Международные правовые источники муниципального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные правовые источники муниципального права



Международные правовые акты в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью правовой системы Россий­ской Федерации при условии, что они содержат общепризнан­ные принципы и нормы международного права.

Основным меж­дународным источником правового регулирования местного

 

самоуправления в Российской Федерации является Европейская хартия местного самоуправления.

Подго­товленная первоначально в 1968 г. в форме Декларации прин­ ципов местного самоуправления, Хартия как таковая была создана только к 1981 г. Еще четыре года ушли на ее доработку.

В окончательном виде Европейская хартия местного самоуправления была принята Советом Европы в июне 1985 г. в форме конвенции, открытой к подпи­санию 15 октября 1985 г.

От имени Российской Федерации Хартия была подписана 28 февраля 1996 г. Ратифицирована 11 апреля 1998 года.  Ратификационная грамота передана на хранение Ген секретарю Совета Европы 5 мая 1998г. На территории России Хартия вступила в силу с 1 сентября 1998 г.

Хартия состоит из преамбулы и 3 – х частей

В первой части закреплено понятие местного самоуправления (ч.1 ст.3), «местное самоуправление это право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения», указаны общие положения и принципы осуществления местного самоуправления, структуре и характере полномочий местного самоуправления.

Российское законодательство следует положениям указанным в Европейской хартии местного самоуправления. Это проявляется в сходстве многих общих положений, закреплен­ных в первой части Хартии и положений закрепленных в Российском законодательстве.

Согласно Хартии органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя - по Конституции РФ местное самоуправление — один из элемен­тов конституционного строя России.

Общность проявляется и:

- в определениях местного самоуправления, хотя и не полностью.

- в субъектах его осуществления,

- сферах компетенции муници­пальных органов.

- Часть 2 ст. 131 Конституции РФ, устанавли­вающая, что изменение границ территорий, в которых осущест­вляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, воспроизведена в со­ответствии со ст. 5 Хартии.

- Возможность осуществления выше­стоящего контроля, финансовые и судебные гарантии реализа­ции права местного самоуправления предусмотрены и в Хар­тии, и в Российском законодательстве.

Вторая часть Хартии включает положения, позволяющие привести в действие нормы ее первой части – здесь содержатся положения касающиеся обьема обязательств, которые участники должны взять на себя.

Каждое из государств, ее ратифицировавших, обязуется считать себя связанным по меньшей мере 20 по­ложениями, содержащимися в первой части Хартии, из которых 10 должны быть из числа специально выделенных в Хартии (это обязательные положения). (всего этих обязательных положений 14) Среди них:

- признание принципа мест­ного самоуправления внутренним законодательством страны и, по возможности, в Конституции;

- осуществление мест­ного самоуправления советами или собраниями, избираемыми в результате выборов, а также собраниями граждан, референду­мами, посредством других форм прямого участия граждан;

- ус­тановление основных полномочий местного самоуправления Конституцией или законом;

- самостоятельность муниципальных органов в осуществлении своих полномочий;

- предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть полными и исключительными. Они могут быть ограничены только в пределах установленных законом.

- изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление возможно только с учетом мнения населения соответствующей территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом.

- финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленных им Конституцией или законом.

- Часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах установленных законом.

- правовая защита местного самоуправления и др.

 

Третья часть Хартии посвящена процедурным вопросам: подписанию, ратификации и вступлению Хартии в силу.

Статья 15

1. Настоящая Хартия открыта для подписания Государствами-членами Совета Европы. Хартия подлежит ратификации, принятию или одобрению. Ратификационные грамоты, либо документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

2. Настоящая Хартия вступит в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты заявления четырьмя Государствами-членами Совета Европы о своем согласии соблюдать Хартию в соответствии с положениями предыдущего пункта.

3. Для любого Государства-члена Совета Европы, впоследствии выразившего согласие быть связанным Хартией, она вступит в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или одобрении Хартии.

 

Стать 16 Территориальная оговорка

1. В момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты либо документа о принятии, одобрении или присоединении к Хартии, любое государство может указать территорию или территории, к которым будет применяться настоящая Хартия.

2. Каждое государство может в дальнейшем в любой момент путем заявления, направленного Генеральному секретарю Совета Европы, распространить применение настоящей Хартии на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Хартия вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты получения такого заявления Генеральным секретарем.

3. Любое заявление, сделанное в соответствии с двумя предыдущими пунктами, может быть отозвано в отношении любой территории, указанной в таком заявлении, путем направления уведомления Генеральному секретарю. Такой отзыв вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением шестимесячного срока после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем.

Денонсация

1. Любая из Сторон может денонсировать настоящую Хартию в любое время по истечении пятилетнего срока со дня ее вступления в силу для данной Стороны. За шесть месяцев Генеральному секретарю Совета Европы направляется предварительное уведомление. Такая денонсация не влияет на действие Хартии для других Сторон, при условии, что их число никогда не будет меньше четырех.

2. Согласно положениям предыдущего пункта каждая из Сторон может денонсировать любой ранее принятый ею пункт Части I Хартии при том условии, что число и категории пунктов, которые должна соблюдать эта Сторона, соответствуют положениям пункта 1 статьи 12 .Каждая сторона, которая после денонсации одного из пунктов более не удовлетворяет требованиям пункта 1 статьи 12 (по меньшей мере 20 положений, 10 из которых из категории обязательных), будет рассматриваться как денонсировавшая также Хартию в целом.

 

Совершено в Страсбурге 15 октября 1985 года на английском и на французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который будет храниться в архиве Совета Европы.

Генеральный секретарь Совета Европы направляет должным образом заверенную копию каждому из Государств-членов Совета Европы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.008 с.)