Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи



Социальная работа с группой — метод, который используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников используют этот метод как основной. Однако, поскольку семью можно определить как «наиболее влиятельную группу», а организацию — как совокупность нескольких малых групп, на практике любой социальный работник в той или иной мере имеет дело с группой.

Групповые методы в социальной работе начали применяться в конце XIX в., когда в западных странах и в России получили распространение работные дома, «общежития», создаваемые религиозными и благотворительными организациями. Сотрудники подобных учреждений первыми стали осуществлять социальную работу с группой. В это время появился интерес к теоретическому определению феномена группы.

Одним из первых исследований в этой области стала работа Г. Лебона «Толпа», в которой анализировался процесс распространения инфекционных заболеваний в группе. Важный вклад в разработку теории внесли также Ч. Кули, создавший понятие «первичная группа», 3. Фрейд, изучавший проблему эмоциональной реакции группы на лидера, Г. Зиммель, исследовавший влияние размера группы на характер взаимоотношений ее членов. Большое влияние на раннюю теорию групп оказали работы П. Кропоткина, противопоставившего дарвиновской идее о борьбе за существование принцип сотрудничества как основной фактор, способствующий выживанию человечества. Кропоткин описал всемирную историю как эволюцию добровольной кооперации от первобытного племени до современных профсоюзов. Источниками теории групп мо­гут быть названы работы М.Фолетт, Д. Дьюи, А.С. Макаренко и др.

Окончательное признание теория групп как метод социальной работы получила в 30-х гг. XX в., когда была создана Национальная ассоциация США по изучению групповой работы (1936г.) и начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе».

В России метод групповой работы стал активно использоваться социологами с конца 70-х гг., сначала специалистами в области управленческого консультирования, а после институционализации социальной работы в 90-х гг. — в социальной работе.

В настоящее время теоретическая база социальной работы с группами составлена из положений таких школ, как теория поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем. Базовым для всех групповых теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения. С этой точки зрения человека можно рассматривать как обособленного индивида только в ограниченном физиологическом смысле. Люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным образом в группе.

Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем. Например, Т. Парсонс и другие сторонники функционализма изучали специфику проявления качеств систем в малых группах, рассматривали такие вопросы, как влияние раз­личных частей системы друг на друга, поддержание традиций в системе и приспособление систем к своему окружению.

Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США групповая работа используется: 1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов; 2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности); 3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; 4) для утверждения личности; 5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности; 6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

В.Н. Макаревич так определяет назначение групповой работы (правда, без акцентирования внимания на социальной работе): 1) решение сложных проблем; 2) формирование сплоченного коллектива, создание «сыгранной команды»; 3) поиск и реализация благоприятных возможностей; 4) организация процесса обучения, обмен опытом; 5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.024 с.)