Государство / Законы / природоохранные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство / Законы / природоохранные организации



охраняют окружающую среду: следят за чистотой воды и воз­духа, не разрешают / запрещают:

вырубать деревья

применять яды в сельском хозяйстве / вредные вещества в производстве  охотиться на редких животных.

Для сохранения природы / окружающей среды нужно: ограничить число (автомобилей, вредных производств) обеспечить работу фильтров и очистных сооружений перейти на безотходное производство внедрять безотходные и энергосберегаюие технологии

использовать альтернативные источники энергии — вет­ряные двигатели и электростанции, солнечные батареи.

Лексические упражнения

1. Используя список, вставьте нужное слово вместо точек.

Окружающая... это важнейшее условие выживания человече­ства. Автомобили и заводы... окружающую среду. Природа... вредному воздействию деятельности человека. Очень опасны радиоактивные... производства. В нашей стране запрещено... на редких животных.

2 Ответьте на вопросы.

Что загрязняет окружающую среду? Можно ли уже сейчас перейти на безотходное производство? Какие вы знаете аль­тернативные источники энергии? На каких животных запре­щена охота?

3. Представьте, что вы составляете программу для группы защитников природы вашего региона. Какие пункты вы туда впишете? (Используйте список.)

4. Продолжите реплики диалога, используя список:

 

— Мне кажется, окружающая среда в нашем городе просто
в катастрофическом положении. Воздух...

— Ты прав. Но это все результат развития цивилизации. Мы
не можем жить без электричества, автомобилей, заводов.

— Но ведь есть...

— Мне кажется, важнее сохранение животных и лесов...

— Да. В общем, все согласны, что необходимо...

—   3. «Терроризм»

Составьте предложения с данными словами

 Террористические акты

1. террористы; Захват, угон; захватывать / захватить; жилой дом, больница, банк; угонять / угнать;  самолет, автобус; требовать / потребовать;  выдвигать / выдвинуть; требования; предоставить самолет; предоставить возможность покинуть страну, освободить (из тюрем).

2. заложник, был захвачен, больные, медперсонал, стюардессы, экипаж

3. сотрудники милиции, вести переговоры, ОМОН; окружить, освобождать / освободить, заложник.

Убийства

1. террорист, убивать / убить, киллер, ранить, смертельно, снайпер.

2. жертва, подвергаться / подвергнуться, нападение, общественные деятели, журналист, банкир, политические деятели,  президент.

3. охрана, защищать/защитить, шеф, охранник.

Взрывы

террорист-камикадзе, смертник, подкладывать /подложить, бомба, взрывное устройство, пострадать от взрыва, быть раненым, погибнуть.

Похищения людей

боевики, пленные, взять в плен, держать в плену, назначить выкуп, требовать выкуп

Коллокации

Для начального этапа

1. Какие словосочетания, которые надо запомнить, вы нашли в рас­сказе «Мой день»? Выпишите подчеркнутые словосочетания.

Я встаю в семь часов, умываюсь, принимаю душ. После душа я обычно делаю прическу: привожу в порядок волосы. Потом завтракаю и еду в университет. После занятий обедаю, делаю домашние задания, навожу порядок в комнате. Я при нимаю ванну и ложусь спать в одиннадцать часов  вечера.  

2. Вставьте вместо точек нужные слова.

Утром я... душ, а вечером... ванну. Каждое утро я … мою бороду. Я... порядок в комнате, когда прихожу из университета. Я... прическу каждое утро.

Для продвинутого этапа

1.    Выпишите из текста сочетания со словом визит.

Президент прибудет в нашу страну с визитом в конце месяца. В страну прибыл с визитом министр иностранных дел. Посол нанес визит министру. Премьер-министр посетит страну с ответным визитом. Визит продолжался три дня и прошел в теплой обстановке. Вчера завершился визит в нашу страну ге­нерального секретаря ООН.

2. Представьте, что вам известен факт «А побывал у Б». Как вы можете это выразить, если А— президенту Б— премьер-министр. Сколько способов вы можете предложить?

3. Выпишите из текста словосочетания со словами встреча и прием.

Встреча глав государств прошла в торжественной обстановке. Во дворце состоялся прием в честь высокого гостя. Прием прошел в дружеской атмосфере.

4.    Вставьте вместо точек нужное слово.

Вчера в страну... с визитом министр иностранных дел. Он.. визит президенту страны. Встреча... в деловой атмосфере.

5. Какой может быть атмосфера, а какой — обстановка. Выпишите словосочетания с этими словами из предыдущих упражнений и из словаря.

6. Используя словосочетания со словами атмосфера   выразите следующие мысли:

На встрече все были доброжелательны. Переговоры прошли торжественно. Атмосфера встречи была приятной.

7.    Выпишите из предложений и сравните глаголы, которые сочетаются со словами беседа, переговоры.

Стороны провели переговоры. Переговоры прошли в дру­жественной обстановке. Состоялись переговоры между противоборствующими сторонами. Вчера состоялась бесе­да между послом и министром. Беседа прошла в атмосфе­ре сотрудничества. В течение трех часов велась беседа по проблемам сотрудничества. В беседу включился и прези­дент страны.

8.    Вставьте вместо точек нужные глаголы.

В страну... с визитом министр иностранных дел.... встреча с президентом страны. Затем... переговоры по вопросам сотруд­ничества. Переговоры... в деловой обстановке.

9.    Представьте, что вы должны подготовить официальное сообщение о визите министра иностранных дел. Вам дали следующую информацию:

10. 12...., 10.00 — прибыл в столицу, 13.00 — встреча с пре­зидентом, 16.00 — переговоры о сотрудничестве.

Выполните это ответственное задание!

11.  Выпишите словосочетания со словами пост, должность и от­
ставка.

Вчера вступил в должность президент страны. На этот пост был избран известный политик. Этот пост занял Н. С конца прошлого года пост занимает Н. В результате скандала ми­нистр финансов лишился своего поста. Министр был снят со своей должности. Н. был снят со своего поста. Политик ушел с поста госсекретаря. На должность министра финансов был назначен Н. На пост министра обороны была назначена жен­щина. Министр ушел в отставку. Кабинет министров подал в отставку в полном составе. Президент отправил в отставку министра.

12.  Какие словосочетания со словами пост, должность и отставка

обозначают:

Работать министром. Начать работать министром. Перестать работать министром.

13. Расскажите о политической жизни страны- кто какие посты занимает, какие проходят визиты.

8. Неопределенные местоимения и наречия

/. Сравните пары предложений. Что нового появляется в каждом втором предложении? Составьте списки слов, дающих неопреде­ленные сведения (неопределенных местоимений и наречий) и уточните, когда эти сведения относятся к лицу, когда к пред­мету, месту и т.п.

Образец: где-то — неопределенное место.

.1. Я где-то оставил свой блокнот. — Ты его забыл в столо­вой.

2. Не носи с собой пропуск. А то где-нибудь потеряешь. —
Да, я могу его потерять в библиотеке.

3. Меня кое-кто просил спеть. — Мы знаем, тебя просил
Кирилл.

4. Принеси мне что-нибудь поесть. — Ты хочешь, чтобы я
принес бутерброды? •

5. Я что-то пропустил. — Ты пропустил одну строчку в стихотворении.

6. Я помню, здесь продавались какие-то книги. — Здесь продавались книги по искусству.

Комментарий 1. Неопределенные местоимения и наречия позволяют говорить о чем-либо, не называя его. К неопределен­ным относятся сложные местоимения с частицами кое- (кое-кто), -то (когда-то), -нибудь (куда-нибудь), -либо (что-либо), а также некто, нечто (не склоняют­ся) и один (один студент мне сказал).

 

Задания

1. Скажите, знает ли говорящий тех лиц или те предметы, которые он называет при помощи местоимении с частицей кое-.

Я тебе принес кое-что вкусненькое. Меня кое-кто просил отложить зачет. Я сейчас кое-куда схожу, а затем вернусь.

2.    В каких случаях кое- употребляется потому, что говорящий не хочет говорить открыто, а в каких — потому, что трудно назвать всех?

1. Извините, я хочу кое с кем поговорить без свидетелей.

2. Кое-где во дворе блестели лужи.

3. Он кое-где припрятал свои деньги, не буду открывать его
секрет.

4. Кое-кто из студентов намерен после окончания университета заняться научной работой.

5. Я кое-что купил тебе в подарок.

6. Я мог бы вам кое-что рассказать, но сейчас нет времени.

3.    Употребите неопределенные местоимения с частицей кое- для
описания следующих ситуаций.

1. Вы принесли подарок и не хотите пока его раскрывать.

2. Везде растаял снег, но в некоторых местах он еще лежит.

3. Вы не хотите называть того, кто вам рассказал новость.

4. Есть студенты, которые не сдали работы, но вы не хотите их называть.

4.    Определите, знает ли говорящий лицо, предмет или место, о котором он говорит, употребляя местоимение с частицей то.

1. За дверью кто-то постучал и напугал меня.

2. Мама сказала, что мне кто-то звонил.

3. Я где-то оставил свои очки и никак не найду их.

4. Мне надо что-то сделать, но я не могу вспомнить что.

5.    Выберите нужное местоимение из скобок.

1. Я хочу тебе (кое-что, что-то сказать), отойдем.

2. Он мне хотел (кое-что, что-то) сказать, но не успел, и я не знаю, что он имел в виду.

3. Я знаю, что (кое-кто, кто-то) недоволен моими оценками, но я не знаю этих студентов.

4. 4. Я недавно (кое с кем, с кем-то) разговаривал, и он мне рассказал много интересного.

6.    Сравните предложения с частицами -то и -нибудь. В каких из них речь идет о выборе, который еще не сделан?

1. Он что-то поел. — Он хочет что-нибудь поесть.

2. Тебе кто-то принес конспекты, вот они лежат. — Я уверен, кто-нибудь даст тебе свои конспекты.

3. Я где-то оставил свой блокнот. — Брось где-нибудь плащ и садись к столу.

7.    Представьте, что говорящий еще не сделал своего выбора, и замените подчеркнутые слова неопределенными местоимениями.

1. Дай мне попить соку.

2. Мы поедем на пляж купаться.

3. Пусть Иван мне поможет донести книги.

4. Думаю, Анна сейчас танцует, с Петром.

8.    Вставьте вместо точек правильное неопределенное местоимение.

1. Дай мне (какую)... книгу. Я хочу немного отдохнуть.

2. Я (где)... оставил свои очки.

3. Надо с (кем)... обсудить работу, например, с коллегой.

4. Пусть (кто)... закроет дверь — дует.

 

9. Ваши планы на лето еще не определились? Все равно расскажите о них, а вместо конкретных мест и имен используйте неопределенные местоимения.

10.Сравните фразы. Те, в которых употреблены местоимения с частицей -то, имеют оттенок большей уверенности. Как вы думаете, почему?

Где Иван? — Наверно, где-то гуляет. Где Вася? — Где-нибудь гуляет?

11. В какой фразе речь идет об одном месте, а в каких о разных?

Каждое лето они куда-то уезжали. — Каждое лето они куда-нибудь уезжали.

Комментарий 2. В некоторых контекстах могут употребляться и местоимения с частицами -то и -нибудь. При выражении предположения местоимения с -нибудь выражают большую уверенность, так как в них говорится об уже сделанном выборе: Он куда-то ушел, ср. Он куда-ни­будь ушел, т.е. неизвестно, сделан ли этот выбор.

При выражении повторяющихся действий местоимение с -то означает, что выбор сделан, имеется одно определенное (но не­известное) место и т.п.: Он всегда куда-то прятался.

12. Обратите внимание на переносные значения неопределенных местоимений. Выпишите их.

Образец: какой-то — не заслуживающий уважения.

1. И это мне, начальнику, говорит какой-то мальчишка!

2. Он сварил какую-то несъедобную вещь.

3. Вы кое-как, неаккуратно выполнили свою работу.

4. Он кое-как справился с работой.

5. Сделай это как-нибудь, и мы уйдем.

Комментарий 3. Местоимения кое-как и как-нибудь имеют значение «не очень хорошо, без особого старания».

6. Как-то вечером мы встретили знакомых.

7. Я как-то встречался с ним.

8. Приходите к нам как-нибудь.

Комментарий 4. Как-то и как-нибудь может иметь и значение времени. При этом они отличаются от местоимений когда-то и когда-нибудь тем, что обозначают более близкое время.

9. Частицы (даже, же. ведь, п. -то)

Частица даже ставится тогда, когда не ожидали, что сказан­ное относится и к этому человеку (или предмету, месту, дей­ствию и т.п.). Ср. Пришли все, даже самый ленивый (не ожидали, что придет ленивый). То, что так будет, казалось меньше всего вероятным по сравнению с другими.

1. Почему в этих предложениях стоит даже?

1. Даже в самых темных местах уже растаял снег. Он не знает даже таблицу умножения.

2. Она не играла в куклы даже в детстве

3. Его не любили даже родные.

2.    В каком месте предложения стоит частица даже (проанализируйте эти предложения и предложения из упражнения 1).

1. Мы боялись, что не дойдем, но дошли и даже не устали.

2. Мы даже не заметили, как доехали до города.

3. Вы хорошо выглядите, даже очень хорошо.

4. Зимой в Мурманске темно даже днем.

Комментарий 1. Частица даже всегда стоит перед тем словом или словосочетанием, к которому относится по смыслу.

3.    В каких предложениях можно поставить даже, а в каких нет и
почему?

1. Ошиблись все, и хорошие ученики.

2. За контрольную работу плохую оценку получил самый
слабый ученик.

3. Я устаю после тяжелой работы.

4. Он устает от легкой работы.

4.    Вставьте даже в следующие предложения:

1. Она не решила первой задачи, такой простой.

2. На этот вопрос ответили все, ответил самый слабый ученик

3. Мама, Саша, Петя, который никогда ко мне не приходит, пришли ко мне в гости.

4. Я работал над сочинением всю неделю, и в воскресенье.

5.    Придумайте предложения, которые бы соответствовали предложенным моделям:

1. Хорошо... все, даже

2.... даже в самых... местах.

3. Мы... все время, даже.

4. Мы боялись, что, но даже не...

5. Образец: Хорошо отвечали все, даже слабые ученики.

Частицы же, ведь

1. В каких предложениях частица же используется для передачи смысла а) «это очевидно, несомненно», б) «я очень прошу, наста­иваю», в) «я очень хочу знать ответ на вопрос», г) «я сообщаю причину»?

1. Мы же друзья, это все знают!

2. Выйдете же из комнаты, вы мне очень мешаете.

3. Куда же я положил свои очки?

4. Давайте отдохнем, мы же устали.

Комментарий 2. Частица же во всех значениях сохраняет свойство сообщаемое должно быть уже известно. Поэтому же в значении «причина» ставится тогда, когда причи­ной оказалось что-то известное, например: Гулять не пойдешь, ты же кашляешь (собеседник знает, что он кашляет).

3.    В каких предложениях частица ведь имеет значение а) причины,
б) «согласитесь со сказанным»?

1. Жаль, что мы так ссоримся! Мы ведь друзья.

2. Ты, может, не знаешь, а ведь мы друзья.

3. Ты злишься, а ты ведь сам виноват.

Комментарий 3. Если вам надо сообщить причину вашей просьбы или вопроса, вы не можете употребить союз потому что Тут вы обязаны употребить частицы. Где ключ? Мы же опаздываем. Открой дверь, здесь же душно. Пой­дем, ведь уже поздно.

4.    Проанализируйте данные и приведенные выше предложения с частицами же и ведь. Определите их место в предложении. Можно ли сказать, что же стоит после а) после первого существительного, б) после первого слова (кроме служебных) в предложении;

ведь стоит а) в любом месте, б) перед сообщением или внут­ри него (после первого слова).

1. Почему бы и не отдохнуть, работали же мы хорошо.

2. Хотите искупаться, погода ведь жаркая.

2. Я ведь тебя предупреждал.

Комментарий 4. Частица же стоит после первого слова предложения (кроме некоторых случаев в разговорной речи), час­тица ведь кроме этой позиции может стоять еще и пе­ред предложением. Частица же более настоятельная, хотя и вполне литературная. Частица ведь более веж­ливая, ср Я же тебя просил (выражается возмуще­ние), Я ведь тебя просил (выражается только сожа­ление).

5. Вставьте частицы же или ведь (где можно, сделайте два пред­ложения с каждой из частиц).

1. Мы опаздываем!

2. А часы остановились.

3. Открой скорее!

4. Отдохните, вы устали..

5. Темно, сейчас вечер.

6. Отпусти руку, больно.

Частицы -то и -то... и

1. В каких предложениях частица -то имеет значение а) неожи­данное сообщение, б) «уступка» (=хотя), в) причина.

1. А Иван-то женился!

2. Работаем-то мы много, а вот зарабатываем неважно.

3. Сядь тут — от окна-то дует!

Комментарий 5. Во всех употреблениях частица -то отмечает тему сообщения, которая выделена по сравнению с обычны­ми случаями. Так, когда сообщается о чем-то новом, неожиданным оказывается и обращение к теме, по­этому она выделяется. При выражении значения ус­тупки тема выделяется потому, что она противопос­тавляется другой теме, о которой говорят другое. Наконец, при выражении значения причины она связывается с неизвестной ранее темой, которую тоже надо выделить: в третьем предложении причина ока­залась связана с окном (если тема известна, то час­тицу -то употребить нельзя).

2.    В следующем предложении слово должно стать и темой (последнее упоминаемое), и ремой (сообщается именно о нем). Какие частицы при этом ставятся?

Мы обсуждали, где провести день. Мы предложили: на Мос­кву-реку. На реку-то и решили поехать в конце концов.

Комментарий 6. Если слово должно стать и темой, и ремой одновре­менно, то оно отмечается частицей -то (иногда вот), а перед сказуемым (которое потеряло свои свойства ремы) ставится частица и: Надо было помочь родите­лям. К ним-то мы и пошли.

3.    Поставьте нужные частицы в подчеркнутых предложениях.

1. Мы хотели провести вечер русской поэзии. Но кому его посвятить? Самый русский из всех поэтов — Пушкин, с этим согласились все студенты. Пушкину посвятили этот вечер.

2. Кто поможет, кто посоветует в трудную минуту лучше, чем преподаватель русского языка? К преподава телю я отправился, когда возникли сложности с рефератом.

3. Мы долго определяли, куда поехать на каникулы. Большинство хотело на море. Туда мы в конце концов поеха ли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.254 (0.072 с.)