Система падежей: основные значения и конструкции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система падежей: основные значения и конструкции



Грамматика

Блок 1. Ключевые вопросы русской морфологии

Существительные, прилагательные и определительные местоимения в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. В русском языке три рода: мужской род, женский род и средний; два числа: единственное число и множественное число; шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чем?).

 

Упражнение 1. Распределите данные существительные на три группы по родам.

Газета, письмо, книга, мыло, стена, окно, аудитория, институт, магазин, предложение, подлежащее, сказуемое, слово, мел, семья, внук, внучка, дядя, тетя, женщина, мужчина, дедушка, бабушка, фабрика, солнце, полотенце, ручка, карандаш, учебник, паспорт, документ, машина, автобус, колесо, завод, муж, жена, дочь, год, неделя, март, пятница, воскресенье, понедельник, среда, четверг, стадион, спортсмен, здание, суббота, пол, шкаф, сад, место, мост, почта, бассейн, библиотека, фирма, крыло, сувенир, телевизор, экзамен, студентка, компьютер, работа, пианино, улица, собака, дача, телефон, урок, город, офис, школа, песня, ошибка, кинотеатр, машина, сувенир, лето, зима, друг, подруга, продавец, плащ, зеркало, магнитофон.

 

Упражнение 2. Запомните род некоторых существительных с на конце.

Мужской род: словарь, гость, фонарь, портфель, путь, рубль, конь, январь, февраль, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, календарь, картофель, гель, дождь, день, тюлень, король, шампунь.

Женский род: бандероль, тетрадь, площадь, ладонь, вещь, лошадь, любовь, кровь, дверь, речь, кровать, фасоль, вермишель, молодежь, цель, ночь, помощь, жизнь, осень, мебель, моль, мышь, акварель, брошь, пастель.

Существительные с суффиксом -тель относятся к мужскому роду:  учитель, преподаватель, руководитель, заместитель, воспитатель, строитель, зритель, житель, писатель, покупатель, приятель, выключатель, председатель, указатель, смеситель и др.

Существительные с суффиксом - ость относятся к женскому роду: новость, радость, верность, жидкость, опасность, скорость, специальность, возможность, часть, особенность, способность, честность, необходимость, потребность, аккуратность, чуткость, плоскость и др.

Существительные на относятся к мужскому роду: музей, край, сарай, май, самурай, трамвай, рабочий и др.

 

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, заменяя существительные личными местоимениями он, она, оно.

О б р а з е ц: Где стоит шкаф? – Он стоит здесь (там, слева, справа, рядом, далеко, недалеко, близко, вверху, внизу)

Где висит плащ? Где эта улица? Где дом? Где находится деканат? Где сидитдруг? Где лежит мыло? Где стоит диван? Где едет автобус? Где лежит словарь? Где идет мужчина? Где стоит женщина? Где находится телефон? Где остановился трамвай? Где висит картина? Где летит самолет? Где течет река? Где лежит сумка? Где стоит памятник? Где бежит мальчик? Где ручка?

Упражнение 4. Вставьте подходящие существительные.

Это журналист или …? Он студент, а она …? Это преподаватель, а это …. Ваш сын студент или …? Ты знаешь, что он писатель? Она тоже …. Вот мой друг, а это …. Ваша мать врач или …? Вы уверены, что он школьник, а она …? Это имя, а это …. Это чемпион, а вот ….

Упражнение 5. Ответьте на вопросы, используя местоимения мой – моя – моё; твой – твоя, твоё; наш – наша – наше; ваш – ваша – ваше.

Чей это портфель? Чья книга? Чья ручка? Чей паспорт? Чей билет? Чья одежда? Чья кровать? Чей ребенок? Чьё письмо? Чьё место? Чья машина? Чей ключ? Чья тетрадь? Чья фотография? Чей носок? Чья шапка? Чьё полотенце? Чей документ? Чья посуда? Чей учебник? Чей это зонтик? Чья это записка? Чьё тут имя? Чья подпись?

Упражнение 6. Прочитайте текст. Опишите одну из своих фотографий.

- Чья это фотография? – Это моя фотография. – А это кто? – это наша семья. Вот мой отец, а это моя мать. Рядом сидит наша бабушка, а это наш дедушка. Слева моя сестра и мой брат. Это я, а рядом наш кот.

Упражнение 7. Составьте с данными словами предложения по образцу.

О б р а з е ц: Ежедневник – Это мой ежедневник. Фамилия – Это моя фамилия. Яблоко – Это моё яблоко.

Калькулятор. Карандаш. Внук. Внучка. Журнал. Школа. Собака. Адрес. Словарь. Фотоаппарат. Масло. Мыло. Кольцо. Дядя. Тетя. Бабушка. Хлеб. Вилка. Тарелка. Словарь. Машина.

Упражнение 8. Закончите предложения.

1. Мой дядя – хирург. Моя тетя тоже …. 2. Наталия Петровна – профессор. Ольга Павловна тоже …. 3. Вот мой кот, а это моя …. 4. Моя сын – фигурист и моя дочь тоже …. 5. Мой коллега – переводчик, моя коллега тоже …. 6. Моя сестра – учительница. Твой брат тоже …. 7. Вот мой друг и моя ….

Упражнение 9. Определите род заимствованных существительных. Помните, что неодушевленные существительные, как правило, относятся к среднему роду. Допишите окончания прилагательных.

Быстр… метро, горяч… какао, зимн… пальто, стар… пианино, юн… леди, умн… шимпанзе, яблочн… пюре, овощн… рагу, широк… шоссе, интересн… кино, шотландск… виски, спел … манго, коротк… интервью, маленьк… пони, разнообразн… меню, модн… пальто, зелен… авокадо, нов… жалюзи, красив… кашпо.

 

Упражнение 10. Ответьте на вопросы по образцу. Не забывайте, что местоимения его, её, их не изменяются по родам.

О б р а з е ц: Это ваш пиджак? – Нет, это не мой пиджак, а его (ее, их).

Это ваша дочь? Это ваша справка? Это ваш зонт? Это наш журнал? Это твоё пианино? Это твоя лошадь? Это ваш автомобиль? Это ваш ребенок? Это твой ботинок? Это наш учитель? Это твой врач? Это твой адрес? Это твоя комната? Это ваша вещь? Это ваш плеер? Это твой друг? Это твоё полотенце?

Упражнение 11. Назовите форму единственного числа существительных.

Телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, кабинеты, инженеры, ветры, годы, театры, храмы, аквариумы, спортсмены, чемпионы, туристы, месяцы, столы, карандаши, автобусы, шкафы, торты, лифты, аэропорты, часы, пакеты, футболисты.

Квартиры, стены, буквы, лампы, сестры, гостиницы, школы, звезды, женщины, минуты, секунды, телеграммы, газеты, горы. 

Уроки, мальчики, парки, сапоги, рубли, волки, зубы, орехи, враги, звуки, шаги, сапоги, круги, утюги, переводчики, пальчики.

Выставки, туфли, копейки, ноги, руки, булки, бутылки, вилки, тарелки, точки, подушки, бумаги, сумки, майки, дороги, фабрики, картинки, реки.

Товарищи, карандаши, ножи, ключи, врачи, мячи, этажи, плащи, лучи, овощи, ночи, мыши, стеллажи, кирпичи, свечи, вещи.

Словари, тетради, преподаватели, календари, двери, площади, брови, кони, лошади, дожди, очереди, корабли, рубли, читатели, жители, приятели, роли, мысли, ткани, дни.

Недели, деревни, семьи, тети, дяди, капли, земли, статьи, песни, идеи, фамилии, армии, теории, профессии, организации, традиции, лекции.

Письма, слова, окна, числа, кресла, моря, платья, здания, упражнения, предложения, задания, облака, зеркала, кольца, заявления, впечатления, объявления, растения, значения, мнения, общежития, занятия, поля.

Дома, леса, берега, города, вечера, профессора, номера, голоса, поезда, глаза, учителя, доктора, сторожа, повара.

Упражнение 12. Образуйте форму множественного числа по моделям.

Волос – волосы, сюрприз, студент, трактор, сад, портрет, милиционер, актер, пульт, машинист, чемодан, кот, баран, куст, слон, вокзал, ответ.

Флаг – флаги, предлог, рисунок, подарок, диск, хомяк, лак, старик, платок.

Газета – газеты, птица, рыба, карта, граница, сковорода, страна, больница, война, кассета, дискета, лопата, борода.

Лодка – лодки, библиотека, ошибка, кошка, матрешка, бабушка, подушка, пятерка, полка, этажерка, стойка, двойка, терка.

Этаж – этажи, нож, карандаш, ключ, москвич, луч, товарищ, ночь, вещь, мышь, мелочь, врач, грач.

Музей – музей, самурай, случай, трамвай, урожай.

Корабль – корабли, площадь, ладонь, бровь, рубль, шампунь, преподаватель, водитель, спектакль, ноль, болезнь, степь, зверь.

Тетя – тети, фамилия, линия, аудитория, песня, кухня, лекция, партия, сотня, станция, теория, история, компания.

Окно – окна, место, лицо, государство, облако, слово, чувство, зеркало, дело, письмо, пятно, колесо, стекло, желание, событие, платье, сообщение, собрание, растение, здание, мнение, окончание.

Глаз – глаза, адрес, город, лес, дом, берег, голос, вечер, поезд, номер, доктор, директор, учитель.  

Упражнение 13. Образуйте форму множественного числа от данных существительных.

Тысяча, минута, километр, сигара, сестра, дама, женщина, число, яйцо, урок, забор, завод, фабрика, зуб, сердце, облако, самолет, кресло, птица, жираф, лиса, дождь, бригада, пол, стол, полка, матрешка, ведро, пакет, море, город, деревня, миллион, сотня, дорога, лекция, аудитория, шаг, холодильник, спутник, подруга, шутка, лопата, ручка, ступенька, этаж, вечер, сапог, утюг, кастрюля, вилка, нож.

Мать, дочь, брат, друг, лист, дерево, стул, цветок, ребенок, человек, муж, жених, невеста, нога, рука, шапка, туфля, свеча.

 

Упражнение 14. Укажите среди данных существительных такие, которые употребляются только в форме множественного числа.

Очки, деньги, дела, духи, переговоры, встречи, минуты, весы, сутки, литры, метры, такси, брюки, джинсы, танцы, клубы, стулья, игры, волосы, лыжи, штаны, аудитории, зимы, ножницы, вещи, котлеты, рыбы, грибы, медведи, пирожки, шторы, ковры, зайцы, карты, бананы, шпроты, мультфильмы, компьютеры, трусы, галстуки.

 

Упражнение 15. Замените формы единственного числа на формы множественного числа по образцу.

О б р а з е ц: (Дом) Это чей дом? – Это мой дом. А это чьи дома? – Это наши дома.

 Друг, враг, компьютер, учитель, книга, автомобиль, мотоцикл, полотенце, кольцо, вещь, колбаса, рисунок, крем, дочь, словарь, цветок, игрушка, тарелка, вилка, салфетка, мотоцикл, сигарета, чемодан, конверт, значок, комната.

Упражнение 16. Замените формы множественного числа на формы единственного числа.

О б р а з е ц: Здесь лежали мои перчатки – Здесь лежала моя перчатка.

1. Эти девушки очень красивые. 2. У меня модные кофты. 3. Какие у вас были рисунки? 4. Мне нужны шариковые ручки и карандаши. 5. Мои дети были дома. 6. Эти люди смотрели телевизор. 7. Троллейбусы ушли в парк. 8. Мы купили новые машины. 9. Это мои комнаты. 10. Посмотрите мои подарки: книги, открытки, куклы, украшения.

Упражнение 17. Замените, где можно, формы множественного числа формами единственного числа.

О б р а з е ц: Я нарисовал дома, трамваи, деревья, сады. – Я нарисовал дом, трамвай, дерево, сад.

1. Мы взяли санки и лыжи. 2. Студенты гуляют. 3. У меня есть золотые кольца, цепочки, браслеты. 4. Это девушки и юноши. 5. Они едят груши, лимоны, яблоки, виноград. 6. Мы видели фильмы, читали книги, слушали песни. 7. Вот мои игрушки: куклы, машинки, часы, кубики. 8. Я купила книги, рубашки, очки, ботинки, майки. 9. Я часто пью соки, газированные напитки. Мои братья читают газеты и журналы. 10. Здесь продают компьютеры, принтеры, сканеры, телевизоры, ксероксы. 11. Мне нужны билеты в театр.

 

 

 

Предложный падеж

1. Значение места (вопрос где?), предлоги в, на.

Упражнение 1. Задайте вопросы к выделенным словам.

О б р а з е ц: Они работают на фирме. – Где они работают?

1. Летняя олимпиада состоялась в Китае, в Пекине. 2. Мама работает в музее. 3. Звезды сияют на небе. 4. Учебники лежат на столе. 5. Мы занимались в библиотеке. 6. Дети познакомились в лагере. 7. Они отдыхали на море. 8. Белье висит на веревке. 9. Собака спит на коврике. 10. Сергей Иванович работает в банке. 12. Главы государств встретились в Париже.

 

Упражнение 2. Закончите предложения. Слова в скобках поставьте в предложный падеж.

1. Бабушка живет в (деревня). 2. Телефон лежит на (окно). 3. Его подруга живет в (Асбест). 4.Памятник Пушкину находится на (площадь). 5. Чайник стоит на (плита). 6. Фотографии лежат в (альбом). 7. Мы побывали в (театр). 8. Цветы стоят в (ваза). 9. Спортсмены тренируются на (база). 10. Мы отдыхали на (Кипр). 11. Мой муж работает в (школа). 12. Документы лежат в (папка). 13. В (касса) нет денег. 14. Студенты занимаются в (аудитория). 15. Я стою в (очередь). 16. Девочка рисует на (асфальт). 17. Мы застряли в (пробка). 18. В (самолет) было душно. 19. Морковь растет на (грядка). 20. Я не участвовал в (дискуссия). 21. Нельзя баловаться на (вода). 22. На (Земля) есть жизнь. 23. Он работал на (Север).

 

Упражнение 3. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.

1. Где сейчас твои родители? (Москва). 2. Где работает ваш брат? (лаборатория). 3. Где можно купить утюг? (магазин). 4. Где висит платье (вешалка). 5. Где стоит машина? (стоянка). 6. Где учится твой сын? (консерватория). 7. Где вы проводите свободное время? (клуб). 8. Где ты был утром? (поликлиника). 9. Где работает врач? (больница). 10. Где находится Лувр? (Париж). 10. Где лежит ноутбук? (полка). 11. Где лежит ковер? (пол). 12. Где можно увидеть слона? (зоопарк). 13. Где ближайший телефон? (угол). 14. Где стоит машина? (перекресток). 15. Где вы познакомились? (поезд). 16. Где вы любите бывать? (филармония). 17. Где можно научиться плавать? (бассейн). 18. Где были солдаты (война). 19. Где у нее родинки? (спина, шея, лицо). 20. Где ты купил конверты и открытки? (почта). 21. Где выступали артисты Большого театра? (Лондон, Мадрид, Копенгаген и Санкт-Петербург).

 

Упражнение 4. Составьте диалоги по образцу.

О б р а з е ц: - Где ты был вчера?

                - На площади Победы. А ты?

                - На концерте.

Слова для справок: (с предлогом в) школа, сад, лес, гостиница, библиотека, магазин, суд, университет, церковь, ресторан, общежитие, аэропорт, бар.

(с предлогом на) мост, дача, выставка, почта, лекция, фабрика, завод, остановка, базар, автовокзал, палуба, станция.

О б р а з е ц: - Где вы отдыхали?

                 - В Турции. А вы?

                 - На Мальте.

Слова для справок (с предлогом в) Китай, Греция, Непал, Египет, Болгария, Испания, Англия, Венеция, Челябинск, Санкт-Петербург, Краснодар, Европа, Азия, Кавказ, Крым.

(с предлогом на) Алтай, турбаза, озеро, море, дача, Кипр, Куба, Волга, Дон, Сахалин, остров.

 

Упражнение 5. Закончите предложения, поставив слова в скобках в нужном падеже. Запомните, что в предложном падеже эти слова имеют окончание у.

1. Очки на (нос). 2. Кукла на (пол). 3. Я люблю спать на правом (бок). 4. Тюльпаны растут в (сад). 5. Чемодан лежит на (шкаф). 6. Машина стоит на (берег). 7. Встретимся на (мост).

8. Мы собирали грибы в (лес). 9. Часовой находится на (пост). 10. Ты знаешь песню «Яблоки на (снег)»?

 

Упражнение 6. Закончите предложения по образцу.

О б р а з е ц: Спортсмены участвуют (соревнования) – Спортсмены участвуют в соревнованиях.

1. Запишите это задание (тетради). 2. Мы отдыхали (озера). 3. Сережа побывал (горы). 4. Об этом событии пишут (газеты, журналы). 4. (Улицы) сегодня много машин. 5. Иностранные гости побывали (фабрики, заводы). 6. Русские любят проводить выходные дни (дачи, огороды). 7. Я отсутствовал (лекции). 8. (Острова) очень красиво. 9. Номера указаны (билеты).

 

Упражнение 7.  Ответьте на вопросы по образцу.

О б р а з е ц: Где (в каких магазинах) вы покупаете книги?

                 Мы покупаем книги в книжных магазинах.

1.Где работают эти рабочие? (разные заводы и фабрики). 2. Где живут твои знакомые? (большие новые дома). 3. Где учатся дети? (новые школы). 4. Где занимаются спортсмены? (гимнастические залы). 5. Где они отдыхали летом? (спортивные лагеря). 6. Где живут студенты? (студенческие общежития). 7. Где вы покупаете газеты и журналы? (газетные киоски). 8. Где выступали артисты балета? (лучшие концертные площадки страны). 9. Где хранят деньги твои знакомые (коммерческие банки). 10. Где отдыхали летом дети Валентины? (Багамские острова). 11. Где познакомились Ирина и Сергей? (компьютерные курсы).

 

Предложный падеж со значением объекта речи (вопросы о ком? о чем?), предлог о/об.

Упражнение 8. Задайте вопросы к выделенным словам.

О б р а з е ц: Они говорят о погоде. О чем они говорят?

1. Илья думает о родине. 2. В письме брат пишет о семье. 3. Я люблю читать о космосе. 4. Они спорят о спектакле. 5. А.С. Пушкин писал стихи и о любви, и о природе. 6. В этой песне поется о счастье. 7. Спортсмен думает о победе. 8. На пресс-конференции говорили о конфликте. 9. Дети писали о дружбе. 10. Я мечтаю о собаке. 11. Лена думает о Мише.

 

Упражнение 9. Закончите предложения по образцу.

О б р а з е ц: Артист мечтает (слава). Артист мечтает о славе.

1. Я читал рассказ (война). 2. Депутаты приняли закон (язык). 3. Была подписана конвенция (ненападение). 4. Мать заботится (ребенок). 5. Он любит говорить (мода). 6. Вчера мы долго говорили (отпуск). 7. Ученый написал статью (грамматика). 8. Анна спрашивает (телеграмма). 9. Я думаю (ужин). 10. Начальник подписал мое заявление (уход). 11. Вчера были выполнены наши требования (режим). 12. Экономисты рассказывают (кризис экономики). 13. Это книга о вкусной и здоровой (пища).

 

Упражнение 10. Ответьте на вопросы по образцу.

О б р а з е ц: О чем беседуют коллеги? - Они беседуют о конференции.

1. О чем мечтают люди? 2. О ком ты узнал много интересного? 3. О ком ты всегда помнишь? 4. О чем ты посмотрела новый фильм? 5. О ком вы думали? 6. О ком рассказывал экскурсовод? 7. О чем его письмо? 8. О чем они так бурно спорили? 9. О чем поется в этой песне? 10. О чем рассказывал твой друг? 11. О чем пишут сегодняшние газеты? 5. О чем вы хотели спросить нашего президента?

 

Упражнение 11. Ответьте на вопросы, используя местоимения, данные в скобках.

1. О ком они беседовали? (ты и он). 2. О ком говорится в письме? (она). 3. О ком они спорят (вы). 4. О ком ты думаешь? (мы). 5. О ком она будет всегда помнить (они).

Проверьте себя.

Я родился в январе

Упражнение 17. Сформулируйте вопросы, ответы на которые даны.

О б р а з е ц: - …?

                - Я родился в апреле.

1. Я вышла замуж в феврале. 2. Летние каникулы будут в июле и августе. 3. Я пойду в отпуск в мае. 4. Учебный год в школах начнется в сентябре. 5. Она получит паспорт в январе. 6. Первый человек полетел в космос в двадцатом веке. 7. Снег выпал только в декабре. 8. Весна в России начинается в апреле. 9. Я поеду за границу в следующем году. 10. Мой сын родился в августе, а дочь в мае. 11. Я побывал в Израиле в прошлом году. 12. Это событие произошло в позапрошлом веке. 12. Греческий философ Сократ жил в третьем веке до нашей эры.

 

Упражнение. 18. Ответьте на вопросы.

1. Когда Ваш день рождения? 2. Когда вы приехали в Россию? (Тысяча девятьсот восемьдесят девятый год). 3. Когда обычно катаются на лыжах? 4. Когда тает снег? 5. Когда в Екатеринбурге отмечается День города? (август). 6. Когда родился А.С. Пушкин (девятнадцатый век). 7. Когда вы поедете за границу? (будущий год). 8. Когда женился их сын (две тысячи пятый год). 9. Когда была летняя Олимпиада в Китае? 10. Когда умер писатель А.И. Солженицын? (август, две тысячи восьмой год). 11. Когда в вашей стране были последние выборы? (прошлый год). 12. Когда пара вернулся из командировки? 13. Когда дети приехали из пионерского лагеря? 14. Когда мы поедем на море? 15. Когда люди беззаботны? (детство). 16. Когда произошло Бородинское сражение? (тысяча восемьсот двенадцатый год).

 

Упражнение 19. Составьте диалоги по образцу.

О б р а з е ц: - Скажи, когда произошла русско-турецкая война?

                 - Точно не знаю, но думаю, что в восемнадцатом веке.

                 - Ты не прав! Не в восемнадцатом, а девятнадцатом веке.

Слова для справок: Великая Октябрьская социалистическая революция (девятнадцатый век – двадцатый век); Великая Отечественная война (тысяча девятьсот сороковой год – тысяча девятьсот сорок первый год); первая промышленная революция в Европе (шестнадцатый век – семнадцатый век).

 

Упражнение 20. Расскажите о себе, отвечая на вопросы.

Когда вы родились? Где вы родились? Где живет ваша семья? Где живут ваши друзья? О чем вы говорите с друзьями? Когда вы начали изучать русский язык? Когда вы приехали в Россию. На чем вы приехали? Где вы бывали еще? Где находится Екатеринбург? На чем вы любите ездить? Где вы живете сейчас? На чем вы ездите обычно на учебу? О чем вы любите думать? О чем мечтаете? О чем вы любите читать? Когда вы поедете домой? О чем вы будете рассказывать дома? О чем вы хотите узнать в России? Где вы хотите работать и жить? Когда вы будете отдыхать? Где вы будете отдыхать?

 

Винительный падеж

Винительный падеж со значением объекта ( вопросы кого? что?)

Вася читает свежую газету, интересное письмо, модный журнал. Аня встретила давнего друга, любимую подругу

Упражнение 22. Задайте вопросы к выделенным словам по образцу.

О б р а з е ц: Отец читает книгу – Что читает отец? Я встретил преподавателя – Кого я встретил?

1. Мальчики рисуют самолеты. 2. Я напишу записку. 3. Бабушка слушает радиопередачу. 4. Врач выписал рецепт. 5. Рабочие вспоминали мастера. 6. Ученики любят своего учителя. 7. Мы изучаем психологию. 8. Я купил в магазине новый галстук. 9. Мы подарили сыну на день рождения щенка. 10. Они рассматривают фотографию. 11. Котенок ест рыбу. 11. Дедушка потерял свои очки. 12. Бизнесмен оформил важные документы. 13. Сестра любит брата. 14. Я проводил подругу. 15. Я люблю говядину и свинину, а баранину не люблю.

 

Упражнение 23. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках.

А. 1. Мы купили (новый альбом). 2. Дети пьют (свежий кефир). 3. Эта пара танцует (венский вальс). 4. Туристы осмотрели (Красная площадь). 5. Президент подписал (новый указ). 6.Мы пригласили (известный художник). 7. Мы купили (зеленый арбуз). 8. Я налил в кувшин (клюквенный морс). 8. Артисты исполнили (веселый марш). 9. Витя съел (вкусные конфеты). 10. Композитор имел (грандиозный успех). 11. Мама выстирала (грязное белье). 12. Мы купили (новая машина). 13. Журналисты обсудили (дискуссионная тема). 14. Пенсионеры получают (маленькая пенсия). 15. Мы с удовольствием ели (спелая слива). 16. Я послала другу (срочная SMS-ка). 17. Мне подарили (серебряная ложка). 18. Я потерял (махровый халат).

Б. 1. Вчера я встретила (любимый учитель). 2. Дети нашли (бездомный котенок). 3. Я знаю (этот человек). 4. Как здорово, что я встретила (близкая подруга). 5. Я вижу (знакомый мальчик). 6. Олег давно не видел (мой американский друг). 7. Давайте позовем на наш праздник (первая учительница). 8. Я видела (ты) вчера: ты вел через дорогу (большая собака). 9. Девочка несет в корзине (пушистый кролик). 10. Я отправила (десятилетний сын) в международный лагерь. 11. Артист принес в цирк (белая курица, маленький пудель).

 

Упражнение 24. Ответьте на вопросы, используя слова, данные в скобках.

1. Что вы изучаете? (история, физика, испанский язык). 2. Что ученик положил в портфель? (линейка, ручка, циркуль, фломастеры). 3. Кого наградили медалью? (солдат, офицер, разведчик, десантник). 4. Кого любят дети? (отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя). 5. Что обсуждали политики? (постановление, закон, проект). 6. Кого готовит ваш вуз? (экономисты, юристы, инженеры, программисты). 7. Что любит Маша? (дыня, арбуз, вишня, персики, ананасы, слива). 8. Кого вы видели в цирке? (клоуны, акробаты, жонглеры, львы, тигры, тюлени, верблюды). 9. Что тебе подарили друзья? (плеер, футболка, книга, открытка). 10. Что приготовила хозяйка? (салат, каша, рыба). 11. Что вы будете танцевать? (полька, вальс, танго).

Упражнение Составьте диалоги по образцу.

О б р а з е ц: - Вы видели врача?

                - Кого?

                - Врача.

                - Видел. Он в кабинете.

Слова для справок: боксер – ринг, учитель – класс, официант – зал, соседка – улица, медсестра – регистратура, депутат – пресс-конференция, писатель Валентин Распутин – презентация, директор - кабинет.

 

Упражнение 25. Составьте диалоги по заданным ситуациям: 1) в библиотеке; 2) на почте; 3) в продуктовом магазине; 4) в парфюмерном магазине; 5) в ресторане.

О б р а з е ц: В столовой.

                - У вас есть блинчики?

                - Есть. Вот они.

                - Дайте, пожалуйста.

                - Какие?

                - Вот эти.

Слова для справок: пельмени, тефтели, котлеты, конфеты, булочки, пирожки, вафли.

Упражнение 26. Прочитайте стихотворение Н. Гернет и Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог». Вместо точек вставьте необходимые по смыслу слова. Используйте слова для справок.

                                    Я захотел устроить бал,

                                     И я гостей к себе …

                                     Купил муку, купил творог,

                                     Испек рассыпчатый …

                                    Пирог, ножи и вилки тут –

                                     Но что-то гости …

                                     Я ждал, пока хватило сил,

                                     Потом кусочек …

                                    Потом подвинул стул и сел

                                     И весь пирог в минуту …

                                     Когда же гости подошли,

                                     То даже крошек …

 

Слова для справок: съел, откусил, пирог, позвал, не нашли, не идут.

 

Упражнение 27. Ответьте на вопросы утвердительно.

1. Вы знаете мою жену? 2. Вы помните моего брата? 3. Вы встречали раньше этого человека? 4. Вы слышали мой адрес? 5. Вы видели наше общежитие? 6. Вы взяли свои документы? 7. Вы читали эту записку? 8. Ты почистил свои зубы? 9. Вы любите слушать мои песни?

 

Упражнение 28. Закончите предложения, употребив личные местоимения в винительном падеже.

1. Как (вы) зовут? 2. Вы ждете (я)? 3. Я знаю (они). 4. Вы не проводите (мы)? 5. Вы любите мороженое? Да, я обожаю (оно). 6. Вот суп. Я уже приготовила (он). 7. Это моя собака. Я очень люблю (она). 8. Где мои книги? Похоже, я потеряла (они). 9. Я буду встречать (вы). 10. Я ненавижу (он).

Проверьте себя!

Я – меня Мы – нас Оно – его

                                           Ты – тебя Вы – вас Она – ее

                                           Он – его Они – их

Винительный падеж с локальным значением (вопрос куда?) предлоги в, на

Родительный падеж

1. Выражение значения принадлежности и отношения

вопросы чей? (кого?), какой? (чего?):

вопрос преподавателя; улыбка девушки; книга моего брата / моей сестры; столица Среднего Урала / Средней Азии; номера высотных домов; автор художественных произведений, древнегреческих поэм.

 

Упражнение 43. Задайте к выделенным словам вопросы по образцу.

О б р а з е ц: Это кабинет начальника – Чей это кабинет? Это билеты детей – Чьи это билеты?

1. Это очки бабушки. 2. Это паспорт друга. 3. Это журналы руководителя. 4. Это сочинения абитуриентов. 5. Это личные вещи Ирины Петровны. 6. На окне стоят цветы соседки. 7. Здесь находится дача друзей. 8. Вот ошейник пса. 9. В нашем городе есть музей писателя Бажова. 10. Это телефон мужа. 11. Здесь девушка Олега.

 

Упражнение 44. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках.

1. В коридоре стоит велосипед (наш сосед). 2. Здесь портфель (главный инженер). 3. Я видела на столе документы (старший брат). 4. На улице Куйбышева находится музей (камнерезное искусство). 5. Ашхабад – столица (Туркмения), а Варшава – столица (Польша). 6. На стене висят фотографии (Игорь Сергеевич Гончаров и Марина Петровна Волкова). 7. В комнате разбросаны игрушки (мой внук). 7. В этом магазине продаются сумки (известные дизайнеры). 8. Эта машина (наши приятели). 9. Вот резиденция (столичный мэр). 10. В нашей галерее выставлены произведения (современные художники и скульпторы). 11. В этой книге вы найдете лучшие стихотворения (выдающиеся русские поэты). 12. Учительница проверила контрольные работы (пятиклассники и шестиклассники). 13. Мы были в экспедиции и записали песни (народы Севера). 14. Вот рисунки (мои племянники и племянницы)

 

Упражнение 45. Ответьте на вопросы.

1. Мой муж рисует картины. Чьи это картины? 2. Наташа собирает значки. Чьи это значки? 3. Они купили новую машину. Чья это машина? 4. Эта рукопись принадлежит известному поэту Пушкину. Чья это рукопись? 5. Моя подруга купила новую шубу. Чья это шуба? 6. Вчера Антону и Ольге подарили настенные часы. Чьи это часы? 7. Бабушка любит вышивать гладью. Чья это вышивка? 8. Грибники собрали грибы и ягоды. Чьи это грибы и ягоды? 9. Дворовая собака родила щенят. Чьи это щенята? 10. Рок-музыканты выпустили новый альбом. Чей это альбом? 11. Ветераны войны надели ордена и медали. Чьи это ордена и медали? 12. Известный футболист держит мяч. Чей это мяч? 13. Мой дедушка собрал большой урожай моркови и свеклы. Чей это урожай?

 

Упражнение 46. Составьте диалоги по образцу.

А. – Тебе нравится музыка Моцарта?

-  Я предпочитаю слушать музыку современных композиторов.

Б. – Ты не знаешь, чья это сумка?

- Не знаю. По-моему, это сумка Виктора.

- А мне кажется, Светы.

- Нет, точно не Светы, а Виктора.

 

2. Выражение значения отрицания: сына нет дома; бабушки нет дома; у меня нет проблем; в кассе нет концертной программы; в аудитории нет письменных столов

Упражнение 47. Задайте вопросы к выделенным словам по образцу.

О б р а з е ц: Антона нет на работе – Кого нет на работе?

1. Сегодня на уроке нет Альбины и Рашида. 2. Выпускников на собрании не было. 3. Не бывает любви без грусти. 4. У меня нет детей. 5. Идеальных людей не бывает. 6. Новой студентки не было на экскурсии. 7. Жизнь скучна, если нет мечты. 8. У кошки нет котят. 9. У Сергея нет лишних денег.

 

Упражнение 48. Замените утвердительные предложения отрицательными по образцу.

О б р а з е ц: У меня есть любимая тетя – У меня нет любимой тети.

1. У меня есть хороший друг и подруга. 2. Через эту реку был деревянный мост. 3. В нашем городе есть ботанический сад. 3. В магазине есть свежие торты. 4. У меня есть сын и дочь. 5. У Вали будут собственные дети. 6. Завтра будет страшная гроза. 7. На этой улице есть автобусная остановка. 8. У них был цифровой фотоаппарат. 9. У наших соседей есть отличная дача. 10. У кассира есть сдача. 11. Сейчас у меня есть работа. 12. У режиссера есть интересная идея. 12. У девушки есть зимние сапоги. 13. У Пети есть носовой платок. 14. У больного есть медицинский полис.

 

Упражнение 49. Закончите предложения, используя слова, данные в скобках.

1. На улице нет (дождь), а значит, нет (грязь). 2. У меня нет с собой (запасные носки). 3. У Вас нет случайно (лишний билетик)? 4. В мире не существует (народ), у которого нет (своя культура). 5. У кольца нет (начало и конец). 5. У тебя нет ни (стыд) ни (совести). 6. В августе уже не будет (жара). 7. В зале не было (свободные места). 8. На свете (счастье) нет, а есть покой и воля (А.С.Пушкин). 9. У меня никогда не было (собственная семья). 10. В магазине нет (очередь). 11. Он круглый сирота: у него нет (родители). 11 Я холост – у меня нет (жена). 12. Не бывает (одна правда). 13. Здесь нет (выход). 14. У сторожа нет (ключи) от гаража. 13. В нашем подъезде нет (лифт). 14. В стакане нет (вода). 15. У Антона нет (компьютер). 16. Сегодня на стадионе нет (матч). 17. Дима болеет, но у него нет (лекарство). 18. У него нет (талант). 19. Наступил декабрь, а (снег) все нет. 20. Это безвольный человек, потому что у него нет (сила воли).

 

Упражнение  50. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.

О б р а з е ц: - Почему вы не пишете?

                - Я не пишу, потому что у меня нет ручки.

1. Почему ты не купил книгу? 2. Почему ты не прочитала статью? 3. Почему бабушка не сварила кашу? 4. Почему ты не пришла на дискотеку? 5. Почему он не выполнил домашнее задание? 6. Почему вы не взяли с собой зонт? 7. Почему он не был вчера в театре? 8. Почему Ирина не пошла в поликлинику? 9. Почему студент не поехал в колхоз? 10. Почему ты не съел суп? 11. Почему студент не сдал экзамен? 12. Почему стажер поехал на стажировку на поезде? 13. Почему врач не принял больного?

С л о в а д л я с п р а в о к: сумка, талон, деньги (род.п. денег), крупа, талон, соль, учебник, теплая одежда, туфли (род.п. туфель),время (времени), билет, журнал, знания.

Упражнение 51.

1. Сравните климат страны, из которой вы приехали, с климатом страны, в которой вы сейчас живете? Скажите, что есть и чего нет в климате двух стран.

Слова для справок: крепкий мороз, сильный ветер, жара, дожди, холод

2. Сравните составленное гр. Мамедовым А.Б. заявление (Б) с образцом данного документа (А). Скажите, чего нет в составленном заявлении?

А.

Образец

                                                                  Начальнику паспортного стола



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.163 с.)