Особенности и правила психологического дебрифинга в тренинге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и правила психологического дебрифинга в тренинге



 

На любом практическом занятии обучаемый чаще всего вырабатывает структуру, состоящую из комбинации знаний, навыков, суждений, и возможно, установок. Следовательно, обратная связь будет уместна там, где знания и навыки можно оценить как верные или неверные.

Дебрифинг же может быть применен в случаях, когда нет ни верного, ни неверного решения – это относится к мнениям и суждениям, а так же к установкам человека. Дебрифинг широко используется в области обучения персонала вообще, не только в процессе социально-психологического тренинга. Дебрифинг – это обсуждение с обучаемым того, что было сделано и какими способами, что можно улучшить, а что необходимо поддерживать в своём поведении. Дебрифинг может проводиться в рабочих условиях, после какого-либо конкретного действия обучаемого как индивидуально, так и в группе. Дебрифинг полезен для закрепления результатов теоретических и практических занятий. В этом случае необходимо обсуждение мнений обучаемых по поводу возможностей применения полученной информации, новых умений. Этот метод также применяется как способ специфической экстренной помощью потерпевшим, поэтому, как правило, проводиться как можно раньше непосредственно после перенесенной экстремальной ситуации.

Основные особенности дебрифинга в том, что

o центр внимания перемещается с конкретного инивида (как при обратной связи) на всю группу

o дебрифинг относится к области суждений, поэтому при нем не может быть верных или неверных решений,

o поэтому участнику не могут сказать, что он не прав.

При дебрифинге ведущий устанавливает соответствующие темы для обсуждения, формулирует открытый вопрос и предоставляет группе возможность обсудить и высказать свои точки зрения относительно проблемы. Вопрос для дебрифинга должен быть открытым, предполагающим не один определенный ответ, а несколько возможных точек зрения. Дебрифинг можно использовать в работе с высказыванием участников своего отношения к чему-либо. Здесь задача дебрифинга заключается не в пересмотре вариантов рабочих схем, а в развитии идей, которые поддержат новое мышление. В этой ситуации именно группа и давление большинства будут иметь основную силу и виляние на установку участников. Необходимо тщательно и аккуратно планировать такие занятия, иначе группа может объединиться против новых идей и, наоборот, укрепить старые. Важно знать участников группы, понимать, кто на кого оказывает влияние и как это влияние осуществляется.

Для обмена мнениями дебрифинга не существует каких-либо определенных способов или правил. Однако есть три роли или три позиции тренера, с которых он может подойти к его проведению: доминирующая роль, роль помощника и позиция высказывающего контраргументы.

 Когда тренер занимает лидирующую позицию, дебрифинг состоит из серии открытых вопросов, которые написаны на листе ватмана или на доске. Как только участники подготовят свои ответы, тренер просит их высказаться, при этом мнения участников пишутся на доске. Обучаемые высказываются по очереди, а все комментарии проходят через тренера, который сидит во главе стола. В большинстве случаев, где тренер занимает доминирующую позицию, он начинает первым, затем высказываются по очереди все остальные участники.

Играя роль помощника, тренер начинает работу отрытым вопросом и не вмешивается в дальнейшую работу участников. Участники обсуждают вопрос вслух, что позволяет высказать различные точки зрения по поводу какой-либо конкретной проблемы. Иногда, если высказываются совершенно противоположные точки зрения, дискуссия может накаляться. Если она выходит из-под контроля, или меняет направление, тренер может кратко осветить то, что было сказано. Это возвращает обсуждение в прежнее русло. При таком ходе занятия, возникает проблема активности участников. Некоторые участники говорят больше, некоторые – меньше. Тогда тренер может назвать участника по имени и задать ему конкретный вопрос.

Бывают случаи, когда ведущий предпочитает прибегать к более «стимулирующей» роли в ходе обсуждения, тогда он занимает позицию высказывающего контраргументы. Здесь участники должны понимать, что ведущий заставляет их отстаивать свои мнения в их же интересах. Это нужно объяснить до начала занятия. Для эффективной работы в этом стиле ведущий и участники должны создать в группе атмосферу доверия и поддержки. При таком типе обсуждения людям намного сложнее высказываться, очевидно, что не всем удается это сделать. Иногда некоторые участники пытаются обсудить свои точки зрения с соседями, перед тем как высказать их во всеуслышание.

В конце тренер подводит итоги высказанным аргументам. В зависимости от содержания, дебрифинг может длиться довольно долго и затронуть множество проблем. Краткое резюме, высказанное тренером в заключение, позволяет собрать в целое все затронутые вопросы и закрепить основные точки зрения. Но резюмировать можно только дебрифинг, но не обратную связь, так как это уже будут излишние комментарии. При неструктурированной форме обсуждения многим может недоставать конкретного решения или чего-либо, что можно прочесть или на что опереться в будущем. Запись обсуждаемых вопросов на листе плакатной бумаги может очень помочь, позднее они могут быть распечатаны и розданы участникам.

 

Контрольные вопросы

В чем основное содержательное отличие обратной связи и дебрифинга?

В каких целях применяется психологический дебрифинг?

Каковы основные правила подачи обратной связи от членов группы и ведущего?

Каковы основные особенности психологического дебрифинга?

Каковы основные роли ведущего при проведении дебрифинга?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.006 с.)