Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности в праве и право как ценность
Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значение ценностей и стано- вятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и пред- почтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценно- сти, в отличие от знания, не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие нераз- ложимые (исходные) интеллектуально и эмоционально воспри- нимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохра- нению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точ- ного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии. По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые счи- тают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности. В качестве философской категории цен- ность — это то, что чувства и разум людей диктуют признать осо- бенно значимым из всего и во имя чего проживается жизнь, то, чего человек хочет ради себя самого, а не ради чего-то другого. Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради чисто материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценно- стной ориентацией. Процедура выбора на основе ценности назы- вается оценкой. Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в науках, имеющих предметом мо- раль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изуче- ние и объяснение, а наряду с этим и их разграничение. Правотворчество и реализация права (правоприменение, ис- полнение, использование и соблюдение права) представляют со- бой области человеческой деятельности ярко выраженного оце- ночного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т. д. Так в философии права образуется определенное теоретическое направление — аксиологическое, или правовая аксиология1. Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о цен- ностях вообще.
Возникновение юридическо-аксиологического подхода свя- зано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксио- логическом измерении выступает как строго определенная фор-
1 См.: Неновски Н. Право и ценности. — М., 1987; Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянца. — М., 2000; Бандура О.О. Сдшсть цшностей та ютини у правь — Киев, 2000. ма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религи- озных и т. д.) форм долженствования и ценностных форм1. Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем со- стоит ценность права. Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие по- ступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеа- лы, цели, социальные институты. Они являются правовыми цен- ностями, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, за- крепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов. Особенно велико значение некоторых социальных ценно- стей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизыва- ют общественное правосознание и становятся основными прин- ципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, де- мократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существу- ют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т. д. Данные цен- ности одновременно являются идеалами и осуществляются ре- альной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и пра- вотворческой) программы.
Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивиду-
' См: Нерсесянц B.C. Философия нрава. Учеб. для вузов. — М., 1995. — С. 54. альных и коллективных проявлениях. Сами права человека так- же приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выра- жает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной его сущности. В своей со- вокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей. Итак, правовые ценности производим от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных мо- ментах. Инструментальная и собственная ценность права. В совре- менном цивилизованном обществе право представляет не только инструментальную ценность, то есть ценность «инструмента» разрешения противоречий в различных сферах общества, но также как освобождающее, развивающее средство, которое вы- ступает как ценность. Вместе с тем отметим, что, во-первых, раз- ные типы культур приписывают праву неодинаковую ценность. Во-вторых, ценность каждой правовой нормы, каждого правово- го инструмента каждый раз определяется конкретно историче- ски. В-третьих, ценность права невозможна вне контекста дея- тельности субъектов права, организационных сил, соответствую- щих институтов по созданию и реализации права. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых со- стояний правовыми средствами, вследствие чего рождаются но- вые возможности и большая свобода для саморазвития человека и развития общества. В этом качестве право может предоставлять людям, различ- ным субъектам права в виде субъективных прав новое простран- ство и человеческие возможности саморазвития. При этом цель права как социально организованной формы состоит в том, что- бы оно не допускало оснований для угнетения и несчастья дру- гих людей и могло противостоять этому, сообразуя поведение с моралью и справедливостью. Таким образом, критерием ценности права является самораз- вивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно пря- мо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозида- нию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества. Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундамен- тальным с теоретической точки зрения является разделение цен- ностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру. В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духов- ной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические),, научные, мировоззренче- ские ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценно- стей являются относительно самостоятельными.
Правовые ценности представляют собой вид духовных цен- ностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регу- лятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Пра- вовые ценности составляют элемент системы социального (соци- ально-политического) управления обществом. При этом они яв- ляются деонтическими ценностями, то есть отличаются четко вы- раженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраня- ются государством и его органами. Как деонтические ценности они отличаются и другой функ- циональной особенностью -- имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, во- левого выбора социальными (правовыми) субъектами объектив- но существующих в действительности поведенческих вариантов. В аксиологии права могут быть выделены три основные фор- мы бытия ценностей: — общественные целевые ценности и идеалы; — предметно-воплощенные ценности; — личностные (или экзистенциальные). Рассмотрим эти формы бытия ценностей более подробно. 1. Общественные целевые ценности и идеалы. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различ- ных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе право- вых обязанностей, то есть деонтических правовых ценностей. Под идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, — нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как осо- бой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемой как «открытость ми- ру», такого момента, который в классической философии рас- сматривается как момент духа. Этот момент выражается в ориен- тации человека на образцы должного, на ценности, на основе ко- торых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.
Немецкие философы Кант и Фихте полагали, что идеал - это высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственно- го самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека» как высшего и единственного принци- па «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в граж- данском состоянии. Право выступает для людей в качестве выс- шего принципа, из которого должны исходить все максимы, ка- сающиеся общества. В то же время ошибочно было бы отождествлять обществен- ный идеал с идеалом правовым, так же, как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не ох- ватывает его целиком. Правовой идеал выступает поэтому лишь моментом идеала общественного и идеала духовной жизни, в со- став которого входит истина, добро, красота. Они выражают уникальные и экстраординарные признаки истинно человеческо- го в человеке, придают правосознанию глубокую личностную окрашенность. Высшие ценности в жизни и культуре, тесно связанные с творчеством, добром, истиной, красотой, придают правосозна- нию глубокую личностную окрашенность. Они наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и вы- ступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими ценностно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершен- ствования личности, как форма реализации активности, творче- ства человека и как гарантия свободы и ограждения от зла, вар- варства и несправедливости. Основной темой учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок. 2. Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеа- лы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, они закрепляются в нормативных актах, конституциях и зако- нах. Они входят в правовую нормативность как ведущий эле- мент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов пра- ва, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре. С изменением общественных и правовых отношений проис- ходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, но- вые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеала- ми переоцениваются и предметно-воплощенные ценности. 3. Личностные, экзистенциальные ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о бла- гах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авто- ритетные и обязательные установки ее сознания.
Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но су- ществующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себя. Конкретное, ценностно-смысловое переживание человека в кругозоре личности носит двоякий характер: «Я» и «другие» движутся в разных плоскостях (планах) видения и оценки, и по- этому стать ценностно-значимым равносильно подведению себя и другого под общую с ним норму морали, в праве или под ка- кой-либо закон. Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной уста- новки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие ин- дивидуальной позиции в бытии: даже Богу надо было вопло- титься, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с от- влеченной точки зрения справедливости»1. Но то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обя- зательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направ- лено и против других людей. То, что выбирают люди, что дела- ют для себя смыслом, благодаря чему ощущают себя людьми, за- висит от духовного уровня человека, от того, какой он есть. Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности чело- века выстрадана всею историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право представляет собой не только инструментальную ценность — ценность «инст- румента» разрешения социальных противоречий в различных сферах общества, но также и эмансипирующее, развивающее средство, которое выступает как собственная ценность права. Правовые ценности по своему характеру являются деонтически- ми и служат для создания, воспроизводства и укрепления соци- ального порядка и дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп людей. Право в жизнедеятельно- сти общества и человека выступает и как основа его самосозида- ния в истории, и как форма реализации творчества человека, и как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправед- ливости. Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление ценности права позволяет перейти к обоснова- нию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. С. 120.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.022 с.) |