При переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс)



При переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс)

Анкета

 

Дата______________ Ф.И.___________ Класс____________

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самых справедливых и частых по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

 

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получить впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:

к) я больше знал и умел.

2.    Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе часто ругают;

д) просто мне не хочется учиться;

е) не могу заставить себя работать;
ж) мне трудно, я не понимаю;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3.    Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) товарищи будут довольны;

в) буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4.    Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) получил плохую оценку;

в) буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

е) мне не купят красивую вещь.

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбирать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет свой «балльный вес» в зависимости от того, какой вид мотива он отражает. Соответствие между баллами и характером (видом) мотивов таково:

внешний мотив       (В) - 0 баллов
игровой мотив        (И) - 1 балл
получение отметки (О) - 2 балла
позиционный мотив (П) - 3 балла
социальный мотив (С) - 4 балла
учебный мотив       (У) - 5 баллов

Таблица 1         

Таблица для выявления ведущих мотивов у учащихся 5-х классов

Варианты ответов учащихся

Номера предложений

1

2

3

4

Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах
а) О 2 П 3 У 5 У 5
б) П 3 П 3 П 3 О 2
в) С 4 В 0 П 3 П 3
г) С 4 С 4 П 3 П 3
д) П 3 И 1 П 3 П 3
е) П 3 П 3 В 0 П 3
ж) П 3 У 5 В 0 С 4
з) В 0 П 3 С 4 В 0
и) В 0 - - - - В 0
к) У 5 - - - - - -

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

 Таблица 2

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41 – 48
II 33-40
III 25-32
IY 15-24
Y 5-14

 

 

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников 5-го класса

 

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y - низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение того, какие виды мотивов преобладают у учащихся данного возраста.

 

 

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-х классов)

Анкета

Дата______ Ф.И.____________Класс___________

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) развития, чтобы быть образованным и интересным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не родители;

г) не хотелось учиться;

д) не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не школа и долг перед родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия, трудолюбие;

в) мои способности;          

д) хорошую работу;      

г) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II.

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание;

е) стараюсь сделать сразу все;

ж) открываю «готовые домашние задания»;

з) сначала отдыхаю.

III.

7.    Самое интересное на уроке...

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

в) новая тема;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8.    Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

 

9.    Мне нравится делать уроки, когда...

а) они легкие и их мало;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!

  Обработка результатов

Вопросы 1, 2, 3, входящие в I содержательный блок диагностической мето­дики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в пред­лагаемом ответе. А именно:

 

внешний мотив           (В) - 0 баллов
игровой мотив            (И) - 1 балл
получение отметки    (О)  - 2 балла
позиционный мотив  (П) - 3 балла
социальный мотив     (С) - 4 балла
учебный мотив           (У) - 5 баллов

 

Таблица 3

II

III

Показатели мотивации

  Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, IIIпоказатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценоч­ной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 4

Оценочная таблица

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового

уровня мотивации

I II III
I 27-29 25-29 20-23 70-81
II 24-26 20-24 16-19 58 - 69
III 18-23 13-19 10-15 39 - 57
IY 10-17 6-12 4-9 18- 38
Y до 9 до 5 до 3 до 17

     Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 7-го класса:

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
                                            IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y. - низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформу­лировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи. III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.

Анкета

 

Дата______________ ФИ._______________ Класс____ _

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

 

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

 

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в)не родители;

г) не получал знания;

д) не жил.

 

3. Мне нравится, когда меня хвалят за..

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) приносить пользу людям;

г) учение.

 

5. Моя цель на уроке -

а) усвоить что-то новое;

б) понять тему;

в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать, сидеть тихо.

.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее;

б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание;

г) стараюсь сделать сразу все;

д) открываю «Готовые Домашние Задания»;

е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке -

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.

 

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

е) стараюсь всегда.

 

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) тихо и ничто меня не отвлекает;

б) задают мало;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!

 

Обработка результатов

Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической методи­ки, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:

 

внешний мотив           (В) - 0 баллов   - 0 баллов
игровой мотив            (И) - 1 балл   - 1 балл
получение отметки    (О)  - 2 балла   - 2 балла
позиционный мотив  (П) - 3 балла   - 3 балла
социальный мотив     (С) - 4 балла   - 4 балла
учебный мотив           (У) - 5 баллов   - 5 баллов

Таблица 5

II

III

Показатели мотивации

 

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объектив­ные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели моти­вации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 6

Оценочная таблица

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового

уровня мотивации

I II III
I 26-28 24-27 22-25 70-80
II 22-25 20-23 17-21 57 - 69
III 18-21 15-19 13-16 44 - 56
IY 15-17 9-14 7-12 29- 43
Y до 14 до 8 до 6 до 28

 

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 8-9-го классов:

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотиваций учения,
                IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y - низкий уровень мотивации учения

Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформули­ровать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

III блок анкеты выявляет направленность мотивации на позна­вательную или социальную сферы, что позволит сде­лать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.

Анкета

 

Дата______________ Ф.И.______________ Класс____ __

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...                  

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке -...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для себя необходимое;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в условия;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь сделать все прилежно;

г) выполняю самое сложное сначала;

д) стараюсь сделать ее побыстрей.

III

7. Самое интересное на уроке -...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они не трудные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической мето­дики, отражают такой показатель мотивации как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

III содержательный блок анкеты (7,8,9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:

внешний мотив           (В) - 0 баллов
игровой мотив            (И) - 1 балл
получение отметки    (О)  - 2 балла
позиционный мотив  (П) - 3 балла
социальный мотив     (С) - 4 балла
учебный мотив           (У) - 5 баллов

 

Таблица 7

Приложение 1

Методика «Неоконченные предложения»

Цель: определение направленности интересов школьников

Оборудование: индивидуальные бланки для испытуемых с напечатанными незаконченными предложениями:

Ход работы:

Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее.

 

1. Весёлый урок – это …

2. Возможность пообщаться на уроке с одноклассниками…

3. Я думаю, что отметка…

4. Урок должен быть…

5. Для меня выбор будущей профессии….

6. Я не хочу, чтобы в школе…

7. Меня волнует, что…

8. Часто мечтаю о том, чтобы…

9. Мои интересы связаны…

10. Я бы хотел(а)…

Обработка:

Первые 5 предложений имеют заданную направленность выражаемых интересов:

1 – э моциональный (бессодержательный),

2 – с оциальный,

3 – направленность на личные д остижения,

4 – у чебный (познавательный),

5 – пр офессиональный.

Последующие 5 предложений не имеют однозначной направленности, её должен определить сам испытуемый, заканчивая предложения.

 

 

 

                                                                                                                                      

 

Приложение 2

 

Методы исследования памяти

Задание 1. Исследование преобладающего типа запоминания

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.

Процедура исследования

Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

Опыт №1

Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

После паузы в 10 секунд дается команда "Пишите!"

Опыт №2

Второй опыт можно проводить через 5 минут после окончания первого опыта.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.

Инструкция испытуемому: "Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу "Пишите!", на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

Слова для запоминания во втором опыте: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

После чтения десятого слога до сигнала "Пишите!" пауза длится 10 секунд.

Опыт №3

Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой "прописывайте" их и запоминайте. По сигналу "Пишите!" на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, "прописывать" слова и запоминать".

Слова для запоминания в третьем опыте: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Пауза перед сигналом "Пишите!" в третьем опыте выдерживается 10 секунд.

Опыт №4

Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу "Пишите!" на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.

Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу "Пишите!" запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать".

Слова для запоминания в четвертом опыте: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Сигнал "Пишите!" дается, как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.

Обработка и анализ результатов

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.

Таблица 9

ТИП ПАМЯТИ

Количество правильно
воспроизведенных слов

Слуховой Зрительный Моторно/слуховой Комбинированный
       

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. Можно подсчитать коэффициент типа памяти (С):

С= а/10, где а – количество правильно воспроизведенных слов.

Чем ближе коэффициент к единице, тем лучше развит данный вид памяти.

Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит, он использовал какую-то систему средств, о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

 

Задание 2. Исследование объема кратковременной памяти с помощью методики «Десять слов»

Цель исследования: определить объем кратковременной памяти.

      Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш; стимульным материалом служит набор из 10 коротких (двусложных и односложных слов)

      Процедура исследования. Исследование проводится как индивидуально, так и в группе студентов. Всего в исследовании пять проб. Шестая проводится через час для определения объема долговременной памяти. Экспериментатор диктует слова. Испытуемые должны их записывать. При каждой новой серии ранее записанное прикрывается чистым листом бумаги.

     Материал для запоминания:

1. Дом. 2. Кот. 3. Ночь. 4. Хлеб. 5. Брат. 6. Лес. 7. Мост. 8. Окно. 9. Игла. 10. Урок.

     Инструкция испытуемым: «Сейчас я прочту 10 слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести после прочтения на бумаге. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет» (с детьми лучше эту методику проводить индивидуально и устно).

     Продолжение инструкции: Закройте написанное чистым листом бумаги. Сейчас я снова прочту те же самые слова, а вы опять должны их запомнить и после окончания прочтения записать. Причем это будут и те слова, которые вы уже записывали и может быть те, которые в первый раз вы не запомнили. Слова записываются в любом порядке. Всего проводится пять проб.

      Продолжение инструкции: (проводится через час после окончания пятой пробы). Не заглядывая в записи, вспомните слова, которые заучивали в начале занятия и запишите их.

      Обработка результатов. Подсчитываются результаты каждой серии. По результатам строится график, показывающий динамику кратковременного запоминания.

1. Объем кратковременного запоминания подсчитывается по формуле:

Y = 10 * а1 / 100%, где а1 – количество слов, воспроизведенных после однократного прослушивания.

2. Динамика заучивания слов.

     Установлено, что у здоровых взрослых людей и детей школьного возраста динамика запоми-нания носит примерно такой характер: 5 –7 – 9 или 6 – 8 – 9, или 7- 9 - 10 и т.п. Важно, что примерно к третьему повторению запоминание удерживается на уровне 9 – 10 слов.

       Динамика более низкого уровня 4 – 4 – 5 – 6 и т.п.. Отсутствие нарастания числа слов свидетельствует о плохой памяти или низкой активности испытуемого. У детей - олигофренов запоминание имеет характер «плато», т.е. не развивается (2 – 2 – 3 – 3 – 2).

       Параболический характер кривой заучивания (5 – 7 – 10 – 7 – 5) указывает на быструю истощаемость внимания.

       Зигзагообразная кривая заучивания свидетельствует о неустойчивости внимания, его колебаниях.

3. Эффективность сохранения материала (долговременная память). Расчет долговременной памяти проводится по формуле:

d

D = а5 * 100%, где d – число удержанных в памяти слов спустя час после эксперимента, а5 – число слов, воспроизведенных после повторения пятого ряда.

       Анализ результатов. При анализе графиков участников эксперимента обращается внимание, во-первых, на индивидуальные особенности запоминания, а, во-вторых, на некоторые закономерности памяти (связанные с характером мнемической активности, утомляемостью, работоспособностью и др.).

 

Задание 3. «Определение коэффициента логической и механической памяти»

 

Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием.

Процедура проведения исследования: ребенку зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 с.), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Слова к заданию 1:

Кукла - играть

Лампа – вечер

 Груша - компот

Паровоз - ехать

Корова — молоко

Чернила - тетрадь

Снег - зима

Бабочка - муха

Книга – учитель

Щетка - зубы

Аналогичная работа проводится со словами задания 2.

                   

  Слова к заданию 2:

 Жук - кресло

 Рыба – пожар

 Спица - сестра                       

 Шляпа - пчела

 Ботинки — самовар

 Мухомор - диван

 Компас — клей

 Графин - брать

 Спичка - обувь

 Терка - идет

 

       Обработка результатов.

Результаты исследования необходимо представить в виде таблицы.

Таблица 10

В1 А1 К1 А2 В2 К2
           

Объем логической памяти: К1 = В1 / А1, 

где К1 - коэффициент логической памяти,

В1- количество запомнившихся слов из первого ряда,

А1- количество слов первого ряда.          

Аналогично подсчитывается

К2 - объем механической памяти, определяемый по 2-му заданию.


                                   Методы исследования мышления

                                          1.Методика «Исключение понятий»

     Цель: исследование способности классификации и анализу.

     Процедура исследования: обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

     Инструкция. В каждом вопросе четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты вы должны найти эти слова и отметить их. Итак, исключите слова не относящееся к ряду.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила.

Ключ. Правильные ответы выделены

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, маркер, фломастер, чернила.

       Обработка результатов и интерпретация.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). За каждое верно выбранное слово присваивается 1 балл.

2. Оценить уровень способностей к классификации и анализу:

0-10 баллов -  низкий уровень способностей к классификации и анализу.

11-14 баллов -  средний уровень способностей к классификации и анализу.

15-17 баллов -  высокий уровень способностей к классификации и анализу.

3. Определить, какие допущены ошибки. В заданиях, которые вызвали затруднение необходимо обратить внимание на характер обобщения, т.е. на основании каких признаков (функциональных или конкретных) было выделено понятие.

 

                                   2. Методика «Сложные аналогии»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.305 с.)