Условия, в которых проводится профилактическая работа, или основные преграды на пути передачи информации от субъекта профилактики до подростковой аудитории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, в которых проводится профилактическая работа, или основные преграды на пути передачи информации от субъекта профилактики до подростковой аудитории



Информация для родителей

Косвенные признаки употребления наркотиков

1. Не характерные ранее перепады настроения, повышенная раздражительность, немотивированная агрессия, замкнутость, пассивность, избегание общения с родными, отчуждение

2. изменение круга общения; появление новых знакомых, которые остаются не известными для родителей

3. появление «секретов», паролей, подозрительных звонков, «конспирация», уходы из дома

4. снижение успеваемости в школе, исчезновение прежних интересов и увлечений

5. частые жалобы на недомогание

6. постоянно требуются деньги, исчезают из дома или «теряются» ценные предметы (телефоны, игровые приставки, спортивный инвентарь и т.д.)

7. циничность или пессимистичность суждений, неадекватная критичность, пренебрежение внешним видом и моральными нормами

8. ложь, оправдания

9. обнаружение пакетиков, «мундштуков», лекарств, шприцев, бензиновой зажигалки, фольги, пипеток, странный запах от одежды

10. изменение ритма жизни (например, дневной сон и ночное бодрствование), непоследовательность или неадекватность поступков, жалобы со стороны окружающих (учителей, соседей, общих знакомых), отказ от обращения к врачу или тестирования

11. ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ ПРИЗНАКИ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПУНКТОВ!!!

Где можно получить помощь

Медицинская помощь. Врач психиатр-нарколог подростковой службы принимает по адресу ул. Постышева, д. 54/1. ОБУЗ «Ивановский областной наркологический диспансер». Телефон: 37-46-55 и 33-42-04. Первый визит к специалисту возможен без ребёнка. На приёме родители получат полную информацию о возможностях диагностики и лечения зависимости. Строго соблюдается анонимность обращения за консультацией.

Информационно-методическая помощь. Центр профилактики зависимостей, ул. Красных зорь, д. 29/2, офис 16-17.

Глоссарий

1. «Дизайнерские» наркотики- наркотические вещества, весь процесс производства которых совершается в подпольных лабораториях. Производители регулярно меняют их химические формулы для избегания реестра наркотических веществ и с целью синтеза вещества с высокой наркогенностью.

2. Индивид- представитель человеческого рода, носитель всех психофизических и социальных качеств.

3. Индивидуальность- конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием биологических, психофизических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности, общении.

4. Конгруентность- открытость и искренность; соответствие мыслей, высказываний и невербальных знаков общения.

5. Личность- сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённые общественные функции.

6. Наркогенность- свойство наркотика, характеризующее его способность в кратчайшие сроки вызывать зависимость.

7. Наркотик- психотропное вещество, вызывающее зависимость, разрушающее здоровье и жизнь человека. Наркотики применяются в медицине по строгим показаниям. Использование наркотиков в немедицинских целях, их хранение и распространение является особо опасным уголовно-наказуемым деянием и предусматривает суровые меры наказания до 15 лет лишения свободы, а в ряде случаев и пожизненное заключение.

8. Принятие- безусловно тёплое отношение к человеку, как представляющему для нас уникальную ценность.

9. Психика- продукт деятельности мозга, функция ЦНС, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованного существа с внешним миром и необходимая для осуществления жизнедеятельности, саморегуляции, отражения действительности, контакта с внешней средой. Психика включает в себя психические процессы и состояния (восприятие, волю, память, мышление, эмоции).

10. Психоз- состояние сумасшествия, во время которого человек утрачивает контакт с реальностью, неадекватно отражает действительность, теряет способность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.

11. Синдром зависимости- сложный биопсихосоциодуховный феномен, включающий в себя патологическую увлечённость каким-либо веществом или поведенческим стереотипом, приводящий к дезадаптации в какой-либо из сфер жизнедеятельности.

12. Сознание- высшая ступень развития психики, высшая и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом отражении объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в формировании у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функции сознания: способность отделять себя от других людей и окружающей действительности; адекватное отражение действительности; регулирование и обеспечение целенаправленной деятельности человека; обеспечение познания; интегрирующая. Венцом развития сознания является формирование самосознания, т.е. осознания человеком самого себя.

13. «Соль»- синтетический психостимулятор

14. «Спайс»- синтетический каннабиноид

15. Трезвость- такой стиль жизни и способ мышления, при котором человек мужественно воспринимает мир таким, какой он есть, при этом свободно реализует свой потенциал и испытывает подлинную радость от осознания правильно выбранного пути.

16. Эмпатия- способность посмотреть на ситуацию и мир глазами другого человека, испытать его чувства и сообщить ему, что он правильно понят.

 

Блок информации №2. Примерное содержание лекций и семинаров по профилактике употребления табака, никотин-содержащей продукции и алкоголя

 

Сколько курильщиков в мире?

По данным ВОЗ, в настоящий момент на 7,5 млрд населения Земли приходится примерно 1 млрд курильщиков. Каждый год потребители табака выкуривают 5,7 млрд сигарет и выбрасывают примерно 1 млн тонн окурков, сообщают аналитики американской инициативной группы The Tobacco Atlas. Они приводят факты, говорящие о том, что тонны окурков несут вред не только окружающей среде, но и людям, поскольку состоят из ацетата целлюлозы, продукта, практически не разлагаемого в естественных условиях.

Площадь, занимаемая в мире табачными культурами, равна 4,5 млн гектаров, что сопоставимо с таким государством, как Швейцария.

Где курят больше всего?

Больше всего в мире курят в Китае. В стране с населением 1,3 млрд человек - 315 млн курильщиков, отмечала ВОЗ в 2017 году. Таким образом, треть выкуриваемых сигарет на планете принадлежит китайцам.

В Индонезии число курильщиков несколько меньше, чем в КНР, при этом на курящих мужчин в возрасте от 15 лет приходится 76% населения.

Что же касается социологии курения, то около 80% приверженцев этой привычки - жители стран с низкими доходами, с высоким процентом бедности, где более 226 млн жителей живут в условиях нищеты.

Условия, в которых проводится профилактическая работа, или основные преграды на пути передачи информации от субъекта профилактики до подростковой аудитории

1. Современное «общество потребления», которое ориентирует подростков на достижение лёгких целей, выбор материальных ценностей, поиск новых развлечений и удовольствий. Легче и с большим доверием воспринимается та информация, которая соответствует сложившейся системе ценностей и убеждений. Напротив, информация, которая противоречит сложившимся стереотипам мышления, оценивается как угрожающая привычным взглядам на себя, мир и окружающих и просто не проходит через сформировавшийся современной «культурой» фильтр восприятия.

2. Избыточность, агрессивность и противоречивость информационной среды, окружающей подростков. Современные подростки находятся в интенсивном информационном потоке, во многом за счёт активного пользования интернетом. Значительная часть информации, действию которой они систематически подвергаются, никогда не прошла бы так называемых три сита Сократа- проверку на достоверность, полезность и оценку по критерию «добро это или зло».

В упрощённом понимании мозг человека работает в двух последовательных режимах- либо воспринимает информацию, либо обрабатывает её. Подростки, например, листая ленту новостей в социальной сети, просто не успевают даже обдумать, а тем более структурировать поток визуального ряда, навязчивой рекламы, многочисленных постов, предложений, обрывков высказываний и цитат, переписку в чатах и т.д. Следствием этого является состояние информационной интоксикации- чувство усталости, пресыщения, рассеянности, невосприимчивость к новой информации.

3. Нигилизм как способ преодоления информационной интоксикации. В таком случае тотальная критичность подростка к любой информации делает его закрытым и для общения с субъектами профилактики.

4. Психологические защиты ввиду болезненности заявленных тем и возникновения угрозы сложившимся стереотипам мышления. Для подростка, близкие люди которого злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, тема профилактики с одной стоны будет являться актуальной в плане поиска выхода из сложной ситуации, с другой стороны окажется болезненной, если будет звучать только в контексте безнадёжности. В последнем случае сработают психологические защиты (вытеснение, аннулирование), направленные на устранение полученных знаний.

5. Неудовлетворённость экзистенциальных вопросов. Глобальные вопросы подросткового этапа жизни («Кто Я такой? Зачем я нужен людям и миру? Зачем мне нужны люди и мир? Куда я направляюсь?») в случае отсутствия подходящих ответов вызывают отчаяние существования, порождают чувство одиночества, никчёмности и отчуждённости. Отчаяние существования может иметь разные маски- тревогу, депрессию, агрессию, равнодушие, различные формы саморазрушения или ухода от реальности в состояние изменённого сознания, виртуальный мир, адреналиновые и эмоциональный встряски.

Одним из способов преодоления бессмысленности жизни, информационной интоксикации, фрустрации творческого потенциала, негативного эмоционального состояния является зависимость. Именно на подростковый возраст приходится первый опыт употребления различных психоактивных веществ. В этом же возрасте наиболее часто формируются химические (никотиновая, наркотическая, алкогольная, токсикомания) и нехимические (компьютерная и интернет-зависимость, экстремальный спорт, созависимость, азартные игры) зависимости.

6. Недоверие к взрослым. Подросток, у которого сложные взаимоотношения с родителями, сложившийся горький опыт отвержения, унижения, предательства, естественно не имеет оснований, чтобы доверять другим взрослым, в том числе субъектам профилактики.

На тематических уроках недопустимо:

1. Рассказывать о способах кустарного производства наркотиков, описывать субъективно-приятные состояния одурманивания или соблазнительные для подростков психические эффекты (например, «люди, употребившие амфетамин, испытывают невероятный прилив энергии, желание общаться, могут три дня обходиться без сна и еды, худеют и т.д.»)

2. Упрощать понимание наркотической зависимости от болезни до дурной привычки или слабости характера (например, «наркоманы- это люди со слабым характером, те, которые не могут сказать «нет»…»)

3. Приуменьшать наркогенный эффект и деструктивное действие наркотиков (например, говорить: «Есть люди, которые попробуют наркотики, а потом скажут, что мне этого не надо или не понравилось, и больше не употребляют…» или «раньше в Америке с помощью амфетаминов лечили синдром гиперактивности у детей»)

4. Романтизировать тему употребления наркотиков (например, «многие известные люди, музыканты, артисты имеют опыт …»)

5. Использовать аргументы, повышающие лояльность подростков к наркотикам (например, «в ряде медицинских учебников пишут, что ЛСД не вызывает физической зависимости, а некоторые учёные отрицают даже психологическую зависимость от этого вещества …», «кстати, употребление галлюциногенных грибов невозможно подтвердить лабораторными исследованиями» и т.д.)

6. В резко негативной форме отзываться о наркозависимых или выражать отношение к ним, как к обузе для общества и источнику социальных бедствий. В случае присутствия в аудитории подростков, употребляющих наркотики, такое непринятие со стороны субъекта профилактики закономерно вызовет у ребят ожесточение, утрату даже минимального доверия к взрослым и, вследствие этого, отказ от возможности обратиться за помощью.

 

Не рекомендуется:

1. Делать акцент только на эмоционально-негативном содержании лекции или семинара, т.к. лучше усваивается та информация, которая либо сопряжена с личным интересом и совпадает с имеющимися ценностями и убеждениями, либо вызывает выраженную эмоциональную реакцию (сильные эмоции могут стать якорем для навязчивого прокручивания в сознании темы наркотиков)

2. Отдавать предпочтение мотивации избегания негативных последствий (запугивание) вместо мотивации желаемых целей, т.к. в сознании будет доминировать та информация, которая обсуждалась (эффект «Постарайтесь не думать об оранжевой обезьяне»: что избегаем, то и представляем)

3. Оказывать давление на аудиторию авторитетом, т.к. общение с высоты непогрешимого авторитета усиливает сопротивление и протестные реакции, а также другие психологические защиты участников лекции или семинара

4. Различные варианты морализаторства («Как вам не стыдно смеяться при обсуждении таких серьёзных тем?»)

5. Критиковать аудиторию, упрекать в несерьёзном или невнимательном отношении к лектору или ведущему семинара («Вам лишь бы в телефонах своих сидеть»)

6. Вести общение с аудиторией в форме нудного монолога с игнорированием обратной связи и пожеланий подростков

7. Затрагивать болезненные для подростков темы, предполагающие индивидуальную работу с психологом. Исключение возможно в случае самораскрытия самого лектора или ведущего семинара в плане успешного преодоления своих психологических проблем

8. Формальное отношение к профилактической работе. Имеет большое значение не столько содержание лекции или семинара, сколько сам процесс общения. «Но сердце к сердцу речь не привлечёт, коль не из сердца ваша речь течёт» (И.В.Гёте «Фауст»)

Рекомендуется:

1. Планировать предстоящий урок, но оставлять узловые точки для импровизации и живого общения с аудиторией

2. Работать на контакт с аудиторией, удерживать внимание слушателей непосредственным общением, интересным содержанием урока, видео-презентацией, примерами из жизни и профессионального опыта, элементами психологического тренинга и эксперимента, юмором, самораскрытием, техниками арт-терапии и т.д.

3. Уменьшать информационную нагрузку на аудиторию структурированием содержания урока, использованием метафор, объяснительных схем

4. Отдавать предпочтение позитивной профилактике и мотивации «К» (свобода для, а не только свобода от)

5. Отслеживать проекцию своего негативного состояния на слушателей

6. Развивать собственные личностные качества: эмпатию, принятие, конгруентность (см. глоссарий)

7. Проработать «слепые пятна» коммуникации и психологические проблемы, проявляющие себя при общении с аудиторией

8. Подкреплять декларируемые идеи и лозунги личным примером

 

Для этого рекомендуется:

1. Профилактировать эмоциональное выгорание, повышать квалификацию

2. Развивать эмпатию, принятие и конгруентность, решать психологические проблемы с помощью психологического консультирования и психотерапии, тренингов личностного роста и психотерапевтических групп

3. Расширять кругозор путём общения с людьми разного образа жизни, чтения развивающих книг, разнообразия досуга

4. Вести здоровый образ жизни, следить за режимом труда и отдыха, заниматься физкультурой/спортом, творчеством

5. Интересоваться содержанием информационной среды, окружающей подростков

 

Пример в тезисах. Возможный вариант содержания занятия, рассчитанного на 2 урока.

1. Синдром зависимости- сложный биопсихосоциодуховный феномен, включающий в себя патологическую увлечённость каким-либо веществом или поведенческим стереотипом, приводящий к дезадаптации в какой-либо из сфер жизнедеятельности

2. Существует 400 видов зависимостей. Их подразделяю на химические и нехимические. Все они разрушительны (можно использовать видео-презентацию)

3. Что следует знать каждому школьнику о наркотиках?

Никаких «лёгких» наркотиков не бывает! Любой наркотик парализует волю человека, останавливает психическое развитие, меняет способ мышления и мировосприятие, извращает систему ценностей и нравственных ориентиров, разрушает здоровье и жизнь. «Лёгкие наркотики»- это миф, удобный наркоторговцам.

Термин «наркотик» включает в себя 3 аспекта- медицинский, юридический и социальный.

1) Медицинский аспект: наркотик- это психотропное вещество, которое вызывает сильную зависимость, разрушает физическое и психическое здоровье, приводит к деградации личности и преждевременной смерти.

2) Юридический аспект: немедицинское использование наркотиков является незаконным. Хранение и распространение наркотиков предусматривает уголовную ответственность и суровое наказание.

3) Социальный аспект: употребление наркотиков приводит к очевидным негативным последствиям для жизни (проблемы со здоровьем (физические и душевные страдания, острые и хронические психические расстройства, деградация личности), разрушение контактов с окружающими (конфликты в семье, утрата друзей и близких, проблемы с учёбой и на работе), проблемы с законом и лишение свободы).

В последнее время стали популярны так называемые «дизайнерские» наркотики. Их синтезируют в подпольных лабораториях, причём даже без использования растительного сырья. Производители всё время пытаются создать вещество, максимально сильно влияющее на психику человека, поэтому химические формулы «дизайнерских» наркотиков постоянно видоизменяются. Они известны как «спайсы» и «соль». Даже однократное употребление «дизайнерских» наркотиков может привести к передозировке со смертельным исходом или интоксикационному психозу. Во время психоза человек теряет контакт с реальностью, не осознаёт фактический характер своих действий и не руководит ими. В таком состоянии он представляет опасность и для самого себя, и для окружающих, совершает неадекватные поступки (например, бегает в голом виде по городу), провоцирует конфликты. Нередко под действием наркотиков люди наносят себе или другим тяжёлые травмы и увечья.

Помните! Некоторые наркотики вызывают психологическую зависимость уже после ПЕРВОГО употребления! Неспроста наркоторговцы предлагают первую дозу бесплатно. Среди наркозависимых даже есть соответствующие пословицы: «Наркотики умеют ждать» и «Один раз- много, тысячи- недостаточно».

Кто-то, возможно, не согласится и скажет, что обладает необычайной силой воли, поэтому никогда не станет зависимым. Это утверждение- не более чем миф. Дело в том, что сила воли является результатом работы определённой группы нервных клеток в конвекситальном отделе головного мозга. Если эти клетки находятся под воздействием наркотиков, то они будут работать неправильно, следовательно, не смогут обеспечить силу воли. Это же касается и других психических функций- внимания, мышления, памяти, эмоций. Собственный мозг становится заложником и рабом наркотиков. В результате употребление наркотиков превращается в одержимость и безумие, брутальное саморазрушение и отчаянное стремление к смерти.

4. К счастью, есть другой вариант жизни- трезвость. Трезвость- это следствие и условие личностного роста. Мега-задача подросткового этапа жизни состоит в том, чтобы эволюционировать в зрелого, ответственного, гармоничного человека. Именно такие люди обладают состоянием трезвости.

5. Непрерывный личностный рост и достижение психологической зрелости- доступная и эффективная профилактика любой зависимости.

6. Трезвость- такой стиль жизни и способ мышления, при котором человек мужественно воспринимает мир таким, какой он есть, без каких-либо иллюзий и розовых очков, при этом свободно реализует свой потенциал и испытывает подлинную радость от осознания правильно выбранного пути.

7. Свободный, зрелый, самодостаточный, гармоничный, аутентичный человек имеет чёткий психологический портрет:

1) ставит долгосрочные цели (мета-цель может выходить за пределы биологической жизни конкретного человека)

2) принимает ответственность за свою жизнь. Способен взять ответственность за других (например, семью, детей, пациентов, организацию, страну и т.д.)

3) знает свои сильные и слабые стороны, занимается саморазвитием.

4) способен подчинить свои желания силе своих целей

5) держит обещания, подкрепляет слова конкретными поступками

6) доброжелательно и лояльно относится к людям и миру

7) уверен в себе

8) разносторонне развит («талантливый человек талантлив во всём»)

9) имеет социальный интерес

10) честен с самим собой и окружающими, открытый и искренний

11) надёжный, способный к продолжительным, близким, доверительным отношениям

8. Свободным, гармоничным, самодостаточным человеком становятся путём совершения личностного роста. Личностный рост начинается с постановки жизненных целей. Цель должна быть достижимой, стоящей, привлекательной, должна облегчать жизнь, быть по способностям, достигаться нормальным образом без вреда другим сферам жизни (здоровью, семье, учёбе, работе, взаимоотношениям с людьми). (Можно рассказать о личном и профессиональном опыте, как постановка цели мотивирует на проактивный стиль жизни, а также поделиться личным примером планирования целей)

9. Важно принимать ответственность за достижение своей цели

10. Личностному росту способствуют общение с мудрыми людьми (те, кто счастлив и нашёл своё место в мире и жизни), чтение развивающей литературы, спорт, творчество, расширение кругозора, тренинги личностного роста, психологическое консультирование, психотерапия и реабилитация

11. Книга- это концентрат мудрости, многолетний опыт и интеллектуальный труд писателя, которые мы можем усвоить всего за несколько дней. Прочитывая каждый день всего лишь по 20 страниц, за год мы можем осилить 12 хороших книг, которые перевернут наши устаревшие взгляды на мир, других людей, самих себя, научат по-другому воспринимать жизнь, замечать такие возможности, которые мы раньше не замечали, чтобы быть счастливыми и эффективными. (Можно рассказать, почему стоит выбрать книги именно Ф.М.Достоевского (ценность жизненного опыта, актуальность тем, глубина философской мысли). Или можно поделиться собственным списком прочитанных книг за последний год)

12. МЕТАФОРА. Осознанное чтение книг можно начать с банальной на первый взгляд сказки «Курочка Ряба». Сюжет сказки следующий: курочка Ряба снесла золотое яйцо, но дедушка с бабушкой не оценили выпавшего им шанса и решили просто приготовить яичницу. Их старческая немощь не позволила пробить броню золотой скорлупы. Мышка, пробегавшая по столу, столкнула яйцо, и оно разбилось и расплескалось по полу. Дедушка с бабушкой плачут, что остались без завтрака. Их даже не утешает, что осталась золотая скорлупа, которую можно продать. А курочка Ряба решила, что раз её золотое яйцо не оценили по достоинству, то теперь она будет нести только простые яйца. Мораль сказки такова: каждому из нас уже выпал шанс (дар жизни) и от нас зависит, как мы его воспринимаем- как повинность, груз ответственности или возможность утвердить себя, раскрыть свой потенциал, стать счастливым.

13. Чтобы достигать поставленных целей, требуется воля. Воля- продукт деятельности нервных клеток конвекситального отдела головного мозга. Алкоголь и наркотики нарушают работу этих клеток, тем самым лишают человека воли, делаю его вялым, пассивным и апатичным, обрекают довольствоваться сиюминутным кайфом, плыть по течению и деградировать. Трезвость и каждодневные поступки преодоления собственных слабостей формируют сильную волю.

11.Спорт также тренирует волю- способность заставлять себя совершать поступки, необходимые для достижения цели. Хорошая физическая форма и сильная ВОЛЯ- потенциальная возможность адекватно отреагировать на требования жизни и удары судьбы. (Можно привести жизненный или литературный пример человека с сильной волей. Как вариант- рассказать об Алексее Мересьеве, герое «Повести о настоящем человеке»)

12. МЕТАФОРА. Интеллектуальный спорт, или чему учат шахматы? Шахматы, как и жизнь, представляют собой цепочку выборов. Каждый выбор имеет последствия и предполагает ответственность: решения и поступки, совершённые сегодня, влияют на будущее.

13. Очень важно, чтобы правое и левое полушария дружили друг с другом. Правое полушарие отвечает за творчество и креативность, левое- за решение конкретных жизненных задач, построение алгоритмов, практичность. Если человек будет руководствоваться только правым полушарием, он станет авантюристом и будет постоянно попадать в различные проблемные ситуации. Если человек будет полагаться только на левое полушарие, он будет вести себя, как бездушный робот-автомат. Точные науки развивают левое полушарие, а гуманитарные науки помогают раскрывать ресурсы правого полушария. Поэтому важны и те, и другие предметы. МЕТАФОРА. Творчество напоминает нам, что каждый человек является творцом собственной жизни. Свою жизнь можно превратить в какофонию или в красивую мелодию, которая тронет сердца других людей. (Можно применить самораскрытие- сыграть на музыкальном инструменте, привлечь к звукоизвлечению аудиторию, импровизировать музыкальный флэшмоб и т.д. Это позволяет дать отдых аудитории, переключив ребят на другой вид деятельности, позволить стать им участниками образовательного процесса, самовыразиться и закрепить материал мотивирующего семинара положительным эмоциональным состоянием)

14. Принцип «10 000 часов»: если уделить какому-либо навыку 10000 часов времени, то этот навык будет выполняться профессионально. То есть, если человек тратит в день 1 час на выкуривание 20 сигарет (1 пачка), то через 30 лет он станет профессиональным курильщиком, которому будет очень сложно отказаться от курения и который достигнет результат в отрицательном значении- существенно исчерпает лимит своего здоровья. Наоборот, если любимому делу (игра на музыкальном инструменте, изучение языков, спорт, профессиональные навыки) уделять 3 часа в день, то уже через 10 лет можно стать профессионалом в этой области.

15. Трезвый досуг- это реально. (Можно рассказать о своих интересах и досуге, показать фильмы, фотографии)

16. Если личностный рост не получается по внутренним причинам или внешним жизненным обстоятельствам, следует обращаться за помощью к компетентным лицам- психологам, психологам-педагогам, психотерапевтам. (Можно рассказать о возможностях оказания помощи наркозависимым, подросткам с психологическими проблемами, подчеркнуть эффективность медико-социальной реабилитации)

 

Информация для родителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.049 с.)