Вопрос 2. Психофизиологическая проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Психофизиологическая проблема



1. Психофизиологическая проблема как - предмеп психофизиологии,

2. История изучения психофизиологической проблемы

3. Эволюция представлений о рефлексе

4. Современные варианты решения психофизиологической проблемы

 

1. Основное содержание предмета психофизиологии составляет психофизио­логическая проблема - проблема соотношения психики и мозга, души и тела.

Первое решение этой проблемы определяется как психофизиологический параллелизм. Суть его заключается в противопоставлении психики и моз­га, то есть психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями. Наряду с этим есть и другие подходы к решению психофизиологичес­кой проблемы:

психофизиологическая идентичность - вариант крайнего физиологичес­кого редукционизма, при котором психическое, утрачивая свою сущ­ность, полностью отождествляется с физиологическим;

психофизиологическое взаимодействие - вариант частичного решения про­блемы. Предполагает, что психическое и физиологическое имеют раз­ные сущности, но допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния.

 

2. Изучение психофизиологической проблемы имеет давние исторические традиции.

Термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать с научных пози­ций философ и врач Рене Декарт, живший в XVII в. Его учение, исхо­дящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал -материального и духовного - получило название дуализма Декарта. Декарт рассматривал душу и тело как две самостоятельные, независи­мые субстанции - однако как душа может влиять на деятельность тела, так и тело, в свою очередь, способно сообщать душе сведения о внеш­нем мире. Для объяснения этого взаимодействия он предположил, что в мозге человека имеется специальный орган - шишковидная железа, яв­ляющаяся посредником между душой и телом. Воздействие внешнего мира вначале передается нервной системой мозгу, а потом тем или иным способом содержащаяся в нервной деятельности информация расшиф­ровывается.

Душа, по Декарту, состоит из непротяженных явлений сознания - "мыс­лей". Именно мысль представляет собой наиболее доступный объект самонаблюдения.

Сходных взглядов придерживался выдающийся философ и математик Лейбниц. По его представлениям, душа и тело в силу своего внутреннего устройства независимы, но действуют удивительно согласованно - по­добно паре точных часов, всегда показывающих одно и то же время.

3. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведен­ческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие. Высказанная Декартом идея о рефлекторном принципе организации простейших поведенческих актов нашла свое развитие в дальнейших исследованиях, в том числе направленных на преодоление психофизи­ологического параллелизма.

Выдающийся физиолог И.М. Сеченов обосновал возможность распрос­транения принципа рефлекса как детерминистического принципа орга­низации поведения на всю работу головного мозга. И.М. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов - таковыми явля­ются рефлексы с усиленным и задержанным окончанием, при которых происходит актуализация прошлого опыта.

Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аф­фект или эмоция.

Он ввел также представление о психическом элементе - интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может ак­тивно приспосабливаться к среде.

Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внут­ренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психичес­кого с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

В научной деятельности И.П. Павлова и его школы исследования реф­лекторной деятельности мозга получили глубокое теоретико-экспери­ментальное развитие.

4. Современные варианты решения психофизиологической проблемы мож­но систематизировать следующим образом:

психическое тождественно физиологическому, оно представляет собой физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического лишь процессам выс­шей нервной деятельности, но не любой физиологической деятельности. Психическое здесь выступает как особая сторона, особое свойство физио­логических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;

психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в не­рвной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объектив­ной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием);

психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) дея­тельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое несво­димо к физиологическому, как идеальное к материальному или как со­циальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Использованные источники:

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 7-12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.005 с.)