Развитие отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной психологии



Основы отечественной научной психологии также закладывались в конце XIX начале XX века. Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений – религиозного-философско и естественнонаучного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа Владимира Сергеевича Соловьева. Представители этого направления – Н. Я. Грот, Г. И. Челпанов, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский и др. − считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Естественнонаучное направление связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики, оно получило развитие в работах Владимира Михайловича Бехтерева – выдающегося русского физиолога, психиатора и психолога. Его теория получила название «рефлексология». В. М. Бехтерев создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию и Психоневрологический институт, в котором осуществлялись комплексные исследования человека. Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, проте­кающие с участием головного мозга. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений привлекались теории физиологии высшей нервной деятельности. Рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную».

Бихевиористских принципов придерживался в тот период и вы­дающийся психолог и педагог Павел Петрович Блонский, трактовавший психологию как науку о поведении живых существ, но обозначавший принципиальные особенности социального поведения. Он выступал за комплексный подход к изучению личности.

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировав­шихся в 20−30 гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским. Л. С. Выготский считается основателем отечественной психологии ХХ века. Он стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Важным моментом его концепции является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Развитие психических функций происходит в результате освоения индивидом ценностей культуры.

Учеником и последователем Л. С. Выготского был Алексей Николаевич Леонтьев, который создал «теорию деятельности ». В целом Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Выготским – проблеме деятель­ности. Если Л. С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение психического отражения реальности в процессе деятельности. Общий принцип, которым руководствовался Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности. Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, яв­ляются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п. Этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризацииэкстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.

Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие и в работах другого выдающегося отечественного психолога, основоположника нейропсихологии Александра Романовича Лурия, исследовавшего проблемы мозговой локализации высших психических функций. Основное внимание он уделял экспериментальному исследованию.

Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психо­логической школы – Сергеем Леонидовичем Рубинштейном, и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. ХХ в. при рассмотрении прин­ципа «творческой самодеятельности». Любая деятельность является само­стоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей Рубинштейна. «...Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого».[4] Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность. Через принцип деятельности С. Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир, и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека неразрывно связаны личный и общественный опыт.

Важным направлением в советской психологии и явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы. Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Д. Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Концепция Узнадзе в теоретическом плане была противо­поставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в бихевиоризме – внешние раздражители непосредственно определяют поведение.

Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева, представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности. Ученый исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Основные стороны психи­ческой жизни, по Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге. Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.

Еще одно направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева, который выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологии и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека, как биологического вида, анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида, изучение человека как личности и анализ проблем человечества.

Для современного этапа развития отечественной и западной психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний. В структуре современной психологии существует ряд отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная, инженерная, детская, юридическая, экологическая, медицинская психологии, психология управления и др.).

Методы психологии

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования. В психологии можно выделить 4 группы методов: организационные, эмпирические, психодиагностические и коррекционные методы.

Организационные методы. К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: методом поперечных срезов и лонгитюдный методом.

Суть поперечных, или срезовых, исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития выводят на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах испытуемых, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т.п., при этом

Лонгитюдный метод более затратный, но дает возможность анализа индивидуальных особенностей развития личности, позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.

Эмпирические методы. Традиционно эмпирические методы считаются основной группой методов психологии. К ним относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучаютпсихические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. В психологии наблюдение выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя, создание специальных условий в целях изучения причинно-следственных связей. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов (верификация).

Эксперимент может быть естественным и лабораторным, констатирующим и формирующим.

Естественный эксперимент – метод исследования в естественных условиях, т.е. экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Лабораторный эксперимент отличает то, что он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями.

Констатирующий эксперимент направлен на изучение некоторых психологических феноменов в некоторой выборке без дополнительного воздействия на эту выборку. В рамках констатирующего исследования проводится анализ различий или анализ взаимосвязей психологических показателей. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований,

Психодиагностические методы. Основным инструментом психодиагностики являются психологические тесты и опросы.

Психологические тесты − это краткие, стандартизированные испытания, не требующие, как правило, сложных технических приспособлений, поддающиеся стандартизации и математической обработке данных. Тестирование дает возможность выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), позволяет наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

Методы опроса: интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса − получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих.

Можно выделить несколько видов опросов: устный − интервью, проводимое исследователем по определенному плану и телефонный опрос, и письменный − анкетирование, предназначенное для самостоятельного заполнения.

С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Выделяют два вида интервью: стандартизированные, когда формулировки вопросов и их последовательность заранее определены и одинаковы для всех опрашиваемых, и нестандартизированные, когда исследователь руководствуется лишь общим планом интервью.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. К заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выявить отношение людей к острым дискуссионным вопросам, либо опросить большое число людей за ограниченное время. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.

Кроме того к вспомогательным психодиагностическим методам относятся: анализ продуктов деятельности (этот метод широко применяется в исторической психологи и в детской), беседа и методы обработки данных (количественный и качественный анализ).

Коррекционные методы – это методы, которые исследователи используют в отношении психически здоровых людей и направленные на оптимизацию внутреннего мира испытуемых. К коррекционным методам относятся игротерапия, арттерамия, сказкотерапия, психогимнастика, психодрама, аутотренинг и групповой тренинг.

Вопросы для самоконтроля

1. Психология как наука. Задачи психологии.

2. Этапы развития знаний о психике.

3. Особенности психологической науки.

4. Психика, ее основные формы проявления психики.

5. Основные психологические категории.

6. Структура психологической науки (отрасли психологии).

7. Современные психологические направления.

8. Методы психологии.

Темы для обсуждения на практических занятиях:

1. Психология с системе гуманитарного и естественнонаучного знаний.

2. Предмет и задачи психологии как науки.

3. Мир психических явлений.

4. Структура психологии как науки.

5. Этапы развития психологии.

6. Направления и школы западной психологии.

7. Выдающиеся деятели отечественной психологии.

8. Методы психологических исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.026 с.)