Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 74.Ориентировочная деятельность
Ориентировочный рефлекс - это многокомпонентная реакция активации. Ориентировочный рефлекс, или рефлекс "Что такое?" был открыт И.П. Павловым. Он описал его как комплекс двигательных реакций, который возникал на неожиданное появление нового стимула. Собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя. Рассматривая ориентировочный рефлекс как реакцию, направленную на восприятие нового стимула, И.П. Павлов обратил основное внимание на его тормозную, прерывающую функцию в отношении текущей условно рефлекторной деятельности. П.К. Анохин выделил три формы взаимоотношений ориентировочного рефлекса (ОР) с текущей деятельностью: "конфликтные отношения", когда ориентировочная активность оказывает тормозный эффект; ассимиляция ориентировочной реакции доминирующей деятельностью. В этом случае ОР не тормозит, а усиливает текущую деятельность; трансформация ОР в поведенческую реакцию, связанную со скрытой, внешне непроявляющейся доминантой. Анализируя эти данные, П. К. Анохин (1968) пришел к выводу о том, что эффект ОР существенно зависит от предыдущего опыта животного и от ранее сформировавшихся и зафиксированных в памяти доминант. Ориентировочный рефлекс обеспечивает лучшее восприятие вызвавшего его стимула и готовность быстро реагировать, если того потребует ситуация. Отличительной особенностью ориентировочного рефлекса является привыкание или его угашение, развивающееся при повторении индифферентного стимула. Угашение ориентировочного рефлекса - особая форма научения, получившая название негативного научения, которое ведет к потере способности у данного стимула вызывать ориентировочные реакции. Новизна как специфический триггер безусловного ориентировочного рефлекса определяется сигналом рассогласования, генерируемым при. несовпадении нервной модели стимула с возбуждением от предъявляемого раздражителя. Совместное действие "нейронов тождества" подчеркивает новизну раздражителей и ослабляет действие привычных стимулов за счет их противоположного влияния на активирующую и инактивирующую части модулирующей системы мозга.
2, Ориентировочную реакцию как настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения. Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации. П.В. Симонов (1993) относит ее к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида. На основе ориентировочно- исследовательского подкрепления (получения новой информации возможна выработка самых различных условных инструментальных рефлексов у животных. Согласно Д. Берлайну, существуют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения: ü с одной стороны, дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Берлайн называет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, рая ненаправленным исследованием', ü с другой стороны, исследовательская деятельность побуждается неопределенностью ранее полученной информации. Это стимулирует осот бую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Ее цель - получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность ситуации. Использованные источники: Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 188 • 199.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.) |