Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
S 36.0 – Травма селезенки у детей
Год утверждения (частота пересмотра): 2019 (пересмотр каждые 3 года)
ID: URL:
Профессиональные ассоциации: · Российская ассоциация детских хирургов · Российское общество хирургов
Утверждены Российской ассоциацией детских хирургов
Согласованы Научным советом Министерства Здравоохранения Российской Федерации _________________201_г.
Оглавление
Ключевые слова o Селезенка o Травма o Дети o Неоперативное лечение o Хирургическое лечение Список сокращений
Термины и определения Аспленизация – полное удаление ткани селезенки Гемоперитонеум – скопление крови в брюшинной полости Изолированная травма – возникновение изолированного травматического повреждения в одной анатомической области (сегменте) Оментоспленорафия – ушивание селезенки с применением большого сальника Политравма – тяжелая травма с синдромом взаимного отягощения и развитием травматической болезни Постспленэктомический гипоспленизм – патологическое состояние, вызванное полной аспленизацией Сочетанная травма – возникновение двух и более травматических очагов (изолированных или множественных) в разных анатомических областях (сегментах) Спленэктомия – операция по удалению селезенки Травма – нарушение целости и функций ткани органа в результате внешнего воздействия Фрагментация селезенки – разрыв органа на части 1. Краткая информация 1.1 Определение Травма селезенки – нарушение целости и функций тканей селезенки в результате внешнего воздействия [1]. Травма селезенки закрытая – механическая травма органа, не сопровождающаяся нарушением целостности наружных покровов тела [1]. 1.2 Этиология и патогенез Закрытые повреждения селезенки у детей возникают в результате воздействия внешней силы на переднюю брюшную стенку и нижнюю половину грудной клетки. Воздействие внешней силы на орган может быть кратковременным или длительным в результате обвалов при сдавлении его между стенками брюшной полости. Степень повреждения органа зависит от силы удара, времени воздействия, состояния брюшного пресса и функционального его состояния. При тяжелых транспортных травмах, когда сила удара или инерции оказывается значительной, повреждения селезенки часто носят сочетанный характер. Наиболее частый тип травмы у детей-пешеходов – наезд транспортного средства, когда наблюдаются множественные удары автомобилем, включая бампер, капот и ветровое стекло. В момент удара пострадавшему передается энергия движения с первоначальной скоростью автомобиля, в связи с чем он получает дополнительное повреждение от ударов о дорогу. Травма ребенка в качестве пассажира возможна непосредственно от прямого удара в живот частями автомобиля при его прямом столкновении с различными объектами или из-за силы инерции при резком торможении. Любое столкновение автомобиля сопровождается внезапным изменением его скорости, Которое непосредственно передается на пассажира, фиксированного ремнями безопасности. При падениях с высоты механизм повреждения селезенки связан с действием силы инерции или противоудара. В момент соприкосновения тела ребенка с землей орган продолжает по инерции движение в направлении падения [2,3].Имеют значение анатомические особенности ребенка: за счет большого объема внутренних органов живот у детей выпуклый, мягкий. Развитие мышечной системы живота и грудной клетки занимает время, поэтому области живота и таза остаются мало защищенными в случае травмы. Небольшая мышечная масса ребенка обладает низкой способностью поглощать энергию внешнего воздействия. Кости и ребра более податливы, эластичны и не обеспечивают достаточной защиты внутренних органов [2]. Разрывы органа проходят в поперечном направлении в силу сегментарного расположения внутриорганных сосудов. Так как сегментарные ветви селезеночной артерии входят в орган независимо, разделенные фрагменты остаются жизнеспособными. Поскольку разрыв паренхимы находится между двумя сегментарными сосудами, остающимися неповрежденными, кровотечение прекращается спонтанно [4].
1.3 Эпидемиология В структуре повреждений органов брюшной полости у детей травма селезенки занимает первое место и составляет от 48% до 77% [5,6,7]. Среди механизмов закрытой травмы селезенки преобладают дорожно-транспортные происшествия(23-25%), падения с высоты(10-23%) и удары в живот(20%) [2,6,8] 1.4 Кодирование по МКБ 10 S36.0 – травма селезенки
1.5 Классификация Классификация, предложенная А.Г.Пугачевым и Е.И.Финкельсоном (1981) [2]: I степень: I а – ушиб органа (единичные или множественные кровоизлияния в капсуле и паренхиме, подкапсульные гематомы, кровоизлияния в области ворот органа); I б – изолированные разрывы капсулы (единичные или множественные) II степень: разрывы капсулы и паренхимы (единичные или множественные) III степень: фрагментация органа (разрыв на части, отрыв полюсов или отдельных участков органа, отрыв органа от сосудистой ножки) IV степень: размозжение органа. Комментарии: В соответствии с представленной классификацией, наиболее частым классом повреждения селезенки у детей были единичные или множественные разрывы капсулы и паренхимы, или 1 и 2 степени (57,3%) [2]. В 1988 году W.L.Buntain предложил классификацию повреждений селезенки у детей, основанную на данных компьютерной томографии: Классификация повреждений селезенки у детей (Buntain W. L, 1988) [3].
Комментарии: Выявлена положительная сильная корреляция между предложенной классификацией и шкалой тяжести травмы(ISS). Точность классификации составила 97%, специфичность-100%, чувствительность-93%. В качестве референсного метода использовались данные, полученные во время операции [3]. В настоящее время общепризнанной является классификация повреждений селезенки, принятая Американской ассоциацией хирургов травмы (AAST,1991) [9]. Шкала повреждений селезенки AAST (Moore F. A. et al., 1991) [9]
Мировое общество неотложных хирургов (World Society of Emergency Surgary: WSES) предложило классификацию повреждений селезенки в соответствии с классификацией AAST и гемодинамическим статусом пациента [10]. Выделены четыре класса повреждений селезенки:
Легкие повреждения: - класс I включает пациентов со стабильной гемодинамикой и повреждениями, соответствующими 1-2 степени по классификации AAST Средняя тяжесть повреждения: - класс II включает пациентов со стабильной гемодинамикой и повреждениями, соответствующими 3 степени по классификации AAST, проникающими повреждениями; - класс III включает пациентов со стабильной гемодинамикой, с 4-5 степенью повреждения селезенки по классификации AAST и проникающими повреждениями Тяжелые повреждения: - класс IV включает пациентов с нестабильной гемодинамикой, 1-5 степенью повреждения селезенки по классификации AAST и проникающими повреждениями. Комментарии: Данные литературы свидетельствуют о том, что чрескапсульные поперечные разрывы селезенки у детей встречаются наиболее часто от 54 до 80% [2,6,8]. К редким типам повреждений селезенки у детей можно отнести: продольный разрыв (1%), отрыв от сосудистой ножки (0,9%), ушиб (3,9%), фрагментация(9,4%), двухфазные или отсроченные разрывы (0,9%)[2,6,8]. Для детей типичны необширные повреждения селезенки: у более 80% детей площадь патологических травматических изменений, рассчитанная при КТ-исследовании, составляет 30%. Обширные повреждения с площадью 50% и более встречаются только у 2,4 % детей [2,6].
Диагностика 2.1. Жалобы и анамнез · Рекомендовано выяснить обстоятельства и механизм травмы у всех пациентов, уделив особое внимание силе внешнего воздействия. · Рекомендовано у всех пациентов уточнить характер боли в животе, а также наличие тошноты и рвоты. Уровень убедительности рекомендаций D (уровень достоверности доказательств 4) Комментарии: Обычно пациенты предъявляют жалобы на боль в животе, которая носит генерализованный характер. Висцеральный компонент боли во многом определяется раздражением диафрагмальной брюшины. Этим определяется иррадиация боли в левую половину грудной клетки и в левое плечо. Особенно выраженная болевая импульсация наблюдается при перемене положения ребенка. Возможны жалобы на тошноту и рвоту. 2.2. Физикальное обследование · Рекомендовано оценить общее состояние пациента Уровень убедительности рекомендаций D (уровень достоверности доказательств 4) Комментарии: При травме селезенки состояние может быть тяжелым и степень тяжести будет зависеть от класса повреждения органа и объема кровопотери. · Рекомендовано у всех пациентов определить частоту пульса и измерить АД Уровень убедительности рекомендаций А (уровень достоверности доказательств 1). Комментарии: Частота пульса и величина кровяного давления являются важными характеристиками гемодинамики. Нормальное систолическое давление у детей в зависимости от возраста можно рассчитать по формуле: 90 мм.рт.ст. + возраст (в годах) х 2[10]. Физиологические показатели кровяного давления у детей различных возрастов (Pediatric Cardiology. 3 rd ed. Philadelphia,1972) [3]
Возрастные показатели частоты пульса представлены в таблице
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.033 с.) |