Вопрос 3. Функциональная система как физиологическая основа поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Функциональная система как физиологическая основа поведения



 

  1. Методологическая основа психофизиологического описания поведения
  2. Механизмы достижения приспособительного результата.
  3. Типы ФС
  4. Афферентный синтез
  5. Акцептор результатов действия
  6. Значение теории ФС

 

1. В русле системного подхода поведение рассматривается как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный на адаптацию организма к среде и на активное ее преобразование. Приспосо­бительный поведенческий акт, связанный с изменениями внутренних процессов, всегда носит целенаправленный характер, обеспечивающий организму нормальную жизнедеятельность. В настоящее время в каче­стве методологической основы психофизиологического описания поведе­ния используется теория функциональной системы П.К. Анохина.

Функциональная система (ФС) - это организация активности элемен­тов различной анатомической принадлежности, имеющая характер вза­имосодействия, которое направлено на достижение полезного приспо­собительного результата.

ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма.

2. Центральное место в ФС занимают результат деятельности и его оцен­ка. Достичь результата - значит изменить соотношение между организ­мом и средой в полезном для организма направлении.

Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с по­мощью специфических механизмов, из которых наиболее важными яв­ляются:

• афферентный (приносящий) синтез всей поступающей в нервную сис­тему информации;

• принятие решения с одновременным формированием аппарата про­гнозирования результата в виде афферентной модели акцептора резуль­татов действия;

• собственно действие;

• сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора ре­зультатов действия и параметров выполненного действия;

  коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

3. Функциональные системы имеют разную специализацию: одни - осу­ществляют дыхание, другие - отвечают за движение, третьи - за пита­ние и т. п.

ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть раз­ной степени сложности.

ФС имеют различное происхождение: одни из них свойственны всем осо­бям данного вида (и даже других видов), другие индивидуальны и фор­мируются прижизненно в процессе овладения опытом, составляя осно­ву обучения.

ФС различаются по степени пластичности, то есть по способности ме­нять составляющие их компоненты.

4. Афферентный синтез составляет начальную стадию каждого поведен­ческого акта, а следовательно, и начало работы ФС.

Эта стадия определяет все последующее поведение организма. Ее задача -собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды.

Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и определяет цель поведения.

Отбор такой информации зависит от цели поведения и предыдущего опыта, поэтому афферентный синтез всегда индивидуален.

На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов:

- мотивационного возбуждения;

- обстановочной афферентации, то есть информации о внешней среде (лат. afferens - приносящий);

- извлекаемых из памяти следов прошлого опыта.

Команда, представленная комплексом афферентных возбуждений, на­правляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

 

5. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - цен­тральный аппарат оценки результатов и параметров будущего действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные (лат. efferens -выносящий) сигналы к нервным и моторным структурам, обес­печивающим достижение необходимой цели. Об успешности или не­успешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг эфферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация).

6. Начиная с первых своих шагов теория ФС получила признание со сто­роны естественнонаучно-ориентированной психологии.

В наиболее выпуклой форме значение нового этапа в развитии отече­ственной физиологии было сформулировано А.Р. Лурией (1978). Он счи­тал, что внедрение теории ФС позволяет по-новому подойти к реше­нию многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС:

• произошла замена упрощенного понимания стимула как единственно­го возбудителя поведения более сложными представлениями о факто­рах, определяющих поведение, с включением в их число моделей по­требного будущего или образа ожидаемого результата;

• было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия; после­днее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее пове­дение зависит от успехов выполненного действия;

• было введено представление о новом функциональном аппарате, осу­ществляющем сличение исходного образа ожидаемого результата с эф­фектом реального действия: "акцепторе" результатов действия.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 12- 16. 1,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.004 с.)