Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и основные функции психики
Психику определяют как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными тесно взаимосвязанными между собой функциями психики являются: отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности. Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Отражение – этовоздействие окружающей действительности на органы чувств, которое имеет свои особенности: во-первых, это не просто одностороннее отражение, а постоянно развивающийся и совершенствующийся процесс; во-вторых, любое воздействие объективной действительности всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, поэтому воздействие одного и то же объекта может по-разному отражаться разными людьми или даже одним и тем же человеком, но при разных условиях. Субъективность психического отражения, характерное для человека, активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же явления, обладая определенной гибкостью, позволяют человеку адаптироваться к условиям жизни, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами. Регулирование – функция психики, определяющаяповедения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой − регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Именно с помощью психики человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.[5] Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Так же они обеспечивают непрерывное взаимодействие человека с окружающей средой.
Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активно е и реактивное регулирование. Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Рис.1 Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях. [6]
Рис.2 Функциональная структура психики человека в психологических понятиях [7] Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. Впервые экспериментальное изучение бессознительных процессов было проведено Зигмундом Фрейдом, выделившим в структуре психики компоненты Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-Я). Впоследствии структура бессознательного была расширена учеником Фрейда К. Юнгом, выделившим уровни как личного, так и коллективного бессознательного. (Рис.3)
Рис. 3. Структура психики человека
Первоначальный уровень психики, по Юнгу является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального и коллективного: индивидуальное бессознательное имеет субъективный, личный характер, оно главным образом связано с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения и т.д.; коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, идентично у всех людей и образует наиболее глубинный уровень психики – всеобщее основание психической жизни человека. Коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики, оно выражается в архетипах − древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах. К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания. Образы подсознания могут быть актуализированы, например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство или мысль.
Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» − спонтанного течения мыслей, образов, ассоциаций и эмоций. Сознание как компонент психики включает в себя такие психические функции как представление, мышление, воля, память, воображение. К сверхсознанию относятся психические образования, которые человек способен сформировать у себя самостоятельно и целенаправленно. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.). Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное – более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. При этом жестких границ между различными уровнями не существует, психика функционирует как единое целое. Сознание как отражение Если психику рассматривают с материалистических позиций, сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира. Если психику трактовать с идеалистической позиции, то сознание – это собственно человеческая форма психического начала бытия. Но независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т. е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика. Психологическая характеристика сознания включает: § ощущение себя познающим субъектом; § способность мысленно в виде образов представлять существующую и воображаемую действительность; § способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими. Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его означенности и наделении определенным смыслом. Отсюда еще одна важнейшая характеристика сознания – способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям с помощью вербального и невербального языка и других знаковых систем того, что осознает человек. Таким образом, понятии «сознание» включает в себя такие важнейшие составляющие как отражение, деятельность, общение, речь, субъект, личность, индивидуальность, самосознание, рефлексивное сознание и т. п.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.009 с.) |