Эстетическое воспитание :: тема шестая искусство в нашей жизни :: живопись :: живопись 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое воспитание :: тема шестая искусство в нашей жизни :: живопись :: живопись



Комната пронизана солнечным светом, проникающим в нее с застекленной веранды и из двери, в которую вошел вернувшийся из ссылки человек. Оба почти неощутимых источника света незаметно направляют наш взгляд на вошедшего. Он все время остается в центре нашего внимания, составляя смысловой и эмоциональный центр картины. Это достигнуто при помощи композиции.

Композиция — общий план построения произведения, определяемый идейным замыслом живописца. Композиция диктует расположение фигур и цветовых пятен в картине, их взаимоотношение.

Наш взгляд скользит по фигуре матери, стоящей к нам спиной, потому что вся она устремлена к сыну: движение фигуры, руки и даже согнутой спины — все это, усиленное линией кресла, направляет наш взгляд на вошедшего. К нему обращена рука горничной, повернута голова мальчика, направлен взгляд стоящей в коридоре старухи, и даже линия половиц пола оказывается зримой деталью общего композиционного замысла.

Показано лишь одно событие из жизни семьи. Но картина построена так, что мы можем догадаться, что предшествовало данному моменту и что произойдет в следующее мгновение. Композиционное решение картины позволяет преодолеть статичность изображенного. Вглядитесь, как различно все реагируют на вошедшего. Девочка напугана, кажется, еще мгновение — и она спрячется под стол, а мальчик — весь устремлен навстречу отцу. Заметив эти важные детали, нетрудно определить, сколько отсутствовал глава семьи.

Изображение в живописи дано на плоскости. Значит, все фигуры находятся на равном расстоянии от нас. Почему же кажется, что фигура матери стоит на первом плане, а остальные располагаются дальше, на разном расстоянии от нас? Такое впечатление возникает потому, что художник строил картину, используя законы перспективы.

Перспектива — расположение изображенных предметов в пространстве относительно глаза смотрящего человека. В зависимости от удаленности предметов изменяется восприятие их формы, очертаний, размеров и окраски. Эти особенности зрительного восприятия используют художники, чтобы создать ощущение глубины.

А, А. Пластов. «Сенокос»

В картине Репина передано содержание огромной общественной значимости. Образ революционера, быт и уклад его семьи, точные психологические характеристики действующих лиц — все вместе это позволяет почувствовать атмосферу острой социальной борьбы в России того времени, симпатии художника, который был на стороне передовых людей эпохи.

Но такая всесторонняя характеристика персонажей и обстановки, в которой происходит действие, не обязательна для каждого живописного полотна.

В картине выдающегося советского художника А. А. Дейнеки «Будущие летчики» нет детальной характеристики каждого героя, нет в ней и развертывающегося действия. Она построена иначе.

На набережной спиной к зрителям сидят три подростка. Они наблюдают за летящим самолетом, обсуждают маневр летчика, восхищаются им, мечтают о подвигах. А перед ними — весь мир: синее море с белыми барашками волн, катером, гидросамолетом, огромное небо, свежий ветер и необъятная даль. Колорит картины построен на контрасте теплого с холодным (коричневые спины мальчишек, бело-розовый парапет и синее, как в сказке, море).

Колористическая гамма картины передает ощущение спокойной уверенности, душевной ясности, восторженности — внутреннего мира юных мечтателей. В этой картине нашли свое воплощение важные черты искусства социалистического реализма: сочетание жизненной правды с романтикой, оптимистическое восприятие мира, утверждение красоты труда и подвига.

В любой картине выбор момента, мгновения, которое художник остановил, композиция, колорит, характеристика персонажей, обстановки передают не только содержание изображаемого, но и отношение к нему художника, его оценку.

Картина А. А. Пластова «Сенокос» написана в празднично приподнятом колорите. Среди пестрых полевых цветов, высоких, чуть ли не в рост человека трав, мы видим фигуры четырех косцов. Они идут плотным, сомкнутым строем, почти касаясь друг друга. В одном ряду — старик и подросток, мужчина и женщина. Многокрасочная живопись передает силу солнечного блеска, игру света на белых нарядных березах, яркость пышно цветущего луга, свежее дыхание ветра. Картина не только воспроизводит красоту природы, но и передает радость самозабвенного труда, ощущение свободы, счастья, полноты жизни. Чтобы понять идейно-эмоциональную суть «Сенокоса», надо обратить внимание на такое важное обстоятельство. Косьба — тяжелая работа. Обычно ее выполняют мужчины. А здесь, в картине, всего один «настоящий» работник... Давно задуманное художником полотно было написано летом 1945 г., в год Победы. Становится ясно, почему изображены такие косцы и почему работа не тяжела им.

Так в одном запечатленном мгновении художник сумел передать и ликующую красоту природы, и радость труда, и следы пережитого военного лихолетья, и праздничное состояние победившего народа.

Замечательный французский живописец XIX в. Г. Курбе, как бы отвечая на вопрос о назначении живописи, писал: «... Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи согласно моей оценке; быть не только живописцем, но еще и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель».

Живопись называют иногда «молчаливым искусством». Но это красноречивое молчание. Живописец не только передает многокрасочность, многоцветность мира зримых и осязаемых форм. Он создает образ видимого, раскрывает его смысл.

Жанры живописи

Полотна Репина, Дейнеки, Пластова по жанру относятся к тематическим картинам.

Тематическими картинами называются живописные произведения, написанные на тему, имеющую важное общественное значение. Для советского искусства такие темы — революционное прошлое нашего народа, Великая Отечественная война, труд советских людей.

Существуют и другие жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт и др. Каждый из живописных жанров имеет свои особенности.

Пейзаж — это изображение природы, позволяющее острее, зорче ощутить ее красоту, почувствовать неповторимое очарование родного края или незнакомых нам уголков земли. Каждый из пейзажистов «открывает» какую-то сторону природы, видит ее по-своему и в каждую эпоху по-разному. И. И. Шишкин и И. И. Левитан раскрыли красоту и очарование природы средней полосы России, М. С. Сарьян — яркую, броскую красоту Армении, Г. Г. Нисский — красоту природы, преображенной человеческим трудом. Пейзаж позволяет художнику выразить свою любовь к родной земле, показать ее своеобразие. Белорусское Полесье, зелено-бурые горы Грузии, золотистые пески и холодное море Балтики, хлопковые плантации и искусственные водоемы Средней Азии — все это, увиденное зорким взглядом художника, становится достоянием духовного мира зрителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.005 с.)