Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть фирм на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти



Источник рыночной власти, как правило, заключен в высокой концентрации продавцов или захвате обширной доли рынка. Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке.

Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.

Для измерения рыночной концентрации используются различные показатели среди которых следует выделить: коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Линда, коэффициент Джини.

    Коэффициент концентрации.  Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

,                 (1)

где  – размер фирмы (например, рыночная доля);

  k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). Для одного и того же числа крупнейших фирм: чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:

- рынок считается неконцентрированным при значениях индекса   ниже 45%;

- умеренно концентрированным при 45 – 70%;

- высококонцентрированным при > 70%.

Показатель индекса концентрации имеет ряд недостатков. Он не показывает, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также относительную величину фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Пример: 5 крупнейших фирм на рынке с рыночными долями: 29%, 21%, 18% и 11%

Найти индекс концентрации и сделать вывод

Ск = 0,29 +0,21 +0,18 +0,11 = 0,79% - концентрация высокая

Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Это показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения рыночной власти между всеми участниками рынка. При расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наименьшей к наибольшей:

            (2)

где  - рыночная доля фирмы i на рынке;

n – количество фирм на рынке

Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. По значению индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

– рынки с высоким уровнем концентрации (монополистические рынки) 1800<HHI<10000 при таком значении индекса антимонопольный комитет будет проверять отраслевой рынок.

– рынки с сильным концентрации (олигополистические рынки) 1 000 < HHI < 1 800

– рынки с низким уровнем концентрации (конкурентные рынки) HHI < 1 000

Пример

На отраслевом рынке 9 фирм.  Доли фирм на рынке:

1 фирма 30%,

2 фирма 22%,

3 фирма -11%,  

4 фирма 9%,

5 фирма -8%,

6 фирма -6%,

7 фирма -5%,

8 фирма -5%,

9 фирма -4%

Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана и сделать выводы

НН I = 302 +222 + 112 +92 +82 +62 +52+52 +42 = 900+484 +121 +81+64+36+25+25+16 = 1753 – рынок сильной концентрации (олигополия)

Разрешит ли антимонопольный комитет объединение 5 и 9 фирмы

8+4 = 12%

. НН I = 302 +222 + 112 +92 +122 +62 +52+52 = 900+484 +121 +81+144+36+25+25 =1816 – рынок с высоким уровнем концентрации HHI>1800, поэтому антимонопольный комитет не разрешит объединение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)