Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
За родину. За сталина. «слава» константина богомолова в бдт
Тарас Петрович Очерет в гимнастерке и пронзительных голубых очках похож на тов. Ежова и тов. Макаренко сразу. Тарас Петрович в тревоге: горная лавина идет на... Елена Дьякова30 января 2019 КОММЕНТАРИИКУЛЬТУРА Тарас Петрович Очерет в гимнастерке и пронзительных голубых очках похож на тов. Ежова и тов. Макаренко сразу. Тарас Петрович в тревоге: горная лавина идет на ГЭС «1 Мая» и поселок при ней. На сам памятник Ильичу, установленный на гребне плотины! Ильича надо спасать. А жителей поселка эвакуировать не спешат: людей у нас много. Да и лавина 1936 года, замерев по стойке «смирно», ждет, пока решится в Москве, в наркомате, важный вопрос: кого из взрывников послать в горы за славой? Такой сюжет. Партер смотрит на муки тов. Очерета со сложным чувством. Кто-то и умилен. Фестиваль «Золотая маска»-2019 открылся блестящими гастролями БДТ им. Г.А. Товстоногова в Москве: «Гроза», «Губернатор», «Алиса» Андрея Могучего. И «Слава» Константина Богомолова. Пьеса Виктора Гусева (1909–1944) впервые и была поставлена в БДТ весной 1936 года. Шла с аншлагами. Потом надолго была забыта. Подзабыто и имя автора, хотя Гусев — сценарист фильмов Ивана Пырьева: «Весна в Москве», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». Еще он был автором песен «Полюшко-поле», «Служили два друга в нашем полку», «Хорошо на московском просторе». Пламенных поэз во славу расстрелов 1930-х (цитаты см. в «Википедии»). Книги стихов «Герои едут в колхоз» (1931) и многих других. Небесталанный явно человек. Но — сложный. Богомолов славен радикальной переделкой текстов. У него в 2016 году и Настасья Филипповна, красотка из привокзального бара, писала Л.Н. Мышкину записочку менструальной кровью. Не то с Гусевым: «Слава» сохранена во всей красе. Два инженера способны взорвать лавину и спасти ГЭС и людей. Маяк (Анатолий Петров) — юный советский честолюбец. Мотыльков (Валерий Дегтярь) — человек спокойный, этакий капитан Тушин индустриализации. На службу не напрашивается, от службы не отпрашивается. Невеста, летчица Лена (Александра Куликова), за такое скорбное бесчувствие готова с ним порвать. Позже ей придется, глотая слезы, лететь через грозы и смерчи, везти инструменты для спасения героя Мотылькова. Профессора-хирурга на всякий случай в горный поселок доставили заранее, а инструментарий для него — как-то вот нет.
Что ж, вполне наша логистика. Вся логика наша — тех лет. Как и ходульные монологи летчицы Лены. Лепет поселковых пионеров, умоляющих Профессора (Елена Попова) спасти дяденьку-героя. Финальные слова многодетной матушки Мотылькова (Нина Усатова) о том, что к встрече со Сталиным в Кремле она готова: Сталин — сын трудового народа, а она — трудового народа дочь. И конечно, отеческий пригляд тов. Очерета (Василий Реутов) за всеми ними, включая лавину. Спектакль Богомолова «Слава» красив (художник — Лариса Ломакина). Сдержанной гаммой, «наркоматовским минимализмом» реквизита. Крупными видео лиц на заднике: и актеры БДТ хороши, особенно странная бесполая фигурка Профессора, любящая Мать трудового народа и отечески зловещий тов. Очерет. (Как они справляются с текстом Гусева? Непостижимо!) В общем, Большой террор успешно становится Большим стилем. Спектакль «Слава» пугает: полным остранением от пафоса и умильной фальши текста пьесы. От резкой, как падение урожайности по сравнению с 1913 годом, примитивизации всех характеров и поворотов сюжета у Гусева. Ссорятся ли Мотыльков и Лена, или вальяжный актер готовит сестру Мотылькова к сцене, или профессор-хирург, как укушенный, вдруг решает отдать герою именно свою пожилую кровь (и не-мед-лен-но, без проверок!), а медсестры уговаривают его пожалеть себя… сюжет фальшив во всех поворотах. Так излагают раешным стихом историю 1812 года. Излагают для ярмарочной, балаганной публики, которой «Войну и мир» не осилить. На такую публику и рассчитана «Слава» (1936). Страшное антропологическое упрощение расейского человека шло до Большого террора двадцать лет. Коснулось и тех, кто днем «принимает решения», а вечером сидит с супругою в бархатных креслах БДТ. Особую человеческую породу надо было вывести, чтоб впарить ей и подкоп под Кремль, и пьесу «Слава». Не все тексты 1930–1940-х таковы. Даже успешные. В «Судьбе барабанщика», «Чуке и Геке», «Двух капитанах» (уж куда героичней!), стихах Светлова и Луговского все сложней и честнее.
Но вот «Слава» Виктора Гусева — памятник эпохи, когда эта работа адова была выполнена. Олимпийским спокойствием по отношению к тексту спектакль «Слава»-2018 пугает больше всего. В «Горках»-10 Дмитрия Крымова (2011 года спектакль) сцены из «Кремлевских курантов» Николая Погодина с Дзержинским — кентавром в шинели и окровавленным старорежимным инженером, некстати выпадающим из шкафа с планом ГОЭЛРО, не оставляли сомнений: как театр читает прошлое. И свой текст, хит 1939 года. В «Славе» — прочтения бесчисленны и бессмысленны. Умелый холодный спектакль дает место и постмодернистскому смешку, и всхлипу «патриота». Страшно любопытно: как будет расти несомненный талант режиссера Богомолова далее? А «Слава» что ж… Яркая заплата.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.007 с.) |