границ. Степень открытости, которую члены группы могут себе позволить, зависит от уровня доверия и сплоченности, существующих в группе. - Группы постоянно развиваются и меняют свои характеристики на протяжении определенного периода времени. - Группа предоставляет ее участникам возможности для сравнений. В групповой работе речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, даже тогда когда подобная цель не ставится, и не осознается. - Возможность наблюдать происходящее в группе позволяет продуцировать полезное внутреннее научение и становится первым шагом к тому, чтобы самому опробовать новые типы поведения. - Группа — это среда, где человек получает от других обратную связь о своем собственном поведении. - Группа — это среда, где проверяются новые типы поведения.
Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с выяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Преимущества психологической групповой работы. 1. Групповая работа является более экономичной. Это является одной из важнейших причин распространения разнообразных форм групповой психотерапии в последние два десятилетия. 2. В самой группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые отсутствуют в индивидуальной психотерапии. Это, прежде всего, межличностное (социальное) обучение, получение обратной связи от участников группы, оказание поддержки при испробовании новых способов поведения, использование альтруизма и возможности универсализации проблем. 3. Группа отражает общество в миниатюре, по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. 4. Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников. Однако групповая психотерапия не является панацеей от всех проблем человека. Ее применение имеет определенные границы. 1. Эффективность психотерапевтических групп в психиатрической клинике вызывает много сомнений и дискуссий. 2. Предполагается, что некоторые люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а, попав в нее, мешают делать это другим участникам. 3. Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников. 4. Некоторые групповые нормы, необходимые для эффективной работы группы, могут порождать иллюзии. Поэтому иногда человек начинает «жить» в группе, ничего не меняя в своей реальной жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.005 с.) |