Болонский процесс как явление глобализации: общее и особенное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болонский процесс как явление глобализации: общее и особенное.



Тема 1. Университет: история становления и развития

                                                                         2 часа

1. Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.

2.  Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.

3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.

4.  История университетского образования в России.

5. Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период).

Университет в условиях глобализации.

Болонский процесс как явление глобализации: общее и особенное.

1. Возникновение и история развития университетов в эпоху Средневековья.

Первые университеты возникают в Западной Европе в эпоху Средневековья.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (Средние века) – период в развитии Европы, следующий за периодом Древнего мира. Датируется концом 5 в. – серединой 17 в., от падения Римской империи до периода Нового времени.

УНИВЕРСИТЕТ - высшее учебное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний. Готовит специалистов по фундаментальным, прикладным наукам, по некоторым отраслям экономики и культуры, проводит научную работу.

На дорогах европейских стран в 11 в. появляются новые персонажи – бродячие школяры или ваганты.

Целью их путешествий было дойти до школ Франции и Италии. Разыскать прославленных ученых и получить ответы на те вопросы, которые ставила перед ними жизнь.

В эпоху Средневековья в Европе, чтобы познакомиться с воззрениями знаменитого ученого, проще было отправиться в другой город, где он жил, нежели доставать рукописи его лекций. Работая под руководством ученого, многие селились в этом городе и образовывали особый кружок, ГИЛЬДИИ. Эти объединения и послужили основой для создания более крупных учебных заведений - университетов. Они определяли программу своей деятельности и стремились получить официальное право на существование от архиепископа, короля или императора.

Для защиты студентов в 1158 г. немецкий император Фридрих Первый Барбаросса выпустил хартию.

Согласно данной хартии студенты могли: выбирать своих собственных руководителей - ректоров и других должностных лиц; самостоятельно назначать лекторов; формировать учебный план; составлять график проведения занятий; устанавливать содержательные рамки преподаваемых дисциплин; студенческое руководство налагало существенные штрафы на тех лекторов, которые уклонялись от возложенных на них обязанностей.

Таким образом, студенческие представители управляли ежедневным ходом образовательного процесса.

Старейшими университетами Европы принято считать Болонский университет (1088 г.), Парижский университет, Сорбона (конец 12 – нач.13 в). Старейшим университетом в Англии считается Оксфордский университет. В 1096 году в нем уже велось обучение. Кембриджский университет (Англия) - возник в рамках средневекового города Кембридж, но в итоге система их отношений сложилась в формулу: «Кембридж - это город в университете», т.е. «ученое сообщество» подчинило себе городскую корпорацию. Университет Кембриджа, получая привилегии от короля, а не от Папы Римского, становился более зависимым от своего национального монарха. В 1386 г в Германии был основан университет в Гейдельберге.

 

ВЫВОД.

                 1) Все первые средневековые университеты прошли этап борьбы с городскими властями и папской властью за отстаивание своих прав и привилегий.

        2) Итогом продолжительной борьбы стало:

 

                      признание университета как автономной единицы, самостоятельного субъекта и объекта управления, основанного на традициях студенческой солидарности и свободомыслия.

Первый славянский университет был открыт в 1348 г. в Праге. К его открытию был причастен император Священной Римской империи и чешский король Карл четвертый. Собственно, в честь него и был назван университет в Праге - Карлов университет.

В 1364 году Казимиром Великим был основан Краковский университет - старейший польский университет, один из первых государственных университетов в Европе.

В 1400 году университет был реорганизован по образцу Парижского Владиславом Вторым Ягайло, поэтому сегодня называется Ягеллонским университетом.

 

2. Структура средневекового университета и организация образовательного процесса.

 

Основу университета составлял факультет. Их, как правило, было четыре:

1. Артистический

2. Юридический

3. Богословский

4. Медицинский

Обязательный для всех - артистический, или факультет «семи свободных искусств» (позднее получивший название философский). Этот факультет был призван обеспечить общую подготовительную общеобразовательную базу для поступления на другие факультеты. На артистическом факультет студент обучался от 5 до 7 лет. Преподавались: грамматика, риторика, основы диалектики (так называемый тривиум ). Студент получал степень бакалавра искусств. Затем изучались дисциплины: арифметика, геометрия, астрономия, теории музыки. (так называемый квадриум).

 Студенту получал степень магистра искусств. Магистр имел право преподавать.

После окончания артистического факультета, выпускникам предоставлялось право поступления на один из трех следующих факультетов: богословский, юридический,медицинский.

По окончании одного из них студенту присваивалась степень бакалавра или магистра соответствующей отрасли науки.

Преподавание велось на латыни.

Роль средневековых университетов.

1. Они содействовали интернациональному общению студентов и профессоров.

2. Способствовали формированию в Европе своеобразного единого образовательного пространства.

3.  Профессора и студенты могли свободно переходить из университета одной страны в университеты других стран, способствуя тем самым развитию городов.

4. Университеты способствовали повышению престижа науки, распространению идеи о том, что «мир будет управляем и озарён наукой».

Социальный состав студенчества:

- выходцы из семей духовенства;

 - представители феодальной аристократии;

- представители городского сословия.

Часть студентов жила в университетском общежитии, часть - в студенческой квартире (бурсе), которая находилась под надзором университета.

ГОВОРЯ О СВОЕМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ВСЕ СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ НАЗЫВАЛИ ЕГО  – «alma mater», что по-латыни дословно значит «ПИТАЮЩАЯ МАТЬ».

  Эти слова взяты из литургических текстов, посвященных Деве Марии, вскормившей Иисуса Христа.

Университет для студентов был   ДУХОВНОЙ МАТЕРЬЮ,

 питающей знаниями,

помогающей познавать мир,

а если надо – и берущей под свою защиту.

 

Вывод. Средневековые университеты способствовали формированию средневековой интеллигенции из различных слоев общества.

3. Развитие университетов в эпоху Реформации и Нового времени.

 

В период Возрождения начинает проявляться интерес к идеям гуманизма. Это изменило основы и содержание высшего образования. Университеты ориентируются на новые цели и ценности. Быстрыми темпами происходит рост университетов. Позднее Возрождение можно назвать золотым временем европейских университетов. Так, только в одной Испании к концу XVI века было 33 университета, причем только два из них существовали со времен Средневековья, а остальные были открыты на протяжении всего лишь столетия.

До Реформации университеты испытывали сильное влияние католической церкви. И поэтому с началом Реформациимногие университеты пришли в упадок, особенно в Германии.Но после завершения Реформации многие университеты преобразованы в протестантские.

Ряд европейских университетов, особенно во Франции, остались на традиционных (католических) воззрениях. Это привело к тому, что образование в таких областях, как естествознание, архитектура и другие, было изгнано из университетов, а Франция была вынуждена развивать естественные науки вне университетских стен, что привело к появлению заведений известных как Grandes ecoles – Высшие школы.

Во второй половине XVII века начинается период застоя университетов практически во всех странах Европы. На такое положение оказали влияние следующие причины:

1) Учеба становилась слишком дорогой.

2)  Спрос на образованных людей оставался очень ограниченным.

3) поступать в высшее учебное заведение было невыгодно, тем более, что характер обучения, сохранявшего сильные традиции схоластики, все больше отставал от требований времени.

В связи с завершением эпохи феодализма и началом развития капитализма возрастает потребность в математических,

экономических,

правовых,

 философских и других знаниях.

Эти и многие другие факторы обусловили необходимость перестройки университетов, приспособления их к потребностям буржуазного общества. Университетское образование стало приобретать светский характер, освобождается от догматизма и схоластики, ориентируется больше на потребности дня.

Впервые новые веяния проявились в открытом в 1694 г. университете в городе Галле. В нем велось преподавание на немецком языке (вместо латинского). Был выдвинут принцип свободы научного исследования. Введено преподавание географии, прикладной математики, физики, истории, политики, законоведения и других дисциплин.

Таким образом, развитие университетского образования в этот период привело к тому, что наука стала доступна более широким социальным слоям и нашла применение в промышленности.

В 1810 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает Берлинский университет, который стал КЛАССИЧЕСКОЙ моделью в качестве образца для возникновения университетов нового типа – образовательно-исследовательского характера,

Таким образом, обучение студентов и научные исследования стали находятся в неразрывном единстве при обеспечении свободы для обучаемого и обучающего со стороны государства.

В США развитие университетов долго отставало от европейского. Высшие учебные заведения иногда носят названия колледжей.

 Главное отличие между колледжем и университетом состоит в том, что в колледжах не проводится подготовка и защита докторских степеней. Среди американских университетов есть частные, религиозные, государственные. Первым классическим университетом, состоящим из различных факультетов был университет штат Теннесси в г. Ноксвилл (1794 г.). Первым независимым от влияния церкви был Виргинский университет(1819 - учреждение, 1825 - открытие). В большинстве случаев главная роль в организации и финансировании университетов принадлежала не государству, а отдельным организациям и частным лицам.

 

4. История университетского образования в России.

Возникновение университетов России явилось частью общеевропейского процесса распространения университетов под влиянием событий Реформации и Контрреформации. В 1687 г. основана Славяно-греко-латинская академия. Она являлась первым высшим учебным заведением в Москве. В ее организации принимали участие

 как православная церковь, так и государство. Уже в начале XVIII в. академия обладала чертами университета в его европейском понимании. С 1814 г. преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.

Таким образом, славяно-греко-латинская академия находилась у истоков всего высшего образования в России.

В Петербурге первым высшим учебным заведением можно назвать Морскую Академию, основанную в 1715 году. Первым университетом в России явился Санкт-Петербургский университет, основанный по указу Петра Первого в 1724 г. Чтение публичных лекций, как и сам процесс обучения осуществлялся на латинском языке, а это существенно сокращало число потенциальных слушателей и будущих абитуриентов. В 1760 году ректором университета был назначен М.В. Ломоносов, который провел ряд мер, направленных на повышение его престижа.

Московский университет - первый русский классический университет был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 25 января 1755 г.  Он основывался на европейских традициях, что обеспечило ему долговременное существование. Главной целью его создания провозглашались государственные интересы, образование за счет государства для государственных потребностей. В этом заключается главное отличие высшего образования в России от западноевропейского.

В 1804 году был принят Устав Московского университета.

Предоставлялась широкую автономию, что проявлялось в ежегодном избрании ректора из ординарных профессоров. На всех членов университета распространялось право внутреннего суда. Согласно данному уставу Совет университета, состоявший из ординарных профессоров и возглавлявшийся ректором, являлся высшим органом управления.

При Александре I (1801-1825) сеть российских университетов начала расширяться. Были учреждены:

Дерптский (Юрьевский - 1802);

 Казанский (1804);

Харьковский (1804);

 Петербургский (1819) университеты.

В отличие от западных, российские университеты не имели богословских факультетов (за исключением Дерптского и Варшавского). Сохранилось разделение на три факультета: философский,

медицинский, юридический. Первый оставался общим для всех поступающих.В течение трех лет обучения студенты должны были пройти нравственную философию, логику, метафизику, естественную историю, математику, физику, физическую географию, всемирную и отечественную историю, филологические науки, эстетику.

 Лишь после окончания этого факультета студенты могли специализироваться по двум другим.

После восстания декабристов в 1825 г. и ряда революций вЕвропе правительство Николая Первого (1825-1855) обрушилось на университеты рядом репрессий. В 1835 году вступает в действие Общий устав Императорских Российских университетов, который:

1. Значительно сократил власть ректора и компетенции Совета университета, хотя ректор избирался.

2. Устав ограничивал автономию университета путем увеличения прав попечителя учебного округа, превращавшегося в его начальника, и уничтожения университетского суда.

3. Университетское образование было направлено на обеспечение интересов государства и удовлетворение государственных нужд.

4. Профессорам было предписано представлять на письменный просмотр конспекты своих лекций.

5. Для студентов, чтобы осуществлять за ними надзор вне стен университета, была введена форма.

Устав распространил свое действие на Санкт-Петербургский, Московский, Харьковский и Казанский университеты.

18 июня 1863 года Александром Вторым (1855 – 1881) был издан новый Устав, возвративший университетам автономию. В период правления Александра Второго были открыты Новороссийский университет в Одессе (1864 г.) и Варшавский университет (1869 г.).

 В российские университеты принимались без испытания лица, окончившие гимназию (с 1902 г. на некоторые факультеты можно было поступить и после реального училища).

Обучение было рассчитано на 4 года, на медицинском факультете - на пять лет. Детей дворянства, духовенства и буржуазии в университетах было около 60%.

В связи с восстание 1863 г. был пересмотрен Устав. Поводом к пересмотру университетского устава 1863 г. послужили студенческие волнения. Общий устав российских императорских университетов с 1884/1885 учебного года был подписан 23 августа 1884 г.

1. Утверждалась строгая управленческая централизация, которая ликвидировала остатки автономии университета.

2. Общий устав весьма ограничивал в своих правах ректора и Совет университета.

3.  В университеты принимали только окончивших гимназии, с 17 лет и неженатых.

4. С каждого студента и постороннего слушателя взималось по 5 руб. за каждое полугодие в пользу университета.

5. Для студентов снова устанавливалась форменная одежда, ношение которой было обязательным на только на занятиях, но и вне стен университета.

6. Университеты сохранили за собой право быть всесословными учебными заведениями.

Таким образом, положение и роль университетов в российском обществе определялись государственными потребностями и общественно-политической ситуацией в стране.

Развитие российских университетов в XIX -начале ХХ в. происходило в сторону сближения с обликом «классического» или «гумбольдтовского» университета. Главный принцип В. фон Гумбольдта - соединение преподавания и научного поиска, создание исследовательского университета.

В последнее десятилетие XIX – начале ХХ века в Российском империи начинается настоящий «образовательный бум», в ходе которого социальный запрос на образование стал приобретать общенародный характер. В 1897/98 уч. г. численность студентов высших учебных заведений России составляла 31,5 тыс., то к 1917 г. она достигла 135 тыс. Таким образом, за 20 лет она возросла в 3,5 - 4 раза.

К 1914 г. профессорско-преподавательский корпус российской высшей школы насчитывал около 5000 чел.

В 1917 года в империи действовало всего 11 университетов, 65 государственных вузов и около 60 частных курсов – учебных заведений, дающих высшее образование.

 

 

5. Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период).

Университетское образование в нашей стране насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю. В 1579 году в Вильно великим полководцем Стефаном Баторием был основан иезуитский коллегиум, получивший статус «академии и университета».Это учебное заведение в последующем имело различные названия: в 1781 году это учебное заведение превращено в светское — Главную школу ВКЛ.; в 1796 г. Главная школа ВКЛ преобразована в Главную Виленскую школу. Первоначально в коллегиуме (академии) действовало два (факультета): философский и теологический. В академии обучалось 200 человек. К концу XVI века в академии насчитывалось до 800 воспитанников и около 85 преподавателей. Преподавание на латыни, а с 1781 г. – на польском языке.

  Таким образом, Главная школа ВКЛ стала высшей ступенью новой системы образования и главным научным центром Княжества.

По указу императора Александра I в апреле 1803 года Главная Виленская школа была преобразована в ИМПЕРСКИЙ ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, который являлся крупнейшим научным и культурно-образовательным центром в России.

Университет имел четыре факультета: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, а также литературы и свободных искусств.

После восстания 1830-1831 гг., в котором значительное участие приняли студенты университета, по решению Николая I, в 1832 г. университет был закрыт (формально – переведен в Киев) и на 89 лет университетская жизнь на территории Беларуси прекратилась.

Единственным высшим учебным заведением на территории Беларуси в 1840-е годы – начале 1860-х годов был Горы-Горецкий земледельческий институт. В разные годы там обучалось от 112 до 222 студентов. Срок обучения составлял четыре года. Выпускники получали специальность агронома. За участие студентов и преподавателей в восстании 1863-1864 гг. занятия в институте были прекращены. В 1864 г. он был переведен в Петербург. Свою деятельность Горы-Горецкий институт возобновит только в 1919 г. Позднее он станет основой для создания Белорусской сельскохозяйственной академии.

Таким образом, на протяжении XIX в. российская самодержавная власть всячески препятствовала распространению высшего образования «на западных окраинах» империи, к числу которых относились и белорусские земли.

 Победа Октябрьской революции и образование в дальнейшем БССР впервые дало возможность не только полностью ликвидировать неграмотность и малограмотность, но и открыть в республике десятки высших учебных заведений.

Уже в 1918-1919 гг. Витебский, Могилевский, Минский, Гомельский учительские институты были преобразованы в педагогические институты. В 1919 г. вновь возобновил свою работу Горецкий земледельческий институт.

Весьма важным событием в жизни республики стало открытие БГУ 11 июля 1921 г. в составе трех факультетах: медицинского, факультета общественных наук, рабфака.Первым ректором был ПИЧЕТА В. И.

Университет в условиях глобализации.

  В самом общем виде глобализация предстает как процесс формирования единства человечества в рамках целостного мира.

В нем беспрепятственно перемещаются капиталы, товары услуги, свободно распространяются и свободно передвигаются их носители.

Таким образом, глобализация - это общемировой процесс.

Она оказывает влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая и высшее образование. До глобализации, в период первой «академической революции» (19 в. интеграция образования и науки) университеты способствовали образованию, распространению и передаче знаний).

Глобализация несет с собой так называемую вторую «академическую революцию». Суть ее в установлении всесторонней и органической взаимосвязи

 высшей школы,

                   науки

                                 и рынка.

Преподавание становится образовательной услугой.

Университеты должны содействовать научно-техническому прогрессу, повышение уровня и качества жизни.

2. Знания и навыки, получаемые студентами, должны соответствовать потребностям изменяющегося глобального рынка труда.

Поэтому особую значимость в университетской системе образования должно отводится:

- информационным технологиям;

- развитию экономических знаний;

- повышению качества образования;

- увеличению финансирования;

- расширению и повышению качества НИР за счет участия студентов и преподавателей;

- участию в международном процессе обмена знаниями;

- обучению иностранных студентов и своих студентов в зарубежных вузах-партнерах.

3. Одним из факторов глобализации образования выступает английский язык, который является универсальным языком общения в современном мире.

4. Начинает развитие транснационального образования, создание транснациональных университетов.

Под транснациональным, или трансграничным следует понимать образование при осуществлении которого обучаемые находятся не в той стране, где расположен вуз, присваивающий квалификацию. Транснациональное образование способствует увеличению экспорта образовательных услуг.

5. Еще одним аспектом воздействия глобализации на высшее образование является создание кластеров, т. е. устанавливается взаимосвязь учреждения высшего образования с отраслью на основе сотрудничества, партнерства.

6.Влияние глобализации на высшее образование заключается в усилении междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке студентов.

Междисциплинарный - совмещающий две и более дисциплины, области обучения или профессии, а также пытающийся объединить их в новое единое целое.

Необходимо научить учиться.

Образование ММИ: предпосылки, хронология, достижения.

Образование ММИ: предпосылки, хронология, достижения.

1 СЕНТЯБРЯ 1961 г. в соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 10.08.1961 г. № 714 и ПОСТАНОВ­ЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ БЕЛОРУССКОЙ ССР от 22.08.1961 г.
№ 504 в г. Могилеве открылся МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

Он являлся единственнымв республике высшим учебным заведением такого профиля. Открытие ММИ было направлено на удовлетворение потребности страны в высококвалифицированных инженерных - технических кадрах.

Достижения вуза отмечены двумя почетными грамотами Верховного Совета БССР в 1975 г. и 1979 г.

 За успехи в подготовке высококвали­фицированных специалистов для народного хозяйства институт в 1981 г. награжден почетной грамотой Министерства высшего и среднего спе­циального образования БССР; в 1983 г. – почетной грамотой Минвуза СССР и ЦК профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; в 1986 г. за заслуги в подготовке квалифициро­ванных специалистов для народного хозяйства, развитие научных иссле­дований – почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования БССР. За значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для промышленных организаций, научных и учебных заведений Республики Беларусь, образовательное, научно-техническое и социально-культурное развитие Беларуси и России университет награжден в 2013 г. почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь.

За многолетнюю и плодотворную работу по обучению, воспитанию и подготовку высококвалифицированных выпускников, значительный вклад в развитие научных исследований многие преподаватели отмечены правительственными и государственными наградами, отмечены почетными званиями, грамотами.

 На современном этапе деятельность коллектива направлена на сохранение и приумножение славных традиций вуза.

 

 

Ректор

(1961–1969)

 

Родился в 1910 г., с. Ерино Подольского р-на Московской обл. В 1937 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана по специальности «Инженер-механик».

Участник Великой Отечественной войны. С 1947 г. по 1961 г. – директор Могилевского машиностроительного техникума.

 С 1961 г. по 1969 г. – ректор Могилевского машинострои­тельного института.

Обладал хорошими организаторскими способностями, вынес всю тяжесть первых лет становления института.

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I сте­пени, Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в 1941–1945 гг.». Неоднократно награждался грамотами, пре­миями. Отмечен знаком «Отличник Министерства образования».

 

Под его руководством создается первоначальная материальная база начинающего становление высшего учебного заведения.

Происходит реконструкция аудиторий учеб­ного корпуса № 1,

строительство двух общежитий,

организуются факультеты и кафедры,

формируется коллектив преподавателей и сотрудников.

 

В организационно-управленческой структуре института значи­мая роль принад­лежала партийной организации. В октябре 1961 г. в ней состояли на учете 34 коммуниста и 9 кандидатов в члены КПСС. С открытием института в 1961 г. создаются первые факультеты:

- машиностроительный и механический;

- общетехнический вечерний.

В 1962−1963 учебном году в институте уже существуют 3 факультета:

- машиностроительный,

- механи­ческий,

-вечерний общетехнический,

- заочное отделение.

В каждом высшем учебном заведении кафедра является важнейшим структурным подразделением.

 

 В 1961 г. создано 6 кафедр, на которые возлагались задачи по организации и управлению учебным процессом:

«Технологии металлов»,

«Высшая математика»,

«Иностранные языки»,

«Марксизм-ленинизм»,

 «Начертательная геометрия и черче­ние»,

 «Физика и химия».

 

В 1962 г. в институте начали работать такие кафедры, как:

 «Сопротивление материалов»,

«Теоретическая механика»,

«Физика, гидравлика и теплотехника»,

«Физическое воспитание и спорт»,

«Химия».

 

В 1962 г. созданы учебные мастерские.

 

В целях дальнейшего совершенствования учебного процесса в институте начинают создаваться в 1963−1964 учебном году профи­лирующие кафедры:

  «Оборудование и технология сварочного произ­водства»,

«Технология машиностроения, металлорежущие станки и инстру­менты»,

«Строительно-дорожные машины и оборудование»,

«Подъемно-транспортные машины и оборудование».

В 1967 г. происходит реорганизация кафедр общественных наук, в результате которой открываются 3 кафедры:

«История КПСС»,

«Философия и научный коммунизм»,

«Политэкономия».

Важным событием в истории института стало открытие
1 сентября 1967 г. военной кафедры. Она являлась особым подраз­делением в связи с введением военной подготовки для студентов, которые по состоянию здоровья не имели никаких ограничений для службы в вооруженных силах.

По окончании института всем студентам, прошедшим обучение на данной кафедре и военные сборы, присваивалось воинское звание «лейтенант», что свидетельствовало о получении ими среднего специального военного образования. В связи с изменением системы подготовки офицерских кад­ров в высших учебных заведениях военная кафедра в машинострои­тельном институте закрывается с 22.10.1993 г.

Приказом Министерства высшего и среднего специального образования Белорусской ССР от 31 января 1969 г. с 5 февраля 1969 г. ректором Могилевского машиностроительного института назначен
С. М. БЕЛОВ, до этого работавший доцентом кафедры «Тракторы» в Белорусском политехническом институте.

 

БЕЛОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Ректор

(1969–1975)

 

Родился 19 сентября 1925 г., д. Дешовки Козель­ского р-на Калужской обл.

 В 1956 г. окончил Бело­русский политехнический институт. Инженер-меха­ник тракторо­строения. Участник Великой Отечественной войны.
С 1956 г. по 1958 г. – ассистент, с 1958 г. по 1961 г. –
аспирант, с 1962 г. по 1964 г. – старший преподаватель, а с 1964 г.
по 1969 г. – доцент кафедры «Тракторы» Белорусского политех­нического института.

В 1975 г. переведён на должность проректора по учебной работе Белорусского политехнического института. В БПИ С. М. Белов получил ученое звание профессора, ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы БССР». Он является автором более 150 научных работ, изобретений и учебно-методических пособий.

Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «ХХХ лет Советской армии и флота», «20 лет победы над Германией», «50 лет Вооруженных сил СССР», «За доблест­ный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

За время его работы ректором в институте организованы:

 транс­портный (1970),

электромеханический (1970),

 технологический (1969) факультеты.

Приказом Министерства высшего и среднего специального образования БССР от 4.11.1969 г. № 423 органи­зована кафедра «Автоматизация и вычислительная техника».

 В 1971 г. открыта аспи­рантура.

Была начата работа по созданию вычислительного центра,

значительно расширилась спортивная база.

 В 1973 г. на базе технологического факультета ММИ создан Могилевский техно­логический институт.

 

 

Рубеж 60–70-х гг. в развитии института отмечен значительными структурно-организационными преобразованиями. Это свидетельство­вало, что институт прошел период становления, укрепилась его материальная база, существенно вырос педагогический и научный потенциал, что позволило коллективу решать задачи более высокого порядка в подготовке специалистов для народного хозяйства по новым специальностям.

За 10 лет становления и развития института значительно выросли его количественный состав, профессиональный и научный потенциал.
В 1971–1972 учебном году в институте работал
331 преподаватель, из которых 4 являлись докторами технических наук, профессорами и
71 преподаватель имел ученое звание доцента или ученую степень кандидата наук (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 136, с. 37).

12 мая 1975 г. приказом министра высшего и среднего специального образования БССР ректором Могилёвского машино­строительного института назначен В. И. ХОЛЗАКОВ.

 

ХОЛЗАКОВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ

Ректор

(19751987)

 

Родился 22 октября 1924 г. в поселке Вельск Архан­гельской обл. В восемнадцатилетнем возрасте в октябре 1942 г. был призван в Красную армию. После тяжёлого ранения и длительного лечения в апреле 1944 г. был демобилизован.

В 1949 г. окончил Институт стали в Москве по специальности «Металлургия чугуна». Работал в доменном цехе завода «Запорожсталь»
(г. Запорожье) помощником мастера и начальником смены. В 1957 г., окончив аспирантуру при Институте металлургии им. А. Н. Байкова АН СССР, работал младшим научным сотрудником в том же институте.
В 1958 г. переехал в г. Челябинск, где работал старшим научным сотруд­ником доменной лаборатории.

В 1958 г. В. И. Холзакову присуждена учёная степень кандидата технических наук. В 1962 г. он избран на должность доцента кафедры «Технологии металлов» Могилёвского машиностроительного института, а в октябре 1963 г. ВАК СССР ему присвоено учёное звание доцента.

В 1975 г. секретарем партийного комитета института избирается Макаревич Виктор Александрович. Партийная организация направляла работу всего коллектива на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава с целью совершенствования качества подго­товки специалистов.

 

В связи с необходимостью внедрения вычислительной техники в учебный процесс и использования ее при проведении научных исследо­ваний, подготовки инженеров-системотехников по специальности АСУ в 1977 г. создается новая кафедра – «Автоматизированные системы управления».

В 1982 г. на электромеханическом факультете началось обучение инженеров по специальности «Физические методы и приборы контроля качества», в связи с чем в 1984 г. создается еще одна профилирующая кафедра – «Физические методы контроля».

В 1981 г. за достигнутые успехи в подготовке высококва­лифицированных специалистов для народного хозяйства, расширении научных исследований и совершенствовании воспитательной работы Могилевский машиностроительный институт награждается почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образо­вания БССР.

В 1986 г. прекращен прием студентовна вечерний факультет,

а в 1987 г. он закрывается в связи с уменьшением числа студентов (менее 400 человек).

Таким образом, в результате реорганизации по дневной форме обучения подготовка специалистов велась на 4 факультетах:

– автомобильном;

– машиностроительном;

– механическом;

– электромеханическом.

 

В 1986 г. в институте производится первый набор студентов по открывшейся новой специальности «Промышленное и гражданское строительство», а в 1987 г. открывается одноименная кафедра.

В 1982-1983 г. начата реконструкция бывшего следственного изолятора.

В 1986 г. исполнилось 25 лет со дня основания института. Приказом Министерства высшего и среднего специального образо­вания БССР от 17.11.1986 г. № 315-к Могилевский машинострои­тельный институт был награжден почетной грамотой за заслуги в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйст­ва, развитие научных исследований.

 

Р ектор

                 (19871998)

Родился 8 июня 1939 г., г. Оренбург. В 1962 г. окончил Куйбышевский индустриальный институт
им. В. В. Куйбышева. Инженер-механик.

 

С 1970 г. по 1987 г. − доцент, заведующий кафедрой «Металлоре­жущие станки и инструменты» Могилевского машиностроительного института. С 1987 г. по 1998 г. − ректор Могилевского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.166 с.)