Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой: функции и особенности организации их деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой: функции и особенности организации их деятельности



3. Факультет как структурная единица университета. Декан факультета.

4. Кафедра университета. Заведующий кафедрой.

5.Система ученых степеней и ученых званий.
Профессорско-преподавательские должности и квалификации

6. Профессорско-преподавательские должности в мировой и отечественной образовательной практике.

1. Структура Белорусско-Российского университета.

Белорусско-Российский университет представляет собой совре­менный инновационный научно-образовательный комплекс, ориентиро­ванный на потребности экономики и чутко улавливающий новые тенденции в образовании, науке, культуре.

Университет имеет свою структуру, которую формирует само­стоятельно. Имеет в своем составе различные подразделения, обеспе­чивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности. Основными структурными подразделениями университета являются факультеты и кафедры, Институт повышения квалификации и пере­подготовки кадров, научно-исследовательская часть и др. Также в структуру университета входят Архитектурно-строительный колледж и Лицей Белорусско-Российского университета.

Совет университета (в университетах Республики Беларусь) – основной орган самоуправления университета. В состав Совета входят ректор, который является его председателем, проректоры и по решению Совета университета – деканы факультетов. Остальные члены избираются из числа представителей научных, педа­гогических и иных работников и обучающихся открытым или тайным голосованием на Советах факуль­тетов, собранных структурных подраз­делений университета.

Совет университета: определяет перспективные направления развития университета; рассматривает планы работы университета; вносит пред­ложения о совершенствовании структуры университета; принимает решения по вопросам организации образовательного процесса; содейст­вует в организации и проведении образовательных мероприятий; заслу­шивает и утверждает отчеты ректора, проректоров по основным направлениям деятельности, руководителей структурных подразделений и др.

С 2019 г., согласно новой редакции Устава, основным органом самоуправления Белорусско-Российского университета является Ученый совет, как в вузах Российской Федерации. Ученый совет университета, как и существовавший до него Совет университета, имеет идентичные функции.

Структура университета с элементами управления представ-
лена на следующей схеме.

 

 

2.Ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой: функции и особенности организации их деятельности

Успех современного вуза во многом зависит от личного авторитета и компетентности ректора и его заместителей – проректоров, от репутации вуза в обществе, способности налаживать контакты со школами и предприятиями, от профессионализма и умения ректорского и деканского корпуса использовать свои управлен­ческие качества, знания и опыт не только в общении с подчиненными, но и на высших уровнях власти, наконец, от энергичности, активности и работо­способности вузовских управленцев.

Ректор (от лат. rector – правитель, руководитель. В Римской империи со времен Константина Великого так назывался в некоторых провинциях наместник, подчиненный префектам или экзархам) – руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»).

В СССР должность ректора была восстановлена в 1939 г. Однако
до марта 1961 г., согласно Типовому уставу высшего учебного заведения, ру­ководители вузов, за исключением университетов, по-прежнему имено­вались директорами, и только с принятием «Положения о высших учеб­ных заведениях» должность директора вуза была заменена на ректора.

Существуют определенные требования к квалификации ректора, которыми должен обладать человек, выдвигающийся на эту должность впервые: высшее профессиональное образование; дополнительное про-фессиональное образование в области государственного и муни­ципального управления, управления персоналом, управления проектами; наличие ученой степени и ученого звания; стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет.

Ректор осуществляет следующие функции:

- представляет университет в отношениях с органами государст­венной власти Республики Беларусь и Российской Федерации, юриди­ческими и физическими лицами;

- издает приказы, распоряжения, заключает договоры;

- руководит работой по интеграции университета в международное образовательное и научное сообщество;

- утверждает положения о структурных подразделениях, о струк­туре университета в целом и штатное расписание;

- назначает на должность проректоров и руководителей служб структурных подразделений, начальников служб университета, опреде­ляет полномочия руководящего состава университета; осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;

- является председателем Совета университета, подписы-
вает его решения;

- решает вопросы материального стимулирования труда работ­ников, поощрения обучающихся университета.

Главная цель, стоящая перед руководителями вузов, ‒ формирование такой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенции и полномочия, функции и ответственность всех субъектов управления высшим учебным заведением (ректор, проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители функцио­нальных подразделений). Часть своих полномочий ректор может делеги­ровать проректорам, которые осуществляют непосредственное руководст­во и несут ответственность за определённый вид деятельности в соответствии с должностными инструкциями и приказами ректора.

 

Наиболее приближены к должности ректора должности проректоров. Проректор – это заместитель ректора по определенному направ­лению работы вуза.

Если ректор является, образно говоря, генеральным директором вуза, то первый проректор ‒ исполнительный директор. Он, как правило, несет личную ответственность за состояние, развитие и обязательства вуза, качество подготовки выпускников, соблюдение в вузе требований законов страны, имеет право подписи юридических и финансовых документов.

Первый проректор руководит организацией образовательной деятельности университета, Института повышения квалификации и переподготовки кадров и других структурных подразделений. Обеспе­чивает функционирование всех направлений образовательного процесса, организацию идеологической работы. Координирует деятельность струк­турных подразделений по разработке и выполнению комплексных программ развития учреждения образования. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, инновационной деятель­ности структурных подразделений, принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения образования. Планирует и разрабатывает мероприятия по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий. Анали­зирует эффективность функционирования системы менеджмента качества.

Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива и работу Научно-методического совета. Контролирует качество образовательного про­цесса при реализации программ высшего образования. Обеспечивает подбор и рациональную расстановку кадров профессорско-преподавательского состава, других педагогических работников. Осуществляет контроль за формированием штатного расписания и штатной численности работников университета и курируемых структурных подразделений.

Организует работу по эффективному использованию материально-технической базы, ее систематическому обновлению и пополнению, в том числе компьютерной техникой, средствами связи и программного обеспечения. Выполняет обязанности ректора в период его отсутствия.

Проректор по учебной работе осуществляет планирование, руко­водство и контроль обучения студентов по образовательным программам Российской Федерации, включая бакалавриат и магистратуру, а также планирование, руководство и контроль обучения студентов по образо­вательным стандартам Республики Беларусь на второй ступени высшего образования. Обеспечивает реализацию Политики университета в области качества в рамках процесса «Проектирование и разработка основных образовательных программ», «Планирование и реализация основных образовательных программ». Организует и контролирует работу библиотеки университета по всем направлениям деятельности.

Проректор по воспитательной работе руководит организацией деятельности по воспитанию обучающихся в структурных подразде­лениях университета, на факультетах, кафедрах, в общежитиях. Обеспечивает их взаимосвязь между собой и общественными организа­циями. Определяет основные направления идеологической и воспита­тельной работы, ее кадровое, материальное и методическое обеспечение. Разрабатывает и контролирует реализацию программно-планирующей документации по организации идеологической и воспитательной работы в учреждении образования. Осуществляет контроль за деятельностью по воспитанию, вносит предложения по его совершенствованию. Организует и контролирует информационную работу в учреждении образования. Обеспечивает и контролирует решение вопросов организации проживания в общежитиях, медицинского обслуживания, питания, досуга, трудовой деятельности обучающихся. Организует научно-методические семинары, конференции, обмен опытом по вопросам воспитания молодежи, информационному обеспечению государственной молодежной политики. Участвует в работе Совета учреждения образования по вопросам воспи­тания обучающихся. Контролирует работу структурных подразделений, направление деятельности которых связано с воспитательной работой.

Проректор по научной работе осуществляет непосредственное руководство научно-исследовательской частью, а также организует, координирует и руководит научной работой в университете.

Организует проведение научных исследований в тесной связи с образовательным процессом и отвечает за выполнение и качество научных работ. Заключает договоры на выполнение научно-исследо­вательских работ и инновационных проектов. Участвует в пропаганде научных знаний и достижений науки и техники, в организации научных мероприятий (симпозиумов, конференций, совещаний и др.). Обеспе­чивает представление научных работ профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и обучающихся на городские, областные, республиканские и международные смотры, конкурсы. Организует подго­товку научных работников высшей квалификации через аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру. Привлекает профессорско-преподава­тельский состав к выполнению научных исследований для нужд реаль­ного сектора экономики и социальной сферы. Координирует работу по организации международного научно-технического сотрудничества. Организует работу студенческих научно-исследовательских лабораторий и конструкторских бюро, научных обществ, кружков. Оказывает помощь кафедрам и студенческому научному обществу в организации научно-исследовательской работы студентов, организует проведение студен­ческих научных мероприятий (конференций, выставок, конкурсов и др.).

Для решения оперативных вопросов в университете действует такой орган, как ректорат – это коллегиальный совещательный орган. На ректорате обсуждаются вопросы, требующие безотлагательного решения, которые не относятся к компетенции других органов управления, а также вырабатывается комплекс оперативных мер по их решению и распре­делению соответствующих поручений ректора.

 

3. Факультет как структурная единица университета. Декан факультета.

Факультет является структурным подразде­лением вуза, объединяющим все кафедры и лаборатории, относящиеся к специальностям, включенным в его состав, а также те общенаучные и общеобразовательные кафедры высшего учебного заведения, которые по содержанию своей работы наиболее близки профилю факультета. Факультет координирует деятельность своих структурных подраз­делений; представляет интересы коллектива в органах управления вузом и в других организациях.

Факультет высшего учебного заведения представляет собой учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учеб­ного заведения, осуществляющее подготовку студентов, магистратов, аспирантов и докторантов по одной или нескольким родственным специальностям, переподготовку и повышение квалификации руко­водящих работников и специалистов организации соответствующей отрасли, государственных служащих, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр.

Деление учебных заведений на факультеты возникло и установилось в средневековых университетах. (См.: материал в первой лекции).

Факультет имеет собственное наименование и символику. Орга­низуется и ликвидируется в соответствии с решением Совета универ­ситета по приказу ректора.

Деятельность факультета предполагает решение определенных задач. К ним относятся:

- подготовка квалифицированных специалистов, имеющих глубокие профессиональные знания и высокую общую культуру;

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования на основе неразрывного единства процесса обучения и научных исследований;

- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструк­торских работ, в том числе по проблемам образования;

- распространение и пропаганда научных знаний; культурно-просветительская деятельность;

- переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов в соответствии с лицензией (разрешением);

- подготовка специалистов по заказам (договорам) для народного хозяйства страны, региона и т. п.

В состав деканата входят декан, его заместители и методист (секретарь/специалист). Заместители декана и специалист назначаются на соответствующие должности приказом ректора по представлению декана факультета преимущественно из числа преподавателей, имеющих высшее образование, ученое звание или (и) ученую степень. Заместители декана по своему правовому положению являются представителями админист­рации факультета. В своей деятельности они непосредственно подчи­няются декану факультета, а также согласуют свою работу с кафедрами, Центром менеджмента качества образова­тельной деятельности, международным отделом.

Декан (от греч. δέκα ‒ десять; лат. ‒ decanus; нем. ‒ Dekan и Dechant; англ. ‒ dean; франц. ‒ doyen) ‒ буквально значит десятник. В римских войсках деканом назывался начальник десяти солдат.

Декан осуществляет непосредственное руко­водство факультетом; издает распоряжения и указания, обязательные для всех работников и обучающихся факультета. Он несет персональную ответственность за результаты работы факультета уни­верситета, эффек­тивное использование и сохранность учебно-лабо­раторного, научного оборудования. Декан факультета назначается на должность и освобож­дается от занимаемой должности приказом ректора университета. Пред­ставляет факультет во всех подразделениях университета.

Декан является, как правило, известным ученым и имеет ученую степень доктора наук (или кандидата наук), ведет активную научную и учебную деятельность, пользуется авторитетом в коллективе, имеет педагогический стаж не менее 5 лет.

4.Кафедра университета. Заведующий кафедрой.

В системе управления любым вузом одну из главных ролей играют заведующие кафедрами. Именно кафедры остаются ключевым звеном в системе управления современным отечественным вузом. Они обеспе­чивают образова­тельный процесс, именно на кафедрах создаются все элементы учебно-методического контента – от учебных программ до базовых учебников, именно здесь ведутся фундаментальные научные исследования и практико-ориентированные разработки. Таким образом,
в системе высшего профессионального обра­зования кафедры выполняют функции производственных подразделений. Очевидно, что эффективность функционирования этой категории структурных подразделений, а в значи­тельной степени ‒ и вуза в целом, во многом зависит от их непосредственных руководителей.

Кафедра в вузе ‒ это объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников в одной или нескольких тесно связанных между собой отраслях знаний. Именно она обеспечивает непосредст­венный контакт со студентами и оказывает прямое воздействие на них ‒ воспитательное, учебное, научное.

Первые кафедры появились в России в 1804 г. В России до рево­люции 1917 г. понятие кафедры связывалось не столько с админист­ративным подразделением, сколько с должностью профессора. В соот­ветствии с практикой европейских университетов в университетах под кафедрой понималось штатное место для профессора, который должен был читать лекционные курсы в рамках научной отрасли, обозначенной в названии кафедры. В качестве помощников профессоров по кафедре в штатной структуре университета были предусмотрены адъюнк-
ты (1804‒1863) или доценты (1863‒1884). Во второй половине XIX в. также сложилась практика оставления при кафедре способных молодых учёных для приготовления к профессорскому званию. С конца XIX в.
при многих кафедрах открылись научно-исследовательские лабора-
тории и кабинеты.

Кафедру как коллектив преподавателей возглавляет заведующий. Преподаватели кафедры, в зависимости от стажа работы и наличия ученых степеней, могут подразделяться на старших преподавателей, доцентов и профессоров. В качестве помощников преподавателей могут выступать ассистенты. Помимо преподавателей, при кафедре работает секретарь, ведущий делопроизводство. Он протоколирует заседания кафедры, на которых утверждаются учебные программы и заслушиваются отчеты о работе преподавателей. Иногда в штат кафедры могут входить лаборанты и инженеры.

К показателям деятельности кафедры относятся (помимо проведения занятий по профилю кафедры и разработки соответствующих программ): подготовка и публикация статей и методических разработок; участие преподавателей кафедры в конференциях; прохождение стажировок.

Особое место среди всех кафедр университета занимает выпускающая кафедра (профилирующая). Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограни­чивается созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).

Таким образом, выпускающая кафедра выступает как основной ячейкой учебной и научной деятельности, так и как «субстрат» научно-педагогической школы по данной специализации или направлению подготовки (обучения) в вузе. На ней осуществляется организация и контроль за исполнением практики студентов, а также организация и защита курсовых и дипломных работ через утверждение тем, назначение научного руководителя.

Заведующий кафедрой осуществляет непосредственное руководство кафедрой. Он избирается из числа наиболее квалифи­цированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или ученое звание, сроком до 5 лет. Заведующий кафедрой несет персональную ответственность перед ректором уни­верситета и деканом факультета за деятельность возглавляемой кафедры по всем направлениям.

Исходя из содержания деятельности, выделим основные функции заведующего кафедрой.

Заведующий подбирает и отбирает преподавателей, способных эффективно выполнять свои обязанности по подготовке специалистов соответственно профилю. Сложность отбора педагогических кадров заключается в том, что в специализированных вузах он осуществляется из среды студентов. Поэтому успешность исполнения роли заведующего кафедрой определяется его умением заметить перспективных студентов – как с профессиональной точки зрения, так и с позиции их потенциальных педагогических качеств.

Взаимодействие между преподавателями и студентами кафедры осу­ществляют учебно-вспомогательные работники. Они находятся в центре внешних и внутренних коммуникаций коллектива. От того, насколько профессионально они умеют это делать, зависит эффективность деятель­ности кафедры в целом и самого заведующего в первую очередь. Если учебно-вспомогательный персонал и преподаватели заняты общим делом – обучением и воспитанием студентов, успех заведующему обеспечен.

 

5.Система ученых степеней и ученых званий.
Профессорско-преподавательские должности и квалификации

Учёная степень ‒ степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры.

Впервые ученые степени появились в университетах Евро-
пы в XII‒XIII вв. вместе с формированием правил и требований к процессу и результату подготовки научных кадров.

В средневековых университетах существовала определенная иерархия степеней: бакалавр, лиценциат, магистр и доктор. Но к высшим относились только магистр и доктор, причем употреблялись они на одинаковых началах с той лишь разницей, что магистр ‒ это была высшая ученая степень на артистическом факультете, а доктор ‒ на всех осталь­ных факультетах. Артистический, или факультет свободных искусств, относился к низшему типу. К высшим ‒ богословский, юри­дический и медицинский, причем именно в таком порядке, который влиял на ранговые отношения между профессорами.

Слово «магистр» (от лат. magister ‒ начальник, наставник, учитель, руководитель) как университетский титул, ученая степень впервые появилось в указах Фридриха I Барбаросса, свидетельствуя, что носитель достиг высокого уровня знаний и может передавать их другим. «Доктор» (от лат. docere ‒ учить) означал то же, что и магистр, и впервые был присужден в Италии в Болонском университете в 1130 г.

Наряду со всеми университетскими степенями употреблялось также слово «профессор» (от лат. profited ‒ объявлять, излагать публично), которое, по сути, означало не более чем «преподаватель» или «ученый человек». Вместе с тем и магистр, и доктор употреблялись еще до появления самих университетов. Так, изначально слово «магистр» употреблялось в Древ­нем Риме и означало важное должностное лицо; в Византии «магистр» – высший титул служебной знати. Титул «доктор» означал, что апостолы, отцы церкви и другие христианские власти имели право учить и интерпретировать Библию. С появлением университетов оба этих титула означали разрешение на преподавание в университете и принадлежность к привилегированной ученой корпорации.

Таким образом, право предоставления ученых степеней было одной из характерных особенностей средневекового университета. Традиции получения докторской степени приобрели популярность по всему миру и для современных ученых являются одним из стимулов научного развития.

В России защита диссертаций была введена в 1755 г. в Московском императорском университете сразу после его основания. Дорево­лю­ционная система российского образования предполагала существо­вание таких учёных степеней, как «действительный студент», «кандидат», «магистр», «доктор», а также включала следующие учёные звания: «адъюнкт», «приват-доцент», «доцент», «адъюнкт-профессор», «экстра­ординарный профессор», «ординарный профессор», «заслуженный про­фессор». Эта иерархия ученых степеней и званий была отменена в 1918 г.
В январе 1934 г. была введена ученая степень «кандидат наук»,
в марте 1937 г. – «доктор наук», установлены кандидатские экзамены и определён порядок защиты диссертаций. В 1934 г. была учреждена общесоюзная Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

В связи с распадом СССР прекратила функционирование и советская система присуждения ученых степеней.

В Беларуси, как и в России, на данный момент применяется унасле­дованная от Советского Союза двухступенчатая система послевузовских учёных степеней германского образца:

‒ кандидат наук;

‒ доктор наук.

Кандидат наук – это учёная степень первой из двух после­вузовских ступеней в Республике Беларусь, Российской Феде­рации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора филосо-
фии (PhD) в западных странах.

Для получения учёной степени кандидата наук необходимо пройти обучение в аспирантуре и защитить перед Диссертационным советом, состоящим из действующих ученых, диссертацию, причем до защиты диссертации нужно опубликовать основные научные результаты диссертации, однако не в любом издании, а в рецензируемых научных изданиях (так называемом списке научных журналов Высшей аттеста­ционной комиссии). Сделать это непросто, поскольку редакционная коллегия данных журналов предъявляет к публикациям высокие научные требования. Для кандидатов наук таких публикаций должно быть не менее трех. Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иност­ранному языку и философии. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соиска­теля. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учиты­ваются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий. Наличие ученой степени кандидата наук позволяет претен­довать на ученое звание доцента.

Доктор наук – это учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Республике Беларусь, Российской Федерации,
а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических стра­нах. Для получения данной степени необходимо пройти обучение в докторантуре и защитить диссертацию. До защиты диссертации соиска­телю нужно написать и опубликовать монографию – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной темы, а также не менее 15 статей в рецензируемых научных изданиях. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук.

Учёная степень как кандидата, так и доктора наук присуждается Диссертационным советом. После успешной защиты Диссертационный совет учреждения, где состоялась защита, в большинстве случаев подает соответствующие документы в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) для контроля, утверждения и принятия окончательного решения отно­сительно выдачи соискателю диплома. При этом для получения диплома доктора наук, помимо резолюции Совета, необходимо наличие положи­тельного заключения Экспертного совета соответствующего направления ВАК. Лица, получившие степени с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней.

Таким образом, наличие ученой степени – не просто значи-
мый атрибут, свидетельствующий о принадлежности к привилеги­рованной статусной группе, а объективно важная и необходимая ступенька научной карьеры.

Учёное звание ‒ ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры. Званием подтверждается не только определённый уровень специалиста как исследователя, но и соответствие этого спе­циалиста конкретной научно-преподавательской должности. В боль­шинстве государств и стран приём сотрудника на какую-либо должность в университете означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Сегодня в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий.

В настоящее время присваивается два ученых звания –
доцент и профессор.

Чтобы получить звание доцента, преподаватель должен иметь ученую степень кандидата или доктора наук, научно-педагогический стаж не менее 5 лет и преподавать в вузе более года. Кроме этого, после защиты диссертации он должен написать несколько научных статей,
а также методические указания по одной из дисциплин кафедры, на которой предполагает работать или уже работает.

Профессор – это ученое звание присваивают лицам, имеющим ученую степень доктора наук, научные достижения или изобретения и ведущим преподавательскую, методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Учёное звание присваи­вается пожизненно. Если его обладатель сменит место работы или выйдет на пенсию, звание останется. Звание «профессор по кафедре» присваи­вается преподавателям высших учебных заведений,
в том числе военных, а «профессор по специальности» – сотрудни-
кам научных учреждений.

Необходимо обратить внимание, что есть еще и служебные долж­ности, которые называются абсолютно одинаково со званием – должность доцента и профессора, что вносит определенную путаницу, поскольку должность профессора и звание профессора это не одно и то же. Правильным будет говорить, что человек занимает «профессорскую долж­ность», т. е. должность уровня профессора, но при этом он не обязательно будет обладать ученым званием профессора. Различие в том, что «профессорская должность» не предусматривает обучение в докто­рантуре и защиту диссертации доктора наук, а звание профессора предусмат­ривает. Также бывает и обратная ситуация – человек обладает званием профессора, но не работает на профессорской должности. Если говорить проще – есть должность, а есть звание, и это разные понятия.

Академические звания. Первое из них ‒ член-корреспондент. Исконно слово «член-корреспондент» (соответствует английскому corres­ponding member). Исторически, членами-кор­респондентами академий были учёные, которые, в отличие от действи­тельных членов, не участ­вовали в заседаниях академии, а связывались с ней по переписке (корреспонденции). В Российской империи к числу членов-корреспон­дентов принадлежали выдающиеся зарубежные специалисты, а также учёные с периферии, не уступавшие действи­тельным членам по квалификации.

Членами-корреспондентами Национальной академии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Республики Беларусь, внесшие значительный вклад в развитие науки и обогатившие её работами крупного научного значения. Членам-корреспондентам НАН Беларуси, в том числе имеющим это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академическое учёное звание, размер которых устанавливается законодательством.

Академик ‒ член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных ‒ Академии наук.

Действительными членами (академиками) Национальной акаде-
мии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Респуб-
лики Беларусь, внесшие большой вклад в развитие науки и обогатившие ее трудами первостепенного научного значения. Академикам НАН Бела­руси, в том числе имеющим это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академическое ученое звание, размер которых устанавливается законодательством.

Академики обязаны обогащать науку новыми достижениями путем лично осуществляемых научных исследований, организации коллектив­ной разработки научных проблем и научного руководства этой раз­работкой; активно участвовать в инновационной деятельности, создании, защите и вовлечении в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, в выполнении задач, возложенных на Академию наук,
и реализации основных направлений ее деятельности; активно содейст­вовать реализации и пропаганде достижений науки, обеспечивать подго­товку и повышение квалификации научных работников и специалистов; развивать международное научно-техническое сотрудничество.

 

6. Профессорско-преподавательские должности в мировой и отечественной образовательной практике.

Первоначально система титулов и рангов возникла в университетах Великобритании, затем была перенесена в британские колонии и другие страны Европы и Азии, а спустя несколько столетий ‒
в США. Однако в последние годы прослеживается тенденция перехода многих университетов на американскую модель академических долж­ностей (в том числе и на территории Великобритании), что обусловлено ростом политического и экономического влияния США в мире.

 

В отечественной системе образования преподаватель высшего учебного заведения – это должность профессорского-преподавательского состава в вузе, предусматривающая выполнение обязанностей педагогического работника. Согласно номенк­латуре должностей педагогических работников существуют должности, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, и иные долж­ности.

Должности педагогических работников, отнесенных к профес­сорско-преподавательскому составу, ‒ это ассистент, преподаватель, стар­ший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факуль­тета. К иным должностям относятся воспитатели, инструкторы, логопеды и пр.

В целом основные обязанности преподавателя включают
в себя следующее:

– чтение лекций;

– проведение практических занятий и семинаров, самостоя-
тельных занятий;

– прием и проверка курсовых работ, рефератов, письменных контрольных работ;

– прием зачетов и экзаменов;

– планирование самостоятельной работы студентов и руководст-
во такой работой;

– участие в разработке программ учебной и производст-
венной практики.

Высшие учебные заведения – это не только центры обучения, но еще и центры научной жизни. Поэтому работа преподавателя вуза тесно связана с научной деятельностью. Так, вузы в лице преподавателей проводят исследования (с привлечением студентов), готовят не только бакалавров, специалистов, магистров, но и аспирантов и докторов наук, обладающих учеными степенями и званиями. Поэтому к обязанностям преподавателя вуза можно отнести не только работу по подготовке будущих специалистов, но и работу по подготовке научных кадров.

 

    Лекция 3, 4. Создание и развитие Могилевского машиностроительного института

                                                                            4 часа

Образование ММИ: предпосылки, хронология, достижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.057 с.)