Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Конечность жизни: человек смертен
• Смерть: представления обыденного сознания • Наука о смерти — от философии к танатологии • Тема смерти в психологии • Эмпирические исследования • Теория управления страхом • Экзистенциальный подход к проблеме смерти • Практика смерти Глава 5. Одинокость человека • Обыденное сознание: ценность сотрудничества • Близкие отношения: выигрыши и риски • Проблема одиночества • Подходы к пониманию одиночества • Экзистенциальный подход к одиночеству • Методики измерения одиночества • Практика работы с одиночеством Глава 6. Свобода и ответственность: манящая и невыносимая • Свобода в обыденном сознании • Тема свободы в философии • Тема свободы в психологии • Тема свободы в экзистенциальной психологии • Эмпирические иллюстрации • Свобода быть самим собой • Проблема ответственности в психологии • Тема ответственности в экзистенциальной психологии • Практика: можно ли развить у человека чувство ответственности
Глава 7. В поисках смысла • Феноменология в обыденном проявлении • Философское и общегуманитарное содержание понятия смысла • Проблема смысла жизни в психологии • Экзистенциальный подход • Эмпирические данные • Обретение смысла • Практика работы со смыслом Глава 8. Экзистенциальная психология личности • Взгляды В. Франкла на природу личности и понятие самотрансценденции • А. Лэнгле: концепция фундаментальных экзистенциальных мотиваций • Экзистенциальная модель взаимодействия человека с миром • Экзистенциальная идентичность • Экзистенциальный опыт • Экзистенциальная вина • «Мужество быть» как жизнестойкость • Экзистенциальный подход к практике психологической работы
Вторая часть посвящена экзистенциальным проб- лемам, которые берут свое начало в конфронтации человека с базовыми условиями существования — эк- зистенциалами. В соответствии с представлениями экзистенциальной психологии, к основным экзистен- циалам относятся такие данности нашего существова- ния, как конечность жизни человека, его одинокость, свобода и ответственность, смысл жизни. Каждая из этих тем первоначально рассматривается в области философии и лишь в ХХ веке приобретает свое звуча- ние как психологическая проблема, как вызов, требую- щий ответа, как задача, ожидающая своего решения.
При описании экзистенциальных проблем мы стре- мились по возможности следовать единому плану: от- ражение рассматриваемой феноменологии в обыден- ном сознании, философские или общегуманитарные подходы к проблеме, ее описание в психологии, эк- зистенциальный подход и его особенности, описание имеющихся эмпирических данных и методических ин- струментов исследования, практика работы. Последняя глава второй части посвящена экзи- стенциальной психологии личности — существующим подходам, базовым понятиям, перспективам развития и возможностям практического применения.
КОНЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ: ЧЕЛОВЕК СМЕРТЕН Смерть — универсальный феномен человеческой жизни, постоянно при- влекающий внимание ученых. Страх смерти присущ любому человеку как живому существу. На протяжении истории отношение людей к смерти ме- нялось. В психологии начинают активно исследовать тему смерти в по- следние десятилетия, когда обретает популярность теория управления страхом. Экзистенциальный подход делает акцент на позитивных аспек- тах конфронтации с проблемой конечности жизни, осознавание которой становится источником личностных изменений. Практическая психология ищет способы помощи смертельно больным людям, а также тем, кто пере- живает утрату близкого человека. СМЕРТЬ… конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни. Человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Тема смерти касается любого из нас, и неудивительно, что она занимает важное место в разных областях знания — обыденного, научного, религи- озного — и является «вечной» темой в литературе и искусстве. Проблема конечности жизни, смертности человека — одна из основ- ных в экзистенциальной психологии. Ее значение столь велико, что проб- лема смерти нередко вводится в определение предмета экзистенциальной психологии, которая описывается как наука о жизни и смерти.
Значимость феномена смерти определяет его отражение в обыденном сознании, которое формирует свое представление о смерти с помощью ме- тафор, ассоциаций, образов и т. д. Зачем психологии, которая занимается научным изучением психологической феноменологии, знание обыденных представлений? Практический интерес к ним связан с предположением, что индивидуальные концептуализации феномена смерти могут являться значимым фактором в проживании страха смерти. Представления обыденного сознания могут быть выявлены с помощью изучения содержания языка, а также специально проводимых исследований. Что люди думают о смерти? В словаре эпитетов русского литературного языка наиболее распространенные характеристики смерти делятся на две категории. Они относятся либо ко времени наступления смерти, к ее неиз- бежности (безвременная, беспощадная и др.), либо к общей оценке смерти, ее причин и характера (бесславная, бесчестная и др.). Обыденное сознание, таким образом, рисует негативный образ смерти. Представления обыденного сознания являются и предметом специаль- но проведенных исследований. Для этого можно использовать свободные описания или рисунки. Например, в одном из исследований, участников которого просили ответить на вопрос, как они воспринимают или пред- ставляют себе смерть, были выделены четыре основных типа, или образа смерти: (1) «мрачное» воплощение, физически отталкивающее и разлага- ющееся, враждебное жизни; (2) образ «тихого утешителя», который вос-
принимается как мудрый, спокойный, сильный и понимающий; (3) «меха- нистическое» представление, не вызывающее эмоций и не имеющее связи с описывающим субъектом; (4) «веселый обманщик», описываемый как бо- лее взрослый, чем респондент, привлекательный, ловкий, обещающий удо- вольствия, но обманывающий [Florian, Mikulincer, 2004, p. 66]. Во многих исследованиях изучались индивидуальные различия в пер- сонификации смерти, например возрастные или гендерные различия. Понятно, однако, что на формирование представлений о смерти, концеп- туализацию ее феномена оказывают влияние социальные и культурные факторы. Носителем обыденных представлений о смерти является не только ин- дивидуальное, но и коллективное сознание. Смерть — при всей ее универсальности — социокультурный феномен, что означает изменение ее понимания в истории человеческого общества. Не в биологическом ее значении, но в том, как смерть — и своя собствен- ная, и близких — воспринимается и проживается людьми и социальным сообществом. Одна из известных работ в этой области — исследование французско- го историка и демографа Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти». Арьес выделяет четыре параметра (самосознание, защита общества от дикой при- роды, вера в продолжение жизни после смерти, вера в существование зла), характеризующие отношение людей к смерти, и на основании их вариаций он предлагает различать пять основных типов отношения к смерти. Исторический анализ Ф. Арьеса, по мнению ряда ученых, уязвим для критики. Однако в том, что касается современности, трудно не признать его правоту.
Табуированность темы смерти в современном мире отмечается многи- ми специалистами. Сегодня медицина уничтожает саму идею «проживания» смерти: смерть может происходить без чувства страдания. Избавление от страданий, равно как и поддержание жизни организма любой ценой, неза- висимо от состояния или желания человека, становится целью медицины.
Ф. Арьес: Основные типы отношения к смерти 1. «Смерть прирученная». В основе такого типа отношения к смерти лежит установка «все умрем». Она характерна для ранних этапов формирования человеческого общества, когда в сознании людей доминирует родовое чувство и жизнь человека фактически яв- ляется не его индивидуальной судьбой, но звеном в общей цепи существования сообщества. Смерть воспринимается как нечто нормальное. Физическая смерть в соответствии с религиозными представлениями не означает конца жизни. Ритуалы и церемонии, сопровождающие уход члена сообщества, выполняют функцию сплочения последнего. 2. «Смерть своя» — новый тип отношения к смерти, связанный с рос- том индивидуального начала в самосознании индивида и его по- степенным отделением от общины и рода. Возникает в коллектив- ном сознании примерно с XVI века. Концепция загробного суще- ствования («спать вечным сном») заменяется идеей бессмертия души («отдать Богу душу»). Признаётся необратимость телесного ухода, людей начинают хоронить в земле. Появляются новые риту- алы, в том числе практика завещания. 3. «Смерть далекая и близкая». «Здесь берет начало великое перево- рачивание смерти, ставшее в наши дни неоспоримым фактом» — «смерть, когда-то прирученная, готовится вернуться в изначальное дикое состояние». Так Арьес пишет о «прорыве» защитных плотин, тысячелетиями создававшихся человечеством. В силу этого отно- шение к смерти становится более иррациональным, соединяясь, в частности, с сексом («эротизм смерти»). (Напрашивается ассоци- ация с подростковым отношением к смерти или гусарским демон- стративным пренебрежением опасностью, «игрой со смертью», ко- торая, например, в русской культуре принимала формы «русской рулетки» или практики дуэлей.) 4. «Смерть твоя» — новый тип отношения к смерти, который стано- вится доминирующим в XIX веке. Определяющим в его возникнове- нии являются мощные изменения в сфере индивидуального само- сознания. Новое чувство «смерть твоя», заменяющее родовое «все умрем» и индивидуальное «смерть своя», связано с принципиально другими отношениями с близкими людьми. Сфера близких отноше- ний, семьи, любовных и дружеских привязанностей приобретает романтический и аффективный характер. Страх потерять другого ка- жется сильнее страха умереть самому. Прощание с близкими стано- вится менее ритуальным, приобретает характер искреннего, спон- танного горя. Утешением становится идея «встретимся на небесах».
5. «Смерть перевернутая». Такое отношение к смерти характерно для современного общества. Современное общество стыдится и боит- ся смерти. Раньше человек встречал свою смерть, сближаясь перед смертью с Богом и прощаясь со своими близкими. Теперь смерть окружена ложью: близкие лгут умирающему, «оберегая» его от смерти и скрывая от него правду. Получается, что человек теряет право собственности на свою смерть [Арьес, 1992].
Люди ценят уход без страдания, более того, табуируется само приближение смерти, избегается даже осознание того, что на самом деле происходит. Ка- саясь этой темы, Якобсен отмечает, что в противоположность этому в про-
Гипнос и Танатос уносят тело Сарпедона под наблюдением Гермеса. Краснофигурная чаша-кратер. Ок. 515 до н. э.
Наука о смерти — От философии к танатологии Как уже отмечалось, тема смерти имеет междисциплинарный характер и явля- ется предметом внимания разных областей знания. Философия с давних пор пытается осмыслить феномен смерти. Культурология, этнография, антрополо- гия рассматривают смерть как социокультурный феномен. Социология изуча- ет социальные аспекты смертности, этика — моральные проб лемы смерти. Экзистенциальная психология в своем подходе к теме смерти опирает- ся на философские представления. Тема смерти задолго до появления экзи- стенциальной психологии привлекла внимание философов. Однако имен- но их представления о взаимосвязи и взаимозависимости смерти и жизни оказываются во многом созвучны современному экзистенциальному под- ходу, а мудрость ранней философии, свободной от ограничений, наложен- ных последующим каноном научного знания, возрождается в работах со- временных ученых.
Альбертс Пиктор. Смерть, играющая в шахматы. 1480
В работах многих философов можно найти те или иные суждения о смерти. Ялом особенно выделяет позиции Сократа и Эпикура. Имя Сократа невозможно не упомянуть, затрагивая проблему смер- ти: даже людям, не слишком сведущим в философии, известно, что именно ему, как принято считать, принадлежит идея бессмертия души, оказавшая значительное влияние на христианскую концепцию загробной жизни. Ре- лигиозная тема вообще часто поднимается в связи с проблемой смерти, поскольку, как это формулирует тот же Ялом, именно страх смерти лежит в основе всех религий, и каждая из них по-своему стремится смягчить боль осознания конечности бытия.
Эпикура Ялом даже называет «своего рода протоэкзистенциальным психотерапевтом» (возражая против распространенного понимания эпи- курейца как человека, который прежде всего склонен к утонченным чув- ственным наслаждениям, в том числе весьма прозаического характера, вро- де вкусной еды). Ялом наделяет его званием психотерапевта, вероятно, за понимание Эпикуром философии, в соответствии с которым она должна
лечить душу и имеет единственную цель — помогать людям в достижении состояния безмятежности (атараксии) и облегчать человеческие страдания, в основе которых вездесущий страх смерти [Ялом, 2008]. Эта мысль близка Ялому: по его мнению, бесконечная и лихорадочная деятельность людей — зачастую не что иное, как попытка скрыться от экзистенциальной реально- сти и от ожидающей нас всех судьбы. Однако в течение долгого времени тема смерти продолжает оставаться преимущественно в поле внимания искусства, религии и, конечно, медици- ны. Еще в начале ХХ века интерес к теме смерти ограничен сугубо медицин- ским подходом, хотя уже с конца XIX века известно понятие «танатология» — наука о смерти. Первоначально она относилась исключительно к области клинических и медицинских исследований, постепенно привлекая внимание гуманитарных ученых и приобретая междисциплинарный характер. В раз- витии танатологии можно выделить два направления: естественнонаучное и гуманитарное. Естественнонаучная традиция имеет дело с телесностью че- ловека. Гуманитарная — связана с философским и культурным осмыслением феномена смерти. В середине ХХ века тема смерти получает новый импульс к развитию, прежде всего за счет возникновения разнообразных практик, связанных с сопровождением умирающих и помощью близким. Сегодня можно говорить, что феномен смерти привлекает внима- ние самых разных специалистов, проявляющих интерес к широкому кру- гу проб лем — от культурного опыта человечества до переживания опыта столкновения со смертью отдельного человека.
Тема смерти в психологии Г. Фейфел дал своей статье в сборнике работ экзистенциальных авторов примечательное название: «Смерть — релевантная переменная в психоло- гии» [Фейфел, 2001]. Однако в этой же статье он утверждает, что при всей своей значимости смерть является табуированной темой и именно экзи- стенциальной психологии принадлежит заслуга ее «переоткрытия». В начальный период оформления психоаналитической теории в цен- тре внимания З. Фрейда находятся сексуальные влечения, в более поздний период — влечение к жизни и влечение к смерти, которые соответственно рассматриваются как конструктивные и деструктивные тенденции лично- сти и, сосуществуя, находятся в постоянном противоборстве. Влечение, или инстинкт к смерти проявляется в агрессивных влечениях, враждеб- ности, деструктивных проявлениях, направленных против других и себя.
Берущий верх инстинкт смерти, который порождает агрессивность, прояв- ления жестокости в человеке, а также склонность к суицидам, ведет к само- уничтожению. Часто цитируется известное высказывание Фрейда: «Целью жизни является смерть» [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 117]. При этом, однако, сам феномен смерти Фрейд фактически обошел сво- им вниманием. Ялом утверждает, что уже в первых работах Фрейда видно, что в жизни его пациентов присутствовал постоянный страх смерти, но он не исследуется. В более поздних работах Фрейд объясняет, что его теория происхождения неврозов строится на предположении о конфликте при- митивных бессознательных инстинктивных начал. Смерть же, по Фрейду, не может влиять на образование невроза, поскольку не имеет отражения в бессознательном: у нас нет личного опыта смерти, и мы неспособны ос- мыслить собственное небытие [Ялом, 2008, c. 27–28]. Еще одно любопытное высказывание можно найти в книге Дуана и Синдии Шульц по истории психологии. Описывая подход Фрейда, они от- мечают: «В идее инстинкта смерти мы имеем еще один пример автобиогра- фического характера фрейдовской системы. Фрейд обратил внимание на него только тогда, когда смерть стала фактором личного опыта: его болезнь прогрессировала, он стал свидетелем всех ужасов войны, его дочь София умерла в возрасте 26 лет, оставив сиротами двух детей. Фрейд был сильно потрясен потерей и спустя менее чем три недели после ее смерти впервые заговорил об инстинкте смерти» [Шульц, Шульц, 1998, с. 418]. Несмотря на отсылку к личному опыту Фрейда, всё же кажется, что, как и во многих других своих построениях, он строит свои рассуждения не столько на жи- вом опыте, сколько на теоретических выкладках, можно сказать, концеп- туализирует смерть. (Вспомним ранее приводившееся сравнение описания тревожности Кьеркегором и Фрейдом, который, по словам Р. Мэя, «писал на техническом уровне».) Дальнейшее развитие эта тема получает у Э. Фромма. Однако его не устраивает сугубо биологическая интерпретация инстинкта смерти у Фрейда: в таком случае, утверждает он, этот инстинкт должен был быть выражен примерно в одинаковой степени у разных людей. Фромм в своих работах всегда уделял большое внимание социальным факторам, которые он привлекает и для обсуждения разрушительных тенденций в поведении людей. Для Фромма тяга к разрушению связана и одновременно находится в оппозиции со стремлением к жизни. Чем больше у человека проявляется стремление к жизни, чем полнее он его реализует, тем слабее разрушитель- ные тенденции, и наоборот. Подчеркивая индивидуальные различия между людьми, Фромм пишет о существовании биофилов и некрофилов. Биофилия — это любовь к жизни, ко всему живому, это внутренняя ориентация человека, определяющая его образ чувств и мыслей. Стрем- ление к жизни свойственно любому живому организму, и оно противо- положно некрофилии, которая, напротив, означает любовь к мертвому,
смерти и всему неживому. Некрофилия проявляется в потребности уби- вать, стремлении к причинению вреда, жестокости, поклонении силе, стремлении властвовать, установлении жесткого порядка, убивающего всё живое. Обсуждение противостояния смерти и жизни продолжается в работах О. Ранка, высказывания которого звучат вполне современно (хотя он был современником Фрейда и даже умер в один год с ним). По его мнению, чело- веку потенциально присущ и страх смерти, и страх жизни. Стремясь стать индивидуальностью, мы развиваемся, двигаемся вперед по пути индивиду- ации, что, по Ранку, может угрожать и даже неминуемо сталкивает нас со страхом жизни. Страх жизни — это чувство незащищенности и пугающее одиночество. Когда этот страх становится невыносимым, мы начинаем двигаться в дру- гом направлении: отказываемся от своей индивидуальности, ищем ком- форт в слиянии и единении с другими. Однако, по мнению Ранка, несмо- тря на обретаемое спокойствие и комфорт, такое состояние нестабильно: в конечном счете личность начинает бояться стагнации и потери себя. Тем самым это слияние с другими пробуждает страх смерти. Между этими дву- мя полюсами страха — индивидуацией и слиянием — люди и мечутся всю жизнь [Ялом, 2008, c. 141]. Как говорил Отто Ранк, «некоторые отказывают- ся от кредита жизни, чтобы избежать расплаты смертью». Люди как будто находятся в спячке и боятся ощутить истинный вкус жизни — из страха потерять слишком много. В качестве примера альтернативного подхода можно привести идеи, развиваемые в рамках теории социального научения. В соответствии с ними страх смерти является результатом научения, и, следовательно, он должен рассматриваться в общем контексте овладения человеком навыками совла- дающего поведения — насколько человек способен справляться с разного рода угрозами и трудностями. Для современной психологии характерен скорее практический интерес к теме смерти, связанный с задачами оказания практической психологиче- ской помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Из немногих работ сегодняшних ученых, рассматривающих тревогу смерти в контексте более широкой психологической феноменологии, не- обходимо упомянуть о подходах И. Ялома и Р. Мэя, относящихся к экзи- стенциальному направлению психологии, которому, в соответствии с ранее упомянутой точкой зрения Фейфела, и принадлежит заслуга «переоткры- тия» темы смерти в психологии. И. Ялом в своем подходе опирается на собственный клинический опыт работы с пациентами и рассматривает проблему тревоги смерти исклю- чительно в контексте защит личности. Он формулирует четыре базовых постулата относительно роли представлений о смерти в психопатологии и психотерапии, лежащих в основе его подхода.
1. Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоми - нает нам о себе неким «подземным грохотом», словно дремлю - щий вулкан. Это темное, беспокоящее присутствие, притаивше - еся на краю сознания.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.039 с.) |