Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра социальной медицины,Стр 1 из 6Следующая ⇒
Организации здравоохранения И истории медицины
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ методы Оценки состояния общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений
(учебное пособие управляющего типа)
ДОНЕЦК-2006 УДК 614.21:312.1/.2
Описательные и аналитические методы оценки состояния общественного здоровья и деятельности медицинских учреждений: Учебное пособие управляющего типа / Агарков В.И., Бутева Л.В.; Грищенко С.В. – Донецк: ДонГМУ, 2006. – 277 с.
Авторы: проф. Агарков В.И.; доц. Бутева Л.В.; проф. Грищенко С.В.; проф. Мухин В.В.; доц. Николаенко В.В.; доц. Мухина К.Ш.; доц. Коктышев И.В.; доц. Северин Г.К.; доц. Лихобабина О.А.; асс. Бугашева Н.В.; асс. Ганенко О.Н.
Рецензент – профессор кафедры гигиены ДонГМУ, д.мед.н. Гребняк Н.П.
В пособии изложены методы санитарной (медицинской) статистики, наиболее часто используемые для оценки здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Пособие составлено в соответствии с программой по социальной медицине и организации здравоохранения для медицинских факультетов. По своей структуре относится к учебным пособиям управляющего типа.
Утверждено на заседании Ученого Совета ДонГМУ № 7 от 19 октября 2006 г.
© Агарков В.И.; Бутева Л.В.; Грищенко С.В.; Мухин В.В.; Николаенко В.В.; Мухина К.Ш.; Коктышев И.В.; Северин Г.К.; Лихобабина О.А.; Бугашева Н.В.; Ганенко О.Н., 2006 СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 4-5 РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ 6-120 Тема 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 6-43
Тема 2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 44-65
Тема 3. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 66-120
РАЗДЕЛ II. МЕТОДЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 121-277
Тема 4. Методика оценки достоверности относительных и средних величин 121-135
Тема 5. МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ.
ОЦЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРЯМОГО МЕТОДА СТАНДАРТИЗАЦИИ 136-161
Тема 6. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ЯВЛЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ 162-185
Тема 7. ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ ИЛИ ПРИЗНАКАМИ. КОРРЕЛЯЦИЯ 186-221
Тема 8. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ 222-245
Тема 9. Анализ явления (признака, процесса) из области медицины и здравоохранения 246-277
ВВЕДЕНИЕ Каждая отрасль народного хозяйства имеет свою статистическую информацию. В специальную научную дисциплину оформилась и санитарная (медицинская) статистика. Она является важным средством получения количественной и качественной характеристики различных процессов и явлений из области медицины, гигиены, здравоохранения, играет важную роль в оценке состояния здоровья населения, деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения. Поэтому в системе высшего медицинского образования изучение медицинской статистики имеет большое значение в подготовке врачей всех специальностей. Представленный к изучению курс статистики состоит из 2-х частей: описательной и аналитической. Описательная статистика включает методику организации и проведения статистического исследования, расчета обобщающих коэффициентов (относительных, средних, критерия достоверности этих величин), их научную и практическую значимость. Аналитическая статистика содержит наиболее часто используемые на практике методы. Можно выделить следующие группы методов: ¨ методы сравнения различных совокупностей (оценка достоверности различий обобщающих коэффициентов, стандартизация интенсивных показателей); ¨ методы оценки взаимодействия (коэффициенты корреляции, регрессии); ¨ метод анализа динамики явления; ¨ метод статистического анализа. Выбор названных методов согласуется с учебной программой предмета по этому разделу. Полученные при этом умения учета, статистической обработки, обобщения и анализа медицинских данных должны позволить студентам на высоком качественном уровне подходить к решению клинических и организационных лечебно-профилактических проблем.
В каждой рассматриваемой теме можно выделить основные структурные части: введение (актуальность темы); учебные цели в виде элементов профессиональной деятельности, подлежащих обязательному усвоению; перечень основных теоретических вопросов, подлежащих изучению, и краткие ответы на них с расшифровкой ключевых понятий и терминов; перечень источников учебной информации; набор ситуационных задач для проверки освоения поставленных целей-умений. Для большей успешности формирования умений в каждой теме приводятся различного рода схемы, алгоритмы, графы, методики расчета показателей и пр., выполняющие функции ориентировочной основы действий. Пособие предназначено для студентов медицинских факультетов.
ТЕМА 1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Актуальность темы. Среди множестваметодов, которыми располагает социальная медицина и организация здравоохранения (исторический, социологический, экономического анализа, экспериментальный, медико-географический, экспертных оценок и др.), статистический метод занимает особое место. Это универсальный метод, которым пользуются во всех областях науки, техники, народного хозяйства, в том числе в медицине и здравоохранении. Пользуются там, где изучаются массовые явления. Его значимость определяется не только количественным измерением изучаемых явлений, но и вскрытием причинно-следственных закономерностей этих явлений, поскольку стержнем метода является качественный статистический анализ, предусматривающий научную статистическую обработку материала с помощью специальных математико-статистических методов, а затем сравнение полученных результатов (сравнивают с нормами, нормативами, стандартами, среднереспубликанскими, среднеобластными показателями, с данными внутри изучаемой совокупности, в динамике и т.п.), оценку взаимодействия и интеграции изучаемых факторов, качественную оценку и объяснение результатов исследования и на этом основании разработку мер, направленных на улучшение состояния изучаемого явления. В последнее время, с широким внедрением ЭВМ, метод приобретает особую значимость. Это метод, которым пользуются государственные статистические органы. К ним относится система учётно-отчётной информации о сети, кадрах и деятельности, постоянно собираемой во всех лечебно-профилактических и других учреждениях системы здравоохранения. Примером могут также быть и периодически проводимые государственные переписи населения. Специальные статистические исследования проводятся научно-исследовательскими и учебными заведениями, различными практическими учреждениями и органами здравоохранения. Особое место этот метод занимает в изучении здоровья населения – рождаемости, смертности и её причинах, младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности. Поэтому медико-статистический метод еще называют “методом социальной диагностики”. Такой метод необходим врачу любой специальности. Участковому врачу, например, для оценки состояния здоровья населения обслуживаемого участка, состояния диспансеризации, противоэпидемической работы, цеховому врачу – для выяснения причин роста заболеваемости рабочих на цеховом участке, анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, ординатору стационара – для анализа работы своего подразделения, руководителю медицинского учреждения – для оценки здоровья различных контингентов обслуживаемого населения и т.п.
Владение методикой организации статистического исследования является обязательным умением практического врача. В связи с этим определим цели усвоения данной темы.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.204.201 (0.01 с.) |