Условия эффективного речевого взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективного речевого взаимодействия



1. Коммуникативная грамотность говорящего, знание коммуникантом общих законов общения и следование им, соблюдение правил бесконфликтного общения, использование правил и приёмов речевого воздействия);

2. Реальная достижимость поставленной предметной цели (никакими приёмами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба)

Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Виды коммуникативных барьеров:

1. Культурные барьеры – связаны с различием в национальных культурах общающихся людей, уровне образования, религиозных верованиях и т.д.

2. Социальные барьеры – связаны с несовпадением социального статуса общающихся. Например: различие в возрасте (родители не способны нас понять), социальном и имущественном положении (сытый голодного не понимает), принадлежности к мужскому или женскому полу (только женщина может понять женщину)

3. Ролевые барьеры – когда человек не может сменить роль при изменении ситуации общения: отец выступает в отношении своего сына отцом, сколько бы лет не было его ребёнку, начальник ведёт себя с женой и детьми как с подчинёнными и т.д.

4. Психологические барьеры – связанные с особенностями психики общающихся, с существенными различиями психологии общающихся людей (например: оптимист – пессимист, холерик – меланхолик, экстраверт – интроверт)

5. Этноцентризм – восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры, что выражается в оценке различий между этническими группами по принципу «мы – лучше, они – хуже».

6. Группоцентризм – центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям, любой группы общения.

7. Когнитивные барьеры – вытекают из особенностей действия мыслительных механизмов человека

8. Стереотипы – определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей

Стереотипы – это стандартизированные, упрощённые образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде.

Способы воздействия стереотипов сознания

на коммуникативное поведение человека:

1. Увязывание группового членства с определёнными психологическими характеристиками собеседник. Например,

Культура Определения
Англичане Консервативные, замкнутые, вежливые, правильные, формалисты
Французы Надменные, грубые, романтичные, гурманы, культурные, артистичные
Итальянцы Показные, разговорчивые, эмоциональные, романтичные, артистичные, смелые
Латиноамериканцы Панибратские отношения, мачо, любители музыки, чувственные
Азиаты Загадочные, интеллигентные, развито чувство коллективизма, вежливые, тихо разговаривают.

2. Воздействие стереотипа на способ отбора и прохождения информации (о своей группе запоминается наиболее благоприятная информация, о чужой группе – наиболее неблагоприятная)

3. Формирование ожидания определённого поведения от других

4. Порождение предсказаний, которые сбываются (так как люди отбирают модели поведения других людей, согласующиеся с уже сложившимися в их сознании стереотипами).

9. Языковые барьеры – собеседники говорят на разных языках либо уровень владения языком у них очень сильно различается. Языковой барьер часто создают научные термины, иноязычные слова, обилие жаргонизмов.

10. Страхи, препятствующие эффективной коммуникации:

- «я могу сделать ошибку»

(! Ошибка – это ценное средство обучения, совершивший её получает свой уникальный опыт, а опыт не может быть плохим или хорошим. Главное сделать из него соответствующие выводы. Но как отличить правильное от неправильного, если ошибаться не позволено);

- «обо мне составят неверное впечатление

(! Этот страх заставляет многих не «быть», а «казаться» в погоне за принятием в какую-либо группу);

- «меня будут критиковать»

(! Для преодоления страха осуждения важно помнить: вы являетесь последним судьёй над самим собой)

11. Установка – это предрасположенность индивида определённым образом оценивать других людей, а также различные объекты, явления и идеи

- негативная коммуникативная установка – человек не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания

- позитивная коммуникативная установка – доброжелательное восприятие людей

- установки в отношении телесности («по одежке встречают»)

12.Убеждения - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что–нибудь, точка зрения. (Политика – грязное дело, Я невезучий…)

Источники формирования убеждений: воспитание, авторитеты, повторяющийся опыт, прошлые травмы.

Виды убеждений:

- позитивные – запускают наши способности

- негативные – программируют на неудачу, ограничивают и препятствуют обнаружению и развитию способностей

13. Искажение информации:

- часть информации упускается;

- обобщение информации, чтобы разговор не был громоздким;

- некоторое искажение информации (когда даётся упрощённая версия)

Невербальные барьеры

-особые положения рук и ног (скрещивание);

- завуалированные закрытые позиции (проверять пуговицы, смотреть на часы)

- сигарета в руке;

- обе руки что-либо сжимают

Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Барьер стилей общения.

Содержание стиля общения составляют:

- преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

- отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);

- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

- характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

16. Логический барьер - неумение выражать свои мысли

17. Фонетический барьер - плохая техника речи

Неумение слушать

Невежливость

2.Выполните следующие задания и упражнения

Вариант 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.008 с.)