L Определение и предмет психофизиологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

L Определение и предмет психофизиологии



2. Направления психофизиологии

3. Психофизиология и физическая психология

4. Психофизиология и нейропсихология

5. Психология и физиология высшей нервной деятельности

Психофизиология, или психологическая физиология - научная дисцип­лина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Предмет ее изучения - физиологические основы психической деятель­ности и поведения человека.

Термин "психофизиология" был предложен около 1830 г. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозна­чения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.).

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления:

психофизиология органов чувств; психофизиология организации движений; психофизиология памяти и обучения; психофизиология речи; психофизиология мотивации и эмоций и др.;

а также дифференциальная психофизиология, изучающая физиологи­ческие основы индивидуально-психических различий.

Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология - от­расль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Эта наука возникла в конце XIX в. как раздел экспериментальной пси­хологии. Термин "физиологическая психология" был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих мето­ды и результаты исследований у физиологии человека.

Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по от­ношению к физиологической психологии проведено А.Р. Лурией (1973). По его определению, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности; она возникла в результате необхо­димости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведен­ческих характеристик человека с физиологическими процессами раз­ной степени сложности.

© "Приор", 2003 Л.С. Выготский первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив основную перспективу развития психофизиологии. Теоретико-экспериментальные основы этого направления образует те­ория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на по­нимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направ­ленные на достижение полезного приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип са­морегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечествен­ной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибер­нетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. Развитие этого направления в психофизиологии привело к возникнове­нию новой области исследований, именуемой системной психофизиоло­гией (В.Б. Швырков, 1988).

4. Психофизиология взаимосвязана с нейропсихологией - отраслью психоло­гической науки, сложившейся на стыке психологии, медицины (ней­рохирургии, неврологии), физиологии и направленной на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локаль­ных поражений головного мозга.

Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процес­сов. Однако в последние десятилетия появились новые методы (в том числе компьютерная томография), которые позволяют исследовать моз­говую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объе­ме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой органи­зации психической деятельности не только в патологии, но и в норме.

5. В течение многих лет психофизиология полностью отождествлялась с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), поскольку само по­нятие ВИД, введенное И.П. Павловым, было эквивалентно понятию "психическая деятельность".

Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных при­емов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, одна­ко, развитие тех исследований, которые не укладывались в "прокрусто­во ложе" физиологии ВНД. По утверждению А.В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

С интенсивным развитием новой техники физиологического экспери­мента стал расширяться фронт экспериментальных исследований моз­говых механизмов психики и поведения человека и животных:

I/ метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) дал возможности заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе слож­нейших психических процессов;

1/ развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вжив­ленных электродов открыли новое направление исследований в психо­физиологии.

В связи с этим возникли проблемы, потребовавшие расширения тради­ционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретичес­ких и экспериментальных парадигм.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Изд-во У РАО, 1998. С. 3 - 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.006 с.)