Понятие, характеристика, факторы совокупного спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, характеристика, факторы совокупного спроса



Совокупный спрос (Aggregate demand – AD) – это макроэкономический показатель, характеризующийся объемом реального валового внутреннего продукта, который готовы приобрести отечественные и зарубежные субъекты при различных уровнях цен; другими словами – совокупность планируемых расходов на конечные товары и услуги отечественного производства. Совокупный спрос включает в себя четыре составляющие, согласно разделению расходов на валовой внутренний продукт между секторами экономики (см. Рис. 1).

Рис. 1. Составляющие совокупного спроса [1, стр. 445-446]

Совокупный спрос может быть рассмотрен в модели открытой и в модели закрытой экономики. В модели AD-AS, которая описывает открытый тип экономики, совокупный спрос вычисляется по формуле AD=C+I+G+Xn. В закрытом типе совокупный спрос определяется только тремя составляющими, которые формируются благодаря субъектам национальной экономики на отечественные товары и услуги, и вычисляется по формуле AD=C+I+G [2, стр. 96].

Совокупный спрос можно проиллюстрировать графически, в виде кривой совокупного спроса. По внешнему виду кривая напоминает микроэкономическую функцию спроса на отдельное благо. Однако, макроэкономика исследует эффекты изменения уровня цен на эффективный уровень выпуска всех благ. Кривая отражает суть определения совокупного спроса, иллюстрируя зависимость между ценой блага и объемом спроса, то есть при росте уровня цен (P) уменьшается величина реального объема производства (Y) (см. Рис. 2).

         

Рис. 2. Кривая совокупного спроса [11]

Совокупный спрос зависит от динамики цен на товары и услуги, что как раз иллюстрирует уравнение количественной теории денег (уравнение Фишера): MV=PY, где Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; P - уровень цен; M - количество денег; V - скорость обращения денег. Можно сделать вывод, что взаимосвязь между реальным объемом выпуска (Y) и уровнем цен (P) будет отрицательна при постоянном и определенном предложении денег, что определят отрицательный наклон кривой совокупного спроса [6].

Существуют три главные причины, которые объясняют убывающий, нисходящий характер кривой совокупного спроса. Они называются ценовыми факторами AD. Такие факторы обуславливают перемещение вверх или вниз по кривой (перемещение между точками A и B).

Первая причина – эффект процентной ставки (interest rate effect) или эффект Кейнса. Он иллюстрирует тот факт, что при повышении уровня цен, увеличится спрос на деньги, и, как следствие, возрастет размер процентной ставки, уменьшая объем закупок инвестиционных и потребительских товаров. То есть P↑→MD↑→R↑→I↓→AD↓. Можно сделать вывод, что в противоположной ситуации, при снижении процентной ставки, увеличится объем кредитов, что приведет к повышению расходов на инвестиционные и потребительские товары.

В открытой экономике зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства усложняется, потому что появляются различные дополнительные условия. К таким обстоятельствам можно отнести: режим валютного курса, объем и характер импорта и экспорта, степень свободы ввоза капитала в страну и его вывоза [2, стр. 97].

Говоря о режиме валютного курса, следует затронуть второй ценовой фактор спроса – эффект импортных закупок (эффект чистого экспорта – net export effect) или эффект Манделла-Флеминга. При повышении уровня цен, товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев, и, как следствие, сокращается экспорт. Импортные товары становятся более дешевыми для граждан данной страны, поэтому такое изменение относительных цен приводит к увеличению объема импорта и уменьшению экспорта, и, как итог, снижается уровень чистого экспорта и уменьшается совокупный спрос. То есть P↑→Ex↓; Im↑→Xn↓→AD↓.

Третьей причиной является эффект реального богатства (эффект реальных денежных запасов – real money balances effect) или эффект Пигу. Под реальным богатством понимается отношение номинального богатства индивида, которое выражено в денежной форме, к общему уровню цен. Эффект Пигу иллюстрирует тот факт, что при повышении цен происходит снижение реальной стоимости финансовых активов, находящихся у населения. Это означает, что потребители могут приобрести меньшее количество товаров и услуг за ту же стоимость. То есть P↑→M/P↓→C↓→AD↓. В противоположной ситуации, падение цен на товары и услуги приводит к увеличению реальной стоимости денег. Тогда рост покупательской способности создает ощущение увеличение богатства. Наличие эффекта Пигу усиливает влияние эффекта Кейнса, делая кривую совокупного спроса более пологой, то есть более эластичной по уровню цен [7].

Выделяют неценовые факторы, влияющие на уровень совокупного спроса, которые отвечают за смещение кривой AD (влево или вправо в положение AD1 или AD2). Данное изменение положения кривой может быть вызвано различными причинами, которые влияют на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса или правительства (см. Рис.3).

Рис. 3. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос [11]

Существует четыре группы факторов, в соответствии с их влиянием на различные части совокупного спроса: потребительские (влияние на потребительский спрос), инвестиционные (влияние на инвестиционный спрос), государственные (влияние на спрос со стороны государства), а также чистый экспорт.

К неценовым факторам AD, влияющим на уровень совокупных потребительских расходов и на уровень совокупного спроса соответственно, относят: уровень благосостояния потребителя (W-wealth), уровень текущего дохода (Yd-disposal income), адаптивные ожидания, объем задолженности по потребительским кредитам (D-debt), размер налогов (Tx-taxes) и трансфертных платежей (Tr-transfers). Также, к таким факторам можно отнести количество потребителей (N-number of customers). В случае снижения потребительских расходов, уменьшается и совокупный спрос, а в случае повышения потребительских расходов – увеличивается.

Вторая группа неценовых факторов, влияющих на совокупный спрос – инвестиционные. Данные факторы связаны с уровнем совокупных расходов на покупку средств производства. К ним относятся: размер процентной ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, технологии (T-technological progress), инновации. Избыточные производственные мощности и величина запаса капитала фирм также являются неценовыми факторами совокупного спроса, которые относятся к данной группе.

К третьей группе относят изменения в государственных расходах. Увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг ведет к росту совокупного спроса на данный товар или услугу, снижение государственных расходов, наоборот, уменьшает совокупный спрос.

Последней группой неценовых факторов являются изменения в расходах на чистый экспорт. К ним относится величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране, объем валового национального продукта и национального дохода в других странах и колебания валютных курсов, то есть изменение обменного курса национальной денежной единицы (e-exchange rate). Рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает объем чистого экспорта и ведет к уменьшению совокупного спроса [10].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)