Вопрос 61. Потребности и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 61. Потребности и их классификация



  1. Определение потребностей
  2. Биологические потребности
  3. Социальные потребности
  4. Идеальные потребности

Потребности - форма связи организма с внешним миром и источник его активности.

Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами орга­низма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходе к их классификации, однако большинство исследователей выделяют три типа потребностей:

биологические',

социальные',

идеальные.

2. В своих первичных биологических формах потребность выступает как нуж­да, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среда и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметре внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организмма, - это потребности в пище, воде, безопасности, оптимальных экологических условиях (кислород в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т. п.). Физиологические механизмы, лежащие в их основе, изучены достаточно подробно.

Биологические потребности свойственны как человеку, так и животным. Однако биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит прежде всего на уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. У животных большинство потребностей носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически "предопределены" не только свойства внешних предметов или живых существ, способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих • достижению полезного результата.

3. Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловно рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают в себя следующие их виды:

• потребность принадлежать к определенной социальной группе;

• потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы

• потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе.

Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

4. Идеальные потребности составляют биологически обусловленную осно­ву для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

  • потребность в новизне;
  • потребность в компетентности;
  • потребность преодоления.

Использованные источники.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 151 -153.

Вопрос 62. Мотивация

  1. Понятие мотивации
  2. теория функциональных систем
  3. Виды мотивации
  4. Принцип доминанты

 

Термин "мотивация" буквально означает "то, что вызывает движение", то есть в широком смысле мотивацию можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение.

Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие сис­темы организма. При этом она выступает как энергетический фактор (по И.П. Павлову - "слепая сила"), побуждающий организм к определен­ному поведению.

Не следует отождествлять мотивации и потребности. Потребности дале­ко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения; в то же вре­мя без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетво­рение соответствующих потребностей.

Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, ин­тегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния под­корковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры боль­ших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.

Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев: мотивация - это опредмеченная потребность, или "само целенаправленное поведение".

Механизм перерастания потребности в мотивацию в отношении неко­торых биологических потребностей (голод, жажда) связан с принци­пом гомеостаза. Согласно этому принципу внутренняя среда организма должна всегда оставаться постоянной, что определяется наличием ряда неизменных параметров (жестких констант - например, уровень сахара в крови, содержание кислорода), отклонение от которых влечет резкие нарушения жизнедеятельности.В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включениия механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню.

В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности.

Потребность перерастает в мотивацию лишь по достижении некоторого уровня; при превышении этого условного порога человек, как правиле не может игнорировать нарастающую потребность и подчиненную ей мотивацию.

2. Наиболее полное психофизиологическое описание поведения дает теория функциональных систем (ФС) П.К. Анохина. Согласно этой теории немотивированного поведения не существует. Мотивация активизирует работу ФС, в первую очередь афферентным синтез и акцептор результатов действия. Соответственно активируются афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции) и активизируется память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы-энграммы памяти). Мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя не только начальную стадию поведения (афферентный синтез), но и все последующие: предвидение будущих результатов, принятии решения, его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации. Именно доминирующая мотивация "вытягивает" в аппарате акцептора результатов действия веся накопленный и врожденный поведенческий опыт, создавая тем самым определенную программу поведения. С этой точки зрения, акцептом результата действия представляет доминирующую потребность организма, преобразованную мотивацией в форму опережающего возбуждения мозга.

Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особой состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени - от начала поведенческого акта до получения полезных результатов, определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители.

3. Мотивации различаются по силе и по содержанию.

В любой мотивации необходимо различать две составляющие:

  • энергетическую - отражает меру напряжения потребности; мотивации варьируют в диапазоне от слабой до сильной;

  • направляющую - отражает специфику или семантическое содержание по­требности; мотивации прямо связаны с потребностью, на удовлетворе­ние которой направлены.

Как и потребности, мотивации принято разделять на:

  • низшие - первичные, простые, биологические (голод, жажда, страх, аг­рессия, половое влечение, забота о потомстве);
  • высшие - вторичные, сложные, социальные.

Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее боль­шинство форм целенаправленной деятельности живых существ.

4. В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одно­временно, побуждая индивида к различным - иногда взаимоисключаю­щим - стилям поведения. Например, могут остро конкурировать по­требность безопасности (страх) и потребность защитить свое дитя (материнский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеоб­разная "борьба" мотиваций и выстраивание их иерархии.

В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925): в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность.

Сила потребности, то есть величина отклонения физиологических кон­стант или концентрации соответствующих гормональных факторов, по­лучает свое отражение в величине мотивационного возбуждения струк­тур лимбической системы и определяет его доминантный характер. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к оп­ределенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Использованные источники: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 155 - 158.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.009 с.)