Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию одиночества
Одиночество — это междисциплинарный феномен, соответственно, каждая область знания выделяет свои интересующие ее аспекты в этой теме. Даже в рамках только психологических подходов можно увидеть и разнообразие акцентов, и различия в интерпретации проблемы одиночества человека. Систематизация существующих в разных направлениях представлений позволила выделить восемь различных подходов к описанию одиночества: психодинамический, феноменологический, экзистенциально-гуманисти- ческий, социологический, интеракционистский, когнитивный, интимный и теоретико-системный [Перлман, Пепло, 1989]. Поскольку наш интерес связан прежде всего с экзистенциальным понима- нием одиночества, остановимся в целях сравнения лишь на некоторых из них. Социологический подход к феноменологии одиночества акцентирует внимание на факторах, ведущих к усилению чувства одиночества в совре- менном мире. Его главным источником, по мнению социологов, является
ослабление так называемых первичных связей — семейных, дружеских, со- седских отношений. Это ослабление, констатируемое в жизни современно- го общества, имеет несколько основных причин. Одна из них — увеличение дистанции между поколениями из-за куль- турных и ценностных различий, подчас создающих трудности во взаимо- понимании разных поколений в семье. Межпоколенные семьи, когда в од- ном доме живут три, а то и четыре поколения, ушли в прошлое. На смену им пришла нуклеарная семья (супруги с детьми или одни супруги, когда уходят взрослые дети), и это не в последнюю очередь стало следствием трудностей взаимопонимания между разными поколениями близких лю- дей. Но и «малая» семья становится всё менее стабильной, о чем говорит увеличение числа разводов. Еще один важный фактор, ослабляющий первичные связи, — усиле- ние мобильности современного человека: частая смена работы (по крайней мере по сравнению с прошлым) и перемена места жительства. Стреми- тельно ушли в прошлое жизненные модели, основанные на стабильности и неизменности («всю жизнь на одном предприятии», «всю жизнь в одном доме»). В последние годы к этим факторам прибавилось распространение виртуальных форм общения, усиливающих свое влияние. Кроме того, по- лучены данные, свидетельствующие о неоднозначной связи переживаемого людьми одиночества с особенностями культурного контекста; например, представители культур, традиционно рассматриваемых как индивидуали- стические, меньше страдают от чувства одиночества [Крюкова, 2016].
В целом в социологии одиночество продолжает интерпретироваться скорее как негативный феномен, хотя ученые и признают, что его уже труд- но рассматривать как аномалию, настолько распространенный характер оно приобретает. Интеракционистский подход (от англ. interaction — взаимодействие) рассматривает поведение человека прежде всего как результат его взаимо- действия с ситуацией. Соответственно, и переживаемое им одиночество понимается как следствие ситуации, в которой оказался данный человек с его личностными особенностями и предрасположенностями, приводя- щими к тому, что он начинает ощущать одиночество. Интеракционистский подход акцентирует внимание на ситуациях, которые — по сравнению с обычными — потенциально обладают большей вероятностью вызывать у человека чувство одиночества. Это, например, ситуации развода или по- тери близкого человека, переезда в другой город или другую страну и т. д. Психодинамический (психоаналитический) подход в соответствии со своими принципами рассматривает одиночество как некую патологию, ко- торая берет начало в детском опыте. Корни одиночества — в детской нар- циссической ориентации и тогда же зарождающемся чувстве отчужденно- сти. Психоаналитиков интересует, какие черты характера и глубинные осо- бенности человека приводят к состоянию одиночества.
Феноменологический подход К. Роджерса выводит переживаемое чело- веком одиночество из его Я-концепции. Это чувство возникает у индивида, осознающего свою индивидуальность, свое истинное Я, но при этом ис- пытывающего страх, что если он проявит свое истинное Я, то может быть отвергнут другими. Мы чувствуем себя одинокими, когда думаем, что дру- гие не поймут нас или даже разочаруются в нас, осудят, если мы позволим себе быть самими собой. Это вынуждает нас прятать свое истинное Я за привычными ролями во взаимодействии с другими. Ощущая свою отде- ленность, отчужденность от других, мы чувствуем себя одинокими. Соот- ветственно Роджерс считает, что одиночество есть следствие противоречий в представлениях человека о самом себе, а потому свидетельствует о незре- лости или недостаточной приспособленности личности.
Приведенные примеры разных подходов (и они не исчерпывают всех возможностей) демонстрируют внимание к разным аспектам феноменоло- гии одиночества, хотя в общем сходятся в его интерпретации как негатив- ного явления. Следует иметь в виду, что явления и проявления одиночества довольно разнообразны, а потому возможен и более многосторонний взгляд на проб- лему одиночества. Так, в философской литературе (прежде всего немецкой) упоминались четыре типа одиночества. «1. Позитивный внутренний тип (“гордое одиночество”), пережива- емый как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми. 2. Негативный внутренний тип, переживаемый как отчуждение от своего “Я” и от других людей, чувство отчужденности, даже в окру- жении других людей. 3. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физиче- ского уединения, когда ведутся поиски нового позитивного опыта. 4. Негативный внешний тип, наличествующий в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть партнера, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества» [Джонг-Гирвельд, Раадшелдерс, 1989, с. 302]. Действительно, у любого человека наряду с потребностью в близких отношениях присутствует и потребность в уединении. Формула их соот- ношения — индивидуальный выбор каждого из нас. Ограничение числа контактов с окружающими немногими близкими людьми и выраженная потребность в уединении может быть жизненной моделью человека, совер- шенно не ощущающего себя при этом одиноким. Вместе с тем выделение позитивных типов одиночества, таких как опи- санное в литературе «гордое одиночество», всё же характерно скорее для философского или иного отвлеченного анализа, чем для обыденного со- знания или психолога, работающего с тяжелыми проблемами переживания людьми одиночества.
Рене Магритт. Влюбленные. 1928
Особенно тяжело человек переносит одиночество, когда оно затраги- вает сразу несколько измерений его жизни. Например, У. Садлер и Т. Джон- сон предлагают различать такие разновидности одиночества, как космиче- ское, культурное, социальное и межличностное. Космическое одиночество обозначает следующие формы самовосприятия: «1) постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с приро- дой и космосом; 2) причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; 3) веры челове- ка в уникальность своей судьбы или причастности к великим историче- ским целям. Космическое одиночество присутствует там, где есть хотя бы один из этих аспектов; другие выражения космического одиночества мо- гут заключать в себе два или даже три указанных аспекта» [Садлер, Джон- сон, 1989, с. 33]. Культурное измерение одиночества авторы иллюстрируют примерами переживаний иммигрантов, испытывавших отчужденность, отрыв от того культурного наследия, которое раньше было частью их жизни. Приводятся и другие примеры, общей составляющей которых является «разъединен- ность человека с культурой», а потому такое одиночество может возникать и в рамках собственной культуры, например у отдельных социальных групп в условиях резких социальных изменений в обществе.
Социальное измерение одиночества относится к отдельным группам в обществе, человек может испытывать чувство социального одиночества,
когда ощущает неприятие группы. Острые формы такого одиночества обо- значаются понятиями социальной изоляции (изгнание, уже упоминавший- ся остракизм, отвержение или неприятие и т. д.). Возникновению социаль- ного одиночества, по мнению авторов, способствуют такие факторы, как «увеличивающаяся раздробленность общества вместе с растущей социа- лизацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных групп, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с со- циальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения от- дельного индивида» [Там же, с. 41]. Примечательно, что описание одиночества в межличностном измере- нии Садлер и Джонсон помещают под рубрикой «От одиночества к аномии». Речь идет о том, что когда одиночество возникает одновременно в двух или более измерениях, то человек переживает сильный стресс, у него «появля- ются чувства безнадежности и бессилия, которые связаны с ощущением, что все жизненные связи в форме межличностных отношений ослаблены или разорваны». При нарастании интенсивности «всеобъемлющего одино- чества» возникает угроза расстройства личности — аномии. Переживаемому человеком чувству одиночества посвящено множе- ство исследований. Люди связывают его с субъективно ощущаемыми труд- ностями в установлении социальных связей, с чувством собственной обо- собленности и отчужденности, ощущением собственной неполноценности или незначительности и т. д.; обычно оно описывается в негативных эмоци- ональных тонах — отсутствия позитивных чувств, связанных с близкими отношениями и привязанностями людей, и переживания беспомощности и тревоги и т. д. Изучая опыт одиночества, К. Рубинстайн и Ф. Шейвер с по- мощью факторного анализа выявили чувства, наиболее тесно связанные с переживаемым одиночеством, которые интерпретировались авторами через четыре основных фактора, обозначенных ими как «отчаяние», «деп- рессия», «невыносимая скука», «самоуничижение» [Рубинстайн, Шейвер, 1989]. Они же показали, что среди реакций людей на одиночество наиболь- шим весом обладают ответы, объединенные авторами в фактор «печальная пассивность», который включал такие реакции, как «плáчу», «сплю», «сижу и размышляю», «ничего не делаю», «переедаю», «принимаю транквилизато- ры», «смотрю телевизор», «пью или “отключаюсь”»; при этом данный тип реагирования особенно характерен для пожилых людей. Однако, как счи- тают авторы, одиночество не следует считать характерной особенностью пожилого возраста, оно обычно является следствием бедности и болезней. В общем, качество жизни важнее возрастного фактора.
Чувство одиночества индивидуально, что не мешает ученым искать какие-то закономерности в его возникновении и особенностях прожива- ния. Логично пытаться увидеть особенности проявления одиночества в за- висимости от гендерного и возрастного факторов. В литературе не раз от-
мечались различия в оценках одинокого проживания женщин и мужчин. Традиционной для прошлого была оценка жизненного сценария женщины, не имеющей семьи, как несостоявшегося и неудачного. Социальные оценки жизненного сценария одинокого мужчины более благоприятны, его успеш- ность в большей мере связывается с профессиональными достижениями и социальным статусом. Кроме этого, существуют и несомненные содер- жательные различия в переживаемом чувстве одиночества между мужчи- нами и женщинами. Так, в одном из исследований были выявлены неко- торые гендерные различия в природе одиночества: одиночество женщин больше связано с тоской по конкретному человеку, отсутствием любимого человека, в то время как одиночество мужчин — с ощущением собствен- ной ненужности. При этом мужчины более, чем женщины, «склонны рас- сматривать одиночество как возможность поразмышлять над собой, своей жизнью, отношениями с другими людьми». В переживании одиночества женщины и мужчины испытывают разную палитру чувств: женщинам больше свойственна меланхолия, депрессия, ощущение собственной не- привлекательности, чувство незащищенности; мужчины в состоянии оди- ночества переживают скуку, более нетерпимы к себе, чем женщины, острее переживают сочувствие себе. В состоянии одиночества для мужчин харак- терно пассивное пребывание. Женщины испытывают более разнообразные чувства в состоянии одиночества, при этом они более активны и проявля- ют большее разнообразие в способах преодоления одиночества. По мнению автора исследования, выявленные различия имеют не временный, ситуа- тивный характер, а экзистенциальный смысл, относящийся к обобщенной оценке мира и себя в нем. Общий вывод связан с тем, что «переживание одиночества женщинами приводит к утрате веры в позитивность челове- ческой природы и ожиданий принятия и уважения к своей личности от окружающих людей. Одиночество мужчин связано с неудовлетворенно- стью самореализацией, процессом жизни, наличием в ней целей и усилива- ет внутренние конфликты мужчин, снижая их способность к установлению эмоционально-глубоких контактов с другими людьми» [Мухиярова, 2006, с. 16–17]. Приведенные данные представляют интерес и вносят свой вклад в понимание непростой природы одиночества, однако выводы нуждаются в дальнейшей проверке, а сама тема гендерных различий — в дальнейших исследованиях. Одиночество, как уже отмечалось, — это социокультурный феномен, и то, как мужчины и женщины оценивают и переживают свое одиночество, не может не быть связано с принятыми в обществе гендер- ными социальными ролями, стереотипами, наделяющими женское и муж- ское одиночество разным смыслом. Изменяющаяся социальная реальность вносит в это свои коррективы, поэтому вопрос о гендерных особенностях переживания одиночества нельзя считать закрытым.
В других работах затрагивается вопрос о роли возрастного факто- ра. Безусловно, общение с другими людьми в разные возрастные периоды
Франсиско Гойя. Автопортрет. 1795–1797. За несколько лет до создания этого автопортрета Гойя потерял слух
имеет и различное значение, и свое содержание, о чем немало написано в психологической литературе. Пожалуй, наиболее часто тема одиноче- ства обсуждается в связи со старшей возрастной группой, когда человек прекращает профессиональную деятельность, снижается его социальная активность, ослабляются межличностные связи. Эта проблема является предметом обсуждения в работах М. Кларк и Б. Эндерсон «Одиночество и старость» [Кларк, Эндерсон, 1989] и Т. Биксон и Л. Пепло «Жизнь старого и одинокого человека» [Биксон и др., 1989]. Хотя содержание понятия одиночества и значения, которые ему при- писываются, меняются в зависимости от культурной среды, социальной и возрастной групп и т. д., переживаемое человеком одиночество остается глубоко индивидуальным, и в его возникновении несомненную роль игра- ют особенности самого человека, в частности «личностные стандарты от- ношений» — имеющиеся у нас представления о некоем желательном для нас уровне и типе своих отношений с другими людьми. Именно сравнение с ними, равно как и с нашим прошлым опытом или опытом других людей, порождает удовлетворенность или неудовлетворенность своими отноше- ниями с близкими, а следовательно, и чувство одиночества. В исследованиях получены разнообразные данные о связи личностных и ситуационных переменных с чувством одиночества, его интенсивностью и способами переживания. Исследовательские данные позволили постро-
ить типовое описание одинокого человека — прототип одинокой личности, основанный на 18 признаках. Наиболее общими из них оказались следую- щие: «сторонится социальных контактов и изолирует себя от остальных», «находится в состоянии депрессии» и «считает: “Мне хочется иметь дру- га”». Получены также данные о том, что одиночество человека часто связа- но с переживаемыми им межличностными проблемами и депрессией [Хо- ровиц, Френч, Андерсон, 1989]. Результаты различных исследований позволили выделить три базовых измерения одиночества. «1. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсут- ствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и на- личие негативных эмоций, таких как страх и неуверенность. 2. Тип ущербности определяет природу недостающих отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для ин- дивида отношениях. Этот показатель, видимо, значительно ва- рьирует в зависимости от категории исследуемых индивидов. Для данного измерения возможна и дальнейшая дифференциация на три подкатегории: чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности, чувство опустошенности и чувство по- кинутости. 3. Временнáя перспектива — третье измерение одиночества. Его также можно подразделить на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное, степень, до которой одиночество переживается как врéменное, и степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая при- чину одиночества в других (своем окружении)» [Джонг-Гирвельд, Раадшелдерс, 1989, с. 306–307]. Таким образом, обращение к различным подходам, в рамках которых интерпретируется и исследуется одиночество, и анализ эмпирических дан- ных подтверждают первоначальное описание феномена одиночества как переживаемого человеком субъективного состояния, не совпадающего
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.027 с.) |