Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное и позитивное право как основные структурные элементы правовой реальности, их смысл



и соотношение

 

Исторические предпосылки, предшествующие формированию права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философ- ское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное (jus naturale) и позитивное (jus civile). Именно их противоречивое единство и составляет, в самом пер- вом приближении, структуру правовой реальности. Здесь мы имеем дело с дуалистической трактовкой структуры права, кото- рой придерживались такие русские философы права, как И. Ильин, В. Соловьев и некоторые другие. Среди современных западных философов права такую позицию занимает А. Кауф- ман. Его концепция «онтологической структуры права» строится на соединении позитивно-нормативной легальности с естествен- но-правовой справедливостью. В ее основе находится онтологи- ческое различие между сущностью и существованием права.

Само разграничение права на естественное и позитивное со- риентировано на поиск основ права в естественной жизни людей,


«человеческой сути их бытия». При такой оценке естественного права нужно учитывать, что эта категория в тех чертах и харак- теристиках, в которых она, начиная с античности, обрисована в науке, — явление многоплановое и к тому же получающее раз- личную научную интерпретацию1.

В классической античности источником действительного пра- ва считалась природа вообще, в христианском Средневековье — божественная мудрость Творца, в период Нового времени — со- вершенство человеческого разума как самого значительного из созданий природы. Анализ истории философско-правовой мыс- ли позволяет различать два основных подхода к пониманию ес- тественного права и его соотношения с позитивным.

С точки зрения первого подхода естественное право понима- лось как совокупность априорных нравственных требований, предъявляемых к положительному праву, как критическая ин- станция, дающая нравственную оценку позитивного права с точки зрения его справедливости или несправедливости (Платон, Кант). С позиции же второго подхода естественное право понимает-

ся как необходимая и неизменная основа действующего законо- дательства, не существующая вне его, то есть естественные прин- ципы искались внутри действующего права, которое мыслилось как реализующаяся в истории надприродная идея права (Ари- стотель, Гегель).

Такая же двойственность подхода к пониманию естествен- ного права наблюдалась в конце XIX — начале XX века в России в ситуации возрождения естественного права. Здесь различались этико-нормативные концепции (П. Новгородцев, С. Булгаков) и эйдологические концепции (М. Михайловский, В. Гессен, Н. Алексеев и др.). Хотя первые концепции, как правило, были связаны с либеральными реформистскими идеями, а вторые в большей мере касались защиты существующего правопорядка, все они были направлены на критику позитивистской методоло- гии, отождествляющей право с силой государственного принуж- дения. И здесь, при всем многообразии взглядов по рассматри- ваемому вопросу, можно с достаточной четкостью различить естественное право как категорию методологического порядка

1 См.: Четверти В.А. Современные концепции естественного права. — М., 1988.


и естественное право как реальный факт социальной действи- тельности.

Указанное разграничение носит в какой-то степени условный

характер, так как методологическое значение естественного пра- ва основано на его действительной роли как реального феномена в жизни общества.

Рассмотрение естественного права как методологической ка- тегории позволяет определить, прежде всего, общий подход к яв- лениям правовой действительности. Философское видение пра- вовых явлений — это и есть их рассмотрение под углом зрения естественного права.

Что же дает естественно-правовой подход к явлениям право- вой действительности? Основная ценность данного подхода с по- зиций естественного права заключается в том, что он позволяет выявить базисные основы права. Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженным в законах (позитивным правом), существует есте- ственное право — сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо человеческого уча- стия самой жизнью общества, объективными условиями жизне- деятельности человека, то есть естественным ходом вещей. Нор- мы естественного права призваны защищать права человека, ко- торые обусловлены особенностями его природы. Это — право на жизнь, продолжение рода, общение, самоутверждение, собствен- ность, личное достоинство, свободное волеизъявление, свободу совести, мысли, слова и др. Естественно-правовые доктрины предполагают, что все эти права являются безусловным достоя- нием человека и даны ему уже самим фактом его рождения и су- ществования в качестве человека.

Естественно-правовой подход при рассмотрении вопросов права имеет существенное значение еще и потому, что требова- ния естественного права обладают безусловной непреложностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу отдельных лиц), неотвратимостью спонтан- ного наступления отрицательных последствий при игнорирова- нии естественно-правовых требований.

Таким образом, учитывая исторический генезис естественного права, а также современный уровень научных разработок в этом направлении, под естественным правом можно понимать совокуп- ность объективных социальных ценностей и потребностей чело-


веческого бытия (свободу, равенство, справедливость и т. д.), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основа- нии всех правовых систем мировой цивилизации.

В то же время, для того чтобы стать регулирующим факто- ром, нормы и принципы естественного права должны получить воплощение в нормах позитивного нрава.

Позитивное право выступает как другой, необходимый и су- щественный элемент правовой реальности. Оно представляет со- бой, по мнению В. Бачинина, правовые нормы, которые «оформ- лены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период»1.

Более общую характеристику позитивного права дает С. Алек- сеев: «Позитивное право — это реальный, существующий в зако- нах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «пози- тивный») нормативный регулятор, на основе которого определя- ется юридически дозволенное и юридически недозволенное пове- дение и выносятся судами, другими государственными учрежде- ниями юридически обязательные императивно-властные реше- ния»2. В обоих случаях позитивное право рассматривается как искусственное создание цивилизации, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, го- сударства.

Позитивное право представляет собой институциональное об- разование: оно существует в виде внешних объективированных институтов, формализованных юридических норм, выраженных в законах, иных общеобязательных, нормативных юридических

документах.

Подобно всем феноменам цивилизации, оно, с одной сторо- ны, несет с собой груз отрицательных потенций (возможность подчинения права произволу государственной воли, узкоклассо- вым, групповым, этническим интересам), а с другой — характе- ризуется определенными достоинствами.

Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как важный элемент общества в условиях цивилизации, представляет собой нормативно-ценностный регулятор. Право в таком наиболее общем виде призвано регулировать поведение людей, складывающиеся в обществе отношения. Причем этот ре-

 

1 Бачинин В.А. Философия права и преступления. — Харьков: Фолио, 1999. - С. 122.

2 Алексеев С.С. Философия права. — М.: Норма, 1997. — С. 18.


гулятор, с одной стороны, имеет нормативный характер, выра- жающийся в том, что право, состоящее из нормативных средств и механизмов регулирования общественных отношений, предна- значено для того, чтобы ввести в жизнь людей начала единой упорядоченности, общепризнанности, а с другой стороны — цен- ностный характер, ибо право, вводя в жизнь нормативные на- чала, тем самым дает оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать «по праву» и признавать те или иные поступки людей в качестве таких, кото- рые совершены «не по праву».

Первостепенное значение принадлежит и такому свойству по- зитивного права, как государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действий права, возможность сде- лать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей.

Указанные свойства позитивного права дают возможность в той или иной степени исключить из общественной жизни произ- вол и своеволие, в какой-то мере гарантировать стабильность, со- циальный мир, исключить хаос в поведении людей, произвол в отношении личности.

При всей условности разделения права на естественное и по- зитивное следует признать, что суть стоящих за этим разграниче- нием проблем серьезна и глубока. Обозначим основные различия между ними, как их представляет В. Бачинин:

1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка. Позитивное же право — искусственное создание, сотворенное людьми, пре- данными интересам такого искусственного формообразования, как государство. Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

2. С помощью естественного права, его норм и принципов ин- дивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. С помощью же позитивного права оно связывает свое бытие с конкретным го- сударством и его институтами.

3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное же право


возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юриди- ческих документов, в виде неписаных обычаев и традиций, при- сутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые же нормы всегда предполагают письмен- ную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Уже самим фактом своего рождения в качестве человека каждый ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно же пози- тивно-правовой логике, свободы и права человек получает из рук государства, которое отмеривает их в той степени, в какой счита- ет нужным, и которое может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

6. Естественное право не тождественно действующему зако- нодательству. Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расши- ряют и углубляют его юридическое содержание, связывают его со многими ценностями мировой культуры. Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

7. Нормы и принципы естественного права имеют религиоз- ные и этические обоснования. Позитивное же право демонстра- тивно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого обосно- вания.

8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для есте- ственного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства и др.1

Проблема онтологической структуры права, рассмотрение ее с позиции диалектической полярности естественного и позитив- ного права является, по сути, центральной в правовой филосо-

1 См.: Бачинин В.А. Указ. соч. - С. 123.


фии. Ее интерпретацию следует рассматривать через категории онтологии «сущность» и «существование».

Проблема сущности и существования сопряжена с вопросом о том, как предмет себя выражает. Сущность есть совокупность внутренне необходимых сторон и связей вещи. Гегелем она опре- делялась как «истина бытия», как соответствие предмета «сво- ему понятию». Основной же способ функционирования, жизне- деятельности предмета есть существование. Поэтому существо- вание является способом выражения сущности при данных внешних параметрах предмета. Проблема существования высту- пает, прежде всего, в качестве человеческой проблемы, и каж- дый человек осознанно или неосознанно решает ее для себя: как реализовать себя, проявить свою родовую сущность, как стать истинно необходимым существом, личностью. И как человече- ская проблема она находит свое выражение в праве. Так, идее (сущности) права присуще стремление к реализации, объективи- рованию в формах правомерного поведения личности.

Рассмотрение структуры права с позиций «сущности» и «су- ществования» дает ключ к решению основополагающих про- блем, таких как морально-философское обоснование принципов справедливости и механизм их реализации, с одной стороны, и проблема соотношения права и власти как момент легитимности и ограничения последней — с другой. Этот момент выступает в гегелевской «Философии права» как исходный пункт саморазви- тия понятия права от абстрактных форм его осуществления к бо- лее конкретным формам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.021 с.)