Особенности и правила эффективной обратной связи в психологическом тренинге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и правила эффективной обратной связи в психологическом тренинге



 

Существует множество различных ситуаций, когда обратная связь дается тренером в условиях тренинга и учебного процесса: без отрыва от работы, вне рабочей обстановки, после получения теоретических знаний и тренировки навыков, после обмена мнениями.

Большое влияние на эффективность обратной связи имеет сформировавшиеся между инструктором и обучаемыми взаимоотношения. Инструктор должен обладать двумя качествами, которые помогают определить, воспринята ли участниками тренинга обратная связь. Эти качества – надежность и способность к отождествлению.

Обратная связь, предоставляемая тренером, будет воспринята с доверием, если сам тренер вызывает доверие. Лучший способ для ведущего доказать свою надежность – это самому продемонстрировать те навыки, которым он обучает.

На эффективность предоставляемой тренером обратной связи также повлияет то, насколько он может отождествлять себя с учениками и наоборот. Помочь тренеру отождествить себя с обучаемыми может знание их окружающей среды, а также тех условий, в которых они собираются использовать полученные навыки. Кроме того, отождествлению будет способствовать опознание и ответная реакция со стороны тренера на переживаемые учениками эмоции во время тренинга. Существуют различные варианты обратной связи.

Те, кто практикуют прямую обратную связь, считают, очень важно сказать обучаемым, были ли они неправы, или же правы, и тем самым избежать дальнейших недоразумений. Обратная связь не имеет ничего общего с попыткой наказать, поставить в неловкую ситуацию или унизить обучаемого, поэтому все ошибки должны быть описаны и исправлены. Добросовестные инструкторы заботятся об успешности тех, кого они учат и только прямая, объективная, ясно изложенная обратная связь прояснит суть ситуации, поможет усвоить правильную информацию.

Некоторые тренеры предпочитают давать обратную связь непрямым способом. Источниками непрямой обратной связи могут быть сами обучаемые, наблюдатели, видеозаписи. Обучаемые могут отклонить или принять предоставляемую им обратную связь и таким образом, брать на себя ответственность за свое обучение. В тренинге можно пойти на компромисс и смешать прямой и непрямой методы обратной связи. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях с участниками тренинга, инструктор обычно начинает давать обратную связь, используя непрямой метод, затем постепенно переходит на прямые комментарии.

Десять правил обратной связи:

1. Обратная связь должна быть взвешенной. Следует соблюдать равновесие при высказывании положительных и отрицательных замечаний, которые должны быть точны и касаться вещей, действительно заслуживающих внимания. Порядок, в котором высказываются положительные и отрицательные замечания, должен быть случайным, чтобы участники не догадывались о том, какое будет следующее. Оптимальное соотношение похвалы и критики зависит от характеров участников тренинга, их уровень культуры, приватность обратной связи.

2. Обратная связь должна быть конкретной. Тренер должен уметь обращаться к конкретным деталям и отмечать то, что произошло на самом деле. Значительную помощь в этом оказывают видео- или аудиозаписи.

3. Обратная связь должна быть объективной. Инструктор должен избегать пристрастного отношения к поведению обучаемого. Обратная связь должна включать в себя только факты происходившего в действительности, а так же положительный или отрицательный эффект от этих событий.

4. Обратная связь должна быть уместной. На практических занятиях участники знают, какие именно навыки они тренируют, поэтому обратную связь они должны именно относительно этих навыков

5. Обратная связь должна быть понятной. Обучаемому должен быть доступен язык тренера. Важно во время предоставления обратной связи ограничивать употребление профессиональных терминов

6. Обратная связь должна согласовываться с точкой зрения и возможностями обучаемого. Для того чтобы обратная связь была удачной, участники тренинга должны быть согласны действовать тем или иным предложенным способом.

7. Должна быть учтена возможность сравнения обратной связи с предыдущей обратной связью.

8. Обратная связь должна содержать план действий. Це6ль обратной связи – помочь людям что-то узнать или изучить, поэтому обратная связь должна не только обращать внимание на те области знания, которыми необходимо овладеть, но и содержать согласованный план действий, которому можно следовать.

9. Обратная связь должна быть достаточной. Тренер должен уделять каждому ученику  достаточно времени. Обсуждая его успехи и неудачи. Даже если результаты обучения впечатляющие, следует уделить время и этому участнику, иначе он может подумать, что его работа игнорируется.

10. Замечания должны быть представлены в иерархическом порядке. Самые существенные замечания должны быть представлены в первую очередь, так как существует предел количеству критических замечаний, которые может воспринять каждый участник тренинга.

Участники группы – это основные участники процесса, который направлен на их развитие и в который они вкладывают много сил. Поэтому в процессе тренинга полезно интересоваться у них, что они чувствуют по поводу того, что происходит в ходе групповой работы.

Большинство людей чувствует себя неприятно, когда их мнение о себе, других людях, о различных проблемах игнорируется окружающими. Реагирование участников группы друг на друга как раз и помогает им лучше чувствовать себя и других.

Понятие «обратная связь» в сороковые годы нашего столетия в психологию ввел Курт Левин, основоположник исследований в области групповой динамики. Она означает любую реакцию участников группы на поведение друг друга. Реагирование друг на друга является формой взаимной помощи, так как помогает человеку оценить, насколько его поведение соответствует намерениям. Реакции других людей также помогают установить свою идентичность, ответить на важнейший вопрос – «кто я?»

Реагирование друг на друга важно на протяжении всей работы группы, однако в начальной стадии терапевт должен прилагать особенно много усилий, чтобы участники научились должным образом реагировать друг на друга.

Существуют различные классификации форм обратной связи. Выделяют следующие:

- по валентности – положительные и отрицательные реакции;

- по содержанию – характеризующие поведение другого человека и характеризующие свои чувства по отношению к другому или к ситуации;

- по источнику – публичные или анонимные;

- по времени – реакции «здесь и теперь» или «там и тогда».

Выделяются и другие формы обратной связи:

1. Выражение положительных чувств, симпатии.

2. Советы. Это не самая лучшая форма реагирования, хотя иногда она может иметь смысл как способ показать другому человеку, что он важен и о нем заботятся. Совет может быть бесполезным, но важно внимание.

3. Интерпретация. Терапевт должен следить, насколько даваемые участниками интерпретации соответствуют реальности.

4. Конфронтация (выражение отрицательных чувств).

5. Раскрытие. Это самая продуктивная форма реагирования, хотя и самая рискованная, таящая в себе много «подводных камней» (более подробно о раскрытии речь пойдет ниже).

В различных исследованиях делались попытки всесторонне оценить эффективность взаимного реагирования в психотерапевтических группах. Оказалось, те члены группы, на которых другие участники реагировали по-разному и которые сами часто и no-разному реагировали на других, достигали более значительных результатов в психотерапевтической группе, чем те, которые сами мало реагировали на других и получали мало ответных реакций.

Во многих исследованиях анализировались различия между положительными и отрицательными реакциями. Результаты свидетельствуют, что люди отдают предпочтение положительной обратной связи, считая ее более эффективной и дающей больше импульсов к изменению. Как указывают авторы, положительные реакции более предпочтительны в начальной стадии работы группы, позднее различия между положительными и отрицательными реакциями уменьшаются. Негативные реакции становятся более действенными и больше ценятся на более поздних этапах работы группы, в особенности в тех случаях, когда этому предшествовала положительная реакция. По данным ученых, к отрицательным реакциям более чувствительны участники с более низкой самооценкой, что вполне понятно. Итак, лидер группы должен помочь участникам надлежащим образом оценить отрицательные реакции и увидеть их позитивные стороны (ведь говорится, что правду о себе больше шансов услышать от врага, поэтому и следует особенно вслушиваться в его слова).

По данным исследований, участники групп лучше понимают реакцию на свои конкретные поступки, чем интерпретации, даваемые другими. Реакции, направленные на поведение, являются более эффективными, чем высказывание чувств относительно поведения. Если положительная реакция на поведение дополняется высказыванием положительных чувств, ее воздействие усиливается, однако высказывание отрицательных чувств затрудняет понимание отрицательной реакции на конкретные поступки. Реакции лидера группы оцениваются как более весомые, чем реакции других участников, но это не значит, что их понимание является несомненным или более вероятным

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.007 с.)