Кафедра «Экономика, управление и финансы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономика, управление и финансы»



Кафедра «Экономика, управление и финансы»

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Учебное пособие  по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

для студентов всех направлений, всех форм обучения

 

Нижний Новгород 2016

 

 

Общие понятия экономики отраслевых рынков

Субъекты отраслевого рынка

Любая экономическая система состоит как минимум,  из трех группы экономических агентов: государство, представители бизнеса (фирмы) и домохозяйства.

Домохозяйства могут быть представлены отдельными лицами или группами лиц, совместно принимающих решения, например семьями. Домохозяйство взаимодействует с другими субъектами рынка и в экономической системе играет двоякую роль с одной стороны как поставщик ресурсов, с другой стороны как потребитель товаров и услуг. Например, как поставщик предлагают фирмам рабочую силу, а как потребитель домохозяйства приобретают необходимые изделия для личного потребления или домашнего производства. Доходы домохозяйств облагаются налогами – так осуществляется взаимодействие между домохозяйствами и государственными органами. Сбережения домохозяйств размещаются в финансовых институтах, таким образом, домохозяйства становятся участниками финансового рынка.

Бизнес (фирмы) делится на две группы: первая поставляет готовую продукцию на рынок товаров и услуг, вторая группа обслуживает эти производящие фирмы (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Главной функцией фирм является преобразование ресурсов в блага. Они выполняют столь же двойственную функцию, как и домохозяйства, с той лишь разницей, что на рынке факторов производства они выступают в роли покупателей, приобретая материальные и трудовые ресурсы, а на рынке благ – в роли продавцов, реализуя произведенные товары и услуги. Денежные средства, временно не задействованные в бизнесе, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие деньги получают на этом же рынке в виде кредитов; доходы фирм облагаются налогами, а правила поведения фирм устанавливаются государством.

Государство выступает главным хозяйствующим субъектом при любой экономической системе. Оно выступает как потребитель ресурсов для организации производственной деятельности по выпуску товаров и услуг, а так же реализует произведенные товары на рынке. Таким образом, государство, как и домохозяйства, и фирмы, играет на рынке двоякую роль: потребителя и поставщика. Государство кроме установления правил в экономике и взимания налогов, пошлин также может участвовать в осуществлении ряда программ: социальных, военных, экологических, экономических.

В современном мире у каждого из институтов – гражданского, государственного и рыночного – есть своя, присущая им роль в удовлетворении потребностей нормально функционирующего общества. Многообразие контактов между субъектами рыночной организации является базой для развития различных рынков: финансового, ресурсного, товарного и рынка труда.

Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» исследует преимущественно товарные рынки, на которых в качестве субъектов присутствуют институты бизнеса, государства и домохозяйства.

 

Анализ структуры рынков. Динамика рынка

Анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок в структуре

Отраслевого рынка

Большое влияние на функционирование фирм и на сам рынок оказывает свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Сложность, а иногда даже невозможность входа в определенный рынок или проникновения в определенную отрасль зависит от соответствующих барьеров.

Впервые понятие «барьеры входа» дал Джо Бэйн в 1956 г., определяя их как барьеры, позволяющие действующим фирмам получать сверхприбыль, не опасаясь входа конкурентов. В современной литературе под барьерами входа понимают: факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли. Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков (рис. 5):

– рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;

– рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;

– рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;

– рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.

Рис. 5. Классификация отраслевых барьеров

Барьеры входа могут быть стратегическими и не стратегическими.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательно деятельностью доминирующих фирм, которые пытаются предотвратить проникновение новых фирм-конкурентов в отрасль, при этом при выборе стратегии фирмы во внимание принимается ответное действие рыночных участников. На установление стратегических барьеров могут влиять следующие факторы:

1) лимитирующее ценообразование. Фирмы, уже действующие в отрасли, зная совокупный спрос и предложение, могут назначить цену, позволяющую предотвратить нежелательное появление на рынке новых конкурентов. Чтобы ценообразование, ограничивающее вход, было эффективным, фирма должна оценить точно издержки своего производства и потенциального конкурента, а также условия спроса. Если фирма переоценит издержки и назначит слишком высокую цену, вход будет предотвращен, но фирма не дополучит какую-то часть прибыли. Если она недооценит издержки и назначит слишком низкую цену, проникновение новых фирм не будет предотвращено.

2) высокая степень дифференциации продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов и конкурентам будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок;

3) долгосрочные контракты с поставщиками и покупателями. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если подобные контракты существуют в отрасли;

4) дополнительные инвестиции в оборудование (необходимость у входящей фирмы). Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями, то при первой же угрозе входа новой фирмы может увеличить выпуск до уровня, ограничивающего вход, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек;

5) необходимость значительных расходов на рекламу. Рекламные расходы увеличивают минимальный выпуск в отрасли, необходимый для организации эффективного производства, и понижают ее ожидаемую прибыль.

Нестратегические (объективные) барьеры, создаются фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию. К ним относятся:

1) eмкость отраслевого рынка. Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

2) барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР. Чем более конкурентным является рынок капитала, тем легче получить кредит, тем меньше барьеров для входа на товарный рынок.

3) барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым и более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций. Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей отдачи от масштаба.

4) административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.

5) состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.

6) криминализация экономики.

При анализе рыночных барьеров принимают во внимание как барьеры входа в рынок, так и барьеры выхода из него, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли. Барьеры выхода создают высокие инвестиционные издержки в долгосрочные или специфические активы фирмы. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.

Осложнить выход фирмы из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.

 

Поглощения и слияния фирм

На рынке продаются не только ресурсы, товары и услуги, на рынке также реализуются и фирмы через процессы слияния и поглощения фирм. Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии. Приобретения могут осуществляться в виде групп сделок:

1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;

2) оспариваемые поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;

3) отторжение – когда фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;

4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.

С точки зрения рынков, к которым принадлежат фирмы-участницы, слияние классифицируется на следующие виды:

- горизонтальные слияния, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке;

- вертикальные слияния происходят тогда, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя.

- конгломеративные слияния происходят в случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.

Мотивами слияний могут служить: предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть; стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта; расчет на выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба.

Слияния фирм приводят к явным выгодам от таких действий:

1) слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов;

2) при слиянии автоматически увеличивается доля фирмы на рынке;

3) слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок, так как приобретенная фирма – уже участник данного рынка;

4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время;

5) степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы.

 

Совершенная конкуренция

Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены

Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены

Цену устанавливает продавец   Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены   Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены

Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке

Нет стратегического взаимодей-ствия продавцов на рынке   Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке   Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке  

Условия входа на рынок

Вход свободен   Вход полностью блокирован   Вход свободен   Вход может быть блокирован или свободен

Степень влияния покупателей на установление рыночной цены

Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают ни­какого влияния на установление рыночной цены

Параметры структуры рынка

Совершенная конкуренция   Монополия   Монополистическая конкуренция Олигополия  

Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему покупки

Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка

Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж

Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Один продавец на рынке   Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка   Несколько про­давцов на рынке, объем продаж каждого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка

Характеристика товара

Продукты различных продавцов однородны   Не существует близких продуктов – заменителей товара   Продукты различ­ных продавцов неоднород-ны (дифференциация продукта) Продукты различных продавцов могут быть однородны и неоднородны

Барьеры входа на рынок

Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход Барьеры входа не существуют   Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны
           

 

Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.

Для измерения рыночной концентрации используются различные показатели среди которых следует выделить: коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Линда, коэффициент Джини.

    Коэффициент концентрации.  Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

,                 (1)

где  – размер фирмы (например, рыночная доля);

  k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Рыночная доля измеряется в относительных долях (0 < Y < 1). Для одного и того же числа крупнейших фирм: чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Выделяют следующие критерии сопоставления рыночных структур:

- рынок считается неконцентрированным при значениях индекса   ниже 45%;

- умеренно концентрированным при 45 – 70%;

- высококонцентрированным при > 70%.

Показатель индекса концентрации имеет ряд недостатков. Он не показывает, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также относительную величину фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Пример: 5 крупнейших фирм на рынке с рыночными долями: 29%, 21%, 18% и 11%

Найти индекс концентрации и сделать вывод

Ск = 0,29 +0,21 +0,18 +0,11 = 0,79% - концентрация высокая

Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Это показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения рыночной власти между всеми участниками рынка. При расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наименьшей к наибольшей:

            (2)

где  - рыночная доля фирмы i на рынке;

n – количество фирм на рынке

Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. По значению индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынка:

– рынки с высоким уровнем концентрации (монополистические рынки) 1800<HHI<10000 при таком значении индекса антимонопольный комитет будет проверять отраслевой рынок.

– рынки с сильным концентрации (олигополистические рынки) 1 000 < HHI < 1 800

– рынки с низким уровнем концентрации (конкурентные рынки) HHI < 1 000

Пример

На отраслевом рынке 9 фирм.  Доли фирм на рынке:

1 фирма 30%,

2 фирма 22%,

3 фирма -11%,  

4 фирма 9%,

5 фирма -8%,

6 фирма -6%,

7 фирма -5%,

8 фирма -5%,

9 фирма -4%

Рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана и сделать выводы

НН I = 302 +222 + 112 +92 +82 +62 +52+52 +42 = 900+484 +121 +81+64+36+25+25+16 = 1753 – рынок сильной концентрации (олигополия)

Разрешит ли антимонопольный комитет объединение 5 и 9 фирмы

8+4 = 12%

. НН I = 302 +222 + 112 +92 +122 +62 +52+52 = 900+484 +121 +81+144+36+25+25 =1816 – рынок с высоким уровнем концентрации HHI>1800, поэтому антимонопольный комитет не разрешит объединение

ТЕСТ

1 Основными подходами к анализу организации отраслевых рынков являются:

а) чикагская школа; б) оксфордская школа; в) кембриджская школа

2 Рынок, как базовое понятие в теории отраслевых рынков это:

а) место встречи продавца и покупателя;

б) совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии;

в) совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции

3. Впервые понятие “барьер входа” ввел:

а) О. Курно б) Д. Бэйн в) Г. Хотеллинг   г) А. Маршалл

4. К стратегическим барьерам входа на рынок относятся:

а) емкость отраслевого рынка;

б) лимитирующее ценообразование;

в) высокая степень дифференциации продукта;

г) состояние инфраструктуры рынка

5. При какой структуре рынка вход на рынок полностью блокируется:

а) Олигополия

б) Совершенная конкуренция

в) Монополистическая конкуренция

г) Монополия

6. Индекс концентрации рассчитывается как:

а) сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке

б) сумма квадратов рыночных долей фирм, представленных в секторе рынка:

в) средняя доля фирм, действующих на рынке, взвешенная по натуральному логарифму обратной ей величины

Кафедра «Экономика, управление и финансы»

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Учебное пособие  по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

для студентов всех направлений, всех форм обучения

 

Нижний Новгород 2016

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.066 с.)