Таким образом, бгу становился центральным культурным очагом не только современной беларуси, но и соседних губерний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, бгу становился центральным культурным очагом не только современной беларуси, но и соседних губерний.



Первое учебное заведение технического профиля - Минский политехникум – был организован в 1918 г по инициативе Минского союза инженеров и техников, а в 1920 г. получил статус института.

В этот период закладывались основы подготовки специалистов для различных отраслей промышленности. Но в соответствии с особенностями развития края техническое образование долгое время связывалось с подготовкой специалистов для аграрного сектора экономики. Поэтому в 1922 году было принято решение о усиление практической ориентированности института и необходимости его реорганизации в Белорусский государственный институт сельского хозяйства.

Таким образом, в результате этих мероприятий Беларусь не имела до 1933 года своего высшего технического учебного заведения и вынуждена была направлять для подготовки инженерно-технических специалистов учащуюся молодежь в Москву, Ленинград, другие города СССР.

В 1932 году в БССР уже действовало 31 высшее учебное заведение и обучались 10574 студента. К 1941 г. численность вузов сократилась до 25 (в результате их укрупнения), а число студентов выросло до 21 тыс. чел. Нападение фашистской Германии на СССР привело к разрушению системы образования Беларуси. Около 20 высших учебных заведений были эвакуированы на восток. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил свою деятельность Белорусский государственный университет.После освобождения территории республики от немецкой оккупации начали сразу восстанавливаться педагогические и учительские институты в Минске, Могилеве, Витебске, Орше. В 1944-1945 гг. вернулись из эвакуации и возобновили свою работу Белорусский политехнический институт, Белгосуниверситет, Белгосконсерватория, Белорусский институт народного хозяйства и др.

 После войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа ТЕХНИЧЕСКИХ вузов и к увеличению приема в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности.

В целом, восстановление и деятельность вузов в послевоенный период проходила в непростых условиях.

1. Не хватало преподавателей, лабораторий, учебных аудиторий, учебной литературы.

2. Учебно-воспитательная работа носила крайне политизированный характер.

3. Сокращалось изучение национальной истории и культуры.

4.  Сворачивалось преподавание на белорусском языке.

5. Тех, кто выступал за белорусскоязычное образование обвиняли в национализме и шовинизме.

Прошедший в феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС положил начало новой политике в сфере культуры и образования. В СССР началась так называемая «хрущевская оттепель», некоторая демократизация общества, реабилитация незаконно репрессированных советских граждан в 30- е годы. Активным проводником идей обновления стала творческая интеллигенция, в том числе и вузовская.

Конец 50-х годов ознаменовался дальнейшим развитием образования. Этому содействовало принятие Верховным Советом СССР (декабрь 1958 г.) Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР».

 В 1959 г. было создано Министерство высшего и среднего специального образования БССР, что позволило более целенаправленно готовить кадры с высшим образованием. В 1960 г. в республике действовало 24 вуза.

В 1960-е годы новый импульс в развитии получила промышленность. Практически во всех областях были построены крупные промышленные предприятия. Это потребовало не только увеличения подготовки инженерных кадров, но и расширения перечня профилей обучения. В 1961 г. открывается Могилевский машиностроительный институт на которого возлагалась важная задача подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли производства.В 1964 г. открывается Минский радиотехнический институт для обеспечения развивающейся радиоэлектронной отрасли, созданный на базе соответствующего факультета БПИ.

 В 1970-е годы в республике был завершен переход к всеобщему среднему образованию молодежи,что расширило возможности вузов в качественном наборе студентов. Дальнейшее развитие общества, народного хозяйства потребовали открытия новых высших учебных заведений.

В частности, были открыты Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975). В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет став вторым университетом в республике. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Это был третий в республике и 65 в стране университет. В итоге в 1985 г. в республике действовало 33 вуза.

В середине 80-х годов в СССР был объявлен курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны.

В новых условиях начались процессы гласности и демократизации.

Провозглашение государственного суверенитета БССР, отход от идеологических стереотипов значительно ускоряли национально-культурное развитие Беларуси, подняли ее международный авторитет, привели к изменениям в сфере образования, религии и др.

В частности, в республике пересматривались и утверждались новые учебные планы и программы учебных дисциплин. В высших учебных заведениях были введены курсы истории Беларуси, белорусоведение, культурологии, политологии и др. дисциплин. Издавались новые учебники, пособия, курсы лекций.

Таким образом, подытоживая развитие высшего образования в советский период на территории Беларуси необходимо отметить его синхронность с развитием всей системы высшего образования в Советском Союзе. Проблемы, трудности, успехи и неудачи системы высшего образования были обусловлены остротой исторического момента.

 

Университет в условиях глобализации.

  В самом общем виде глобализация предстает как процесс формирования единства человечества в рамках целостного мира.

В нем беспрепятственно перемещаются капиталы, товары услуги, свободно распространяются и свободно передвигаются их носители.

Таким образом, глобализация - это общемировой процесс.

Она оказывает влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая и высшее образование. До глобализации, в период первой «академической революции» (19 в. интеграция образования и науки) университеты способствовали образованию, распространению и передаче знаний).

Глобализация несет с собой так называемую вторую «академическую революцию». Суть ее в установлении всесторонней и органической взаимосвязи

 высшей школы,

                   науки

                                 и рынка.

Преподавание становится образовательной услугой.

Университеты должны содействовать научно-техническому прогрессу, повышение уровня и качества жизни.

2. Знания и навыки, получаемые студентами, должны соответствовать потребностям изменяющегося глобального рынка труда.

Поэтому особую значимость в университетской системе образования должно отводится:

- информационным технологиям;

- развитию экономических знаний;

- повышению качества образования;

- увеличению финансирования;

- расширению и повышению качества НИР за счет участия студентов и преподавателей;

- участию в международном процессе обмена знаниями;

- обучению иностранных студентов и своих студентов в зарубежных вузах-партнерах.

3. Одним из факторов глобализации образования выступает английский язык, который является универсальным языком общения в современном мире.

4. Начинает развитие транснационального образования, создание транснациональных университетов.

Под транснациональным, или трансграничным следует понимать образование при осуществлении которого обучаемые находятся не в той стране, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Транснациональное образование способствует увеличению экспорта образовательных услуг.

5. Еще одним аспектом воздействия глобализации на высшее образование является создание кластеров, т. е. устанавливается взаимосвязь учреждения высшего образования с отраслью на основе сотрудничества, партнерства.

6.Влияние глобализации на высшее образование заключается в усилении междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке студентов.

Междисциплинарный - совмещающий две и более дисциплины, области обучения или профессии, а также пытающийся объединить их в новое единое целое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.006 с.)