Вопрос 74.Ориентировочная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 74.Ориентировочная деятельность



  1. Понятие об ориентировочном рефлексе:
  2.  Ориентировочно-исследовательская деятельность

Ориентировочный рефлекс - это многокомпонентная реакция активации. Ориентировочный рефлекс, или рефлекс "Что такое?" был открыт И.П. Павловым. Он описал его как комплекс двигательных реакций, кото­рый возникал на неожиданное появление нового стимула. Собака пово­рачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздра­жителя. Рассматривая ориентировочный рефлекс как реакцию, направленную на восприятие нового стимула, И.П. Павлов обратил ос­новное внимание на его тормозную, прерывающую функцию в отноше­нии текущей условно рефлекторной деятельности.

П.К. Анохин выделил три формы взаимоотношений ориентировочного рефлекса (ОР) с текущей деятельностью:

"конфликтные отношения", когда ориентировочная активность оказы­вает тормозный эффект; ассимиляция ориентировочной реакции доминирующей деятельностью. В этом случае ОР не тормозит, а усиливает текущую деятельность; трансформация ОР в поведенческую реакцию, связанную со скрытой, внешне непроявляющейся доминантой.

Анализируя эти данные, П. К. Анохин (1968) пришел к выводу о том, что эффект ОР существенно зависит от предыдущего опыта животного и от ранее сформировавшихся и зафиксированных в памяти доминант.

Ориентировочный рефлекс обеспечивает лучшее восприятие вызвав­шего его стимула и готовность быстро реагировать, если того потребует ситуация.

Отличительной особенностью ориентировочного рефлекса является при­выкание или его угашение, развивающееся при повторении индифферентного стимула. Угашение ориентировочного рефлекса - особая форма научения, получившая название негативного научения, которое ведет к потере способности у данного стимула вызывать ориентировочные реакции.

Новизна как специфический триггер безусловного ориентировочного рефлекса определяется сигналом рассогласования, генерируемым при. несовпадении нервной модели стимула с возбуждением от предъявляе­мого раздражителя.

Совместное действие "нейронов тождества" подчеркивает новизну раздражителей и ослабляет действие привычных стимулов за счет их про­тивоположного влияния на активирующую и инактивирующую части модулирующей системы мозга.

2, Ориентировочную реакцию как настройку анализаторов на лучшее вос­приятие нового стимула следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения.

Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследова­тельская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации. П.В. Симонов (1993) относит ее к группе идеальных потребностей, со­здающих основу для саморазвития индивида. На основе ориентировочно- исследовательского подкрепления (получения новой информации возможна выработка самых различных условных инструментальных реф­лексов у животных.

Согласно Д. Берлайну, существуют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения:

ü с одной стороны, дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Берлайн называ­ет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, рая ненаправленным исследованием',

ü с другой стороны, исследовательская деятельность побуждается нео­пределенностью ранее полученной информации. Это стимулирует осот бую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Ее цель - получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность ситуации.

Использованные источники:

Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 188 • 199.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)