Методика «Запомни и расставь точки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Запомни и расставь точки»



Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1—2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки — нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

t— время выполнения; N — количество правильно воспроизведенных точек.

Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:

Баллы

Уровень развития объема внимания

· 10- Очень высокий

· 8 — 9-Высокий

· 6 — 7-Средний

· 4 — 5 -Низкий

· 0 — 3 -Очень низкий

 

Методика «Корректурная проба»

Цель: диагностика распределения внимания. Методика позволяет оценить скорость и продуктивность работы, а также количество и качество допущенных ошибок.

Описание: проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представ­ленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9—11 с любыми другими простыми фигурами).

Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы. Например: елочку — поперечной чертой, мяч — вертикальной, а звездочку — крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.

Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали — время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равно­мерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.

Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижение в конце работы, то это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического со­стояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок; соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС и др.).

Оборудование: различного вида изображения — фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы — А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

Нормативы:

· высокий темп — менее 2,5 минут;

· средний — 2,5—3 минуты;

· низкий — 3—5 минут (скоростные характеристики пси­хической деятельности являются индивидуальными для каж­дого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и пря­

· мой связи с уровнем развития интеллекта).

 

 

 

1.3. Диагностика памяти

 

Методика «Узнай фигуры»

Цель: исследование такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

Описание: В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рисунке, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

•   10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

•   8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

•   6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

•   4-5 баллов -ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

•   2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

•   0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития:

•   10 баллов - очень высокий.

•   8-9 баллов - высокий.

•   4-7 баллов - средний.

•   2-3 балла - низкий.

•   0-1 балл - очень низкий.

Методика ««Выучи слова»

Цель: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания.

Описание: Методика на определение динамики процесса заучивания. Ребёнок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребёнок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же ряд. И так шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (прил. 5), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребёнком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведённых в каждой попытке.

Стимульный материал:

Лист бумаги с написанными словами: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Инструкция:

« Сейчас я прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

«Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Оценка результатов:

· 10 баллов - ребёнок запомнил и правильно воспроизвёл все 12 слов за 6 или меньше попыток (очень высокий уровень развития)

· 8-9 баллов - ребёнок запомнил и точно воспроизвёл 10-11 слов за 6 попыток (высокий результат)

· 6-7 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 8-9 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

· 4-5 баллов - ребёнок запомнил и воспроизвёл 6-7 слов за 6 попыток (средний уровень развития)

· 2-3 балла - ребёнок запомнил и воспроизвёл 4-5 слов за 6 попыток (низкий уровень развития)

· 0-1 балл - ребёнок запомнил и воспроизвёл не более 3 слов за 6 попыток (очень низкий уровень развития)

 

Методика ««Запомни рисунок»

Цель: предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. 

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Стимульный материал: картинки с фигурами

Описание: Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

· 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

· 8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

· 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

· 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

· 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

· 0-1балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более

Выводы об уровне развития

· 10 баллов — очень высокий.

· 8-9 баллов — высокий.

· 4-7 баллов — средний.

· 2-3 балла — низкий.

· 0-1 балл — очень низкий.

 

Стимульный материал к методике «Запомни рисунок»

 

 

 

1.4. Диагностика мышления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.021 с.)