Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью. А. В. Щусев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью. А. В. Щусев



Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Достаточно хотя бы раз испытать чувство возвращения в родные места, где тебя встречают знакомые и близкие сердцу и взору улицы, площади, дома, чтобы осознать и признать значение этого искусства в жизни каждого человека. А как много может оно рассказать об эпохе, ушедшей в далекое прошлое, о людях и их образе жизни, когда приезжаешь в другую страну! Это искусство, которое справедливо считают каменной летописью истории, зеркалом эпохи.

Строительное искусство

Архитектура (русское название — зодчество) — это строительное искусство, умение проектировать и создавать населенные пункты, жилые дома и общественные здания. Она

организует пространство и формирует среду, в которой живет человек, создавая условия для его труда, быта и отдыха. В соответствии с этим различают архитектуру жилую (дома), производственную (заводы, фабрики, учебные заведения) и общественную (Дворцы культуры, театры, стадионы).

Архитектура — и строительство, и искусство. Этим прежде всего определяется ее своеобразие, специфика. С того момента, когда первобытный человек построил первое, еще очень примитивное жилище, архитектура проделала длительный и сложный путь развития. Менялся облик зданий и городов, постройки становились все более сложными и разнообразными. Но для того, чтобы постройка стала архитектурным сооружением, необходимо иметь художественный замысел будущего здания, который должен быть воплощен сначала в проект, а затем и в сооружение. При этом важно правильно выбрать материалы для постройки здания.

В связи с этим искусство и строительство составляют неразрывное единство. Никакое строительство невозможно без ясного представления о том, что и для чего возводится. А самый талантливый и оригинальный проект здания остается на бумаге (или в макете), если за его воплощение не возьмутся мастера-строители. Поэтому любое известное архитектурное сооружение — это сплав таланта художника-архитектора и мастерства строителей. Любуясь египетской пирамидой или готическим собором, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих величественных сооружений, но и трудом, умением и сноровкой строителей, сумевших, пользуясь примитивной техникой тех времен, создать замечательные памятники культуры. Поэтому архитектор должен в совершенстве овладеть секретами строительства, его наиболее передовыми методами, если он хочет обеспечить высокое качество возводимого по его проекту здания. Строители, приступая к выполнению проекта, должны проникнуть в замысел архитектора, понять своеобразие данного сооружения.

Архитектура предъявляет к любой постройке — жилой, производственной и общественной — три основных требования: польза, прочность, красота. Архитектурное сооружение отличается целостным художественным замыслом.

Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение — три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение. Здания должны быть удобными: в одном случае — для жилья, в другом — для показа спектаклей, в третьем — для учебы. Так же важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Поэтому надо заранее учесть и особенности климата в данной местности, и возможность стихийных бедствий (наводнения, урагана, землетрясения), и выбрать нужный строительный материал. Постройка должна быть целесообразной.

Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование — красоты. Здание должно «вписываться» в окружающий пейзаж, гармонировать с ним, иметь привлекательный внешний облик, со вкусом отделанные внутренние помещения и т. д. Оно должно быть не только удобным и прочным, но и приятным для глаза, создавать хорошее настроение, нести в себе, как говорят в таких случаях, определенную эстетическую идею. Что это значит?

Здания и сооружения бывают суровыми, строгими и замкнутыми (как бы отгороженными от внешнего мира), подобно египетской пирамиде или средневековому замку. К примеру, создатели пирамид стремились возвеличить того или иного фараона и, возводя гробницу в песках, на фоне безбрежного неба, считали массивность сооружения первым признаком его монументальности и выразительности. Эстетическое понятие красоты сооружения для древних египтян было неотделимо от величавой массивности и тяжести. По-своему такое представление о красоте воплощено и в средневековом замке. И не только в архитектурном облике здания, но и внутри него. На тяжелом дубовом, а порой каменном столе стояли тяжелейшие бронзовые кувшины, каменные кубки, массивная глиняная посуда. Человек носил тяжелые латы и шлем, на его ногах гремели медными подковами сапоги, а к поясу он пристегивал огромный меч.

Здания и сооружения других эпох и стилей — светлые, легкие, как бы парящие в небе. Готический храм — тоже монументальное сооружение, но его красота иная, чем красота пирамиды. Это архитектура, как бы освободившаяся от оков земного тяготения и устремившаяся вверх, к небу. Так разные представления о красоте рождают разные архитектурные образы.

Образ в архитектуре — это художественное выражение содержания и назначения данного сооружения. Создать художественный образ в архитектуре — значит построить здание (или целый комплекс их), удовлетворяющее многообразные потребности людей. Это материальные потребности — чтобы здание хорошо «обслуживало» человека, было удобно для жизни, работы или отдыха; и потребности духовные — чтобы оно вызывало ощущение радости, полноты и счастья жизни. В этом смысле архитектурный образ, как никакой другой образ в искусстве, наиболее тесно связан со всей практической деятельностью людей.

Мы уже заметили такую важную особенность: архитектура не изображает, а выражает то, что характерно для данной эпохи и общества. Ее не случайно называют «окаменевшей музыкой». Архитектура способна заставить здание «говорить» и «петь», пользуясь своими выразительными средствами. Главные из них — пространство и объем. Используя различные объемы, меняя их соотношения и пропорции, архитектор добивается самых неожиданных эффектов и результатов. Длинное, приземистое здание и стройное, высокое будут производить разное впечатление, а сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, воспринимается совсем иначе. Все элементы здания — и окна, и балконы, и поверхность стен, и цвет, и используемый материал, и т. д.— важные средства создания целостного архитектурного образа.

Следует особо отметить зависимость архитектуры от особенностей природы — климата и пейзажа. Например, специфичны условия градостроительства в республиках Средней Азии. Климат здесь резко континентальный: между летней и зимней, дневной и ночной температурой большие перепады. В летний день квартиру надо укрыть от жары, затенить, а ночью, наоборот, раскрыть для проветривания, прохлады. Зимой затенение квартиры не нужно — ее следует открыть лучам солнца. Поэтому в узбекских селениях издавна устраивались внутренние дворики с водоемами (хаузами) и проточными арыками, создающими нужный микроклимат. Вековой опыт и народная мудрость широко используются и современными архитекторами. Так, особое (меридиальное) расположение домов в Баку вызвано потребностью защитить жителей от сильных и холодных северных ветров.

Многое в облике архитектуры определяет местный строительный материал. В Молдавии — мелкозернистый ракушечник, в Грузии — тешениты, в северных районах России — дерево, в Армении — туф, и т.д. Архитекторы умело используют природные свойства распространенных в данной местности материалов как для практических, так и для эстетических целей. К примеру, армянские зодчие прекрасно освоили замечательные качества туфа, он более легкий и менее теплопроводный, чем кирпич, прост в обработке, не нуждается в штукатурке и позволяет вырезать на нем тончайшие узоры.

Важное значение имеет в архитектуре планировка здания, использование самого пространства. Русские храмы в большинстве расположены на широко обозримых пространствах, всегда выделялись и становились как бы ориентирами. В тесной сутолоке средневековых улиц прибалтийских городов (Таллина, Вильнюса, Риги) разнообразные башни, шпили и колокольни венчают и замыкают собой целые ансамбли домов и площадей. И сегодня умение точно вписать здание в окружающую природу и сложившуюся среду считается признаком высокого мастерства. Яркий пример — здание СЭВ, похожее на раскрытую книгу, которое высится на берегу Москвы-реки.

Архитекторы и строители смело заимствуют у природы формы, краски, конструктивные принципы. Останкинская телевизионная башня, воздвигнутая в середине 60-х годов, своим внешним обликом и натянутыми стальными вантами, скрытыми в толще бетона, напоминает строение стебля растения, ствола дерева. Природа подсказала архитекторам чечевицеобразный купол цирка в Казани, мембранное, подобно крыльям летучей мыши, покрытие универсального спортивного зала в Ленинграде с безопорным пролетом около двухсот метров.

Спортивный комплекс Олимпийский (удостоен Ленинской премии) на проспекте Мира в Москве представляет собой монументальное сооружение, предназначенное для проведения спортивных состязаний, а также массовых праздничных гуляний, собраний, фестивалей в любое время года и в любых погодных условиях. Несмотря на свои впечатляющие размеры и объемы, комплекс организован таким образом, что он не разобщает людей и не подавляет отдельного человека. Напротив, он заключает в себе «эффект близости» общения, коллективности сопереживания. Культура внутренних помещений и убранства такова, что люди ориентированы на уважительное отношение к нормам воспитанного поведения.

Мы рассмотрели некоторые, наиболее существенные особенности архитектуры как вида искусства. И можем сделать следующий важный вывод.

Архитектурное сооружение соединяет в себе материально-практическую (назначение,. польза) и художественную (выразительность) стороны. Здание должно быть одновременно удобным и красивым, удовлетворяя общественно-бытовые и эстетические потребности людей. Для достижения этой главной цели архитекторы в содружестве со строителями используют самые различные средства искусства и строительной техники.

Техника и искусство, объединившиеся в архитектуре, менялись от эпохи к эпохе. Менялись и представления людей об удобстве и красоте. Как это отразилось на архитектуре?

Архитектурные сооружения — это одетые в камень или дерево «портреты» эпохи. Существует емкое понятие, помогающее разобраться в многообразии архитектуры и понять отличительные черты зданий различных эпох. Это понятие — архитектурный стиль, который характеризует основные признаки образной системы, средств художественного выражения зодчества различных эпох.

Появление того или иного стиля определяется изменением общественных условий, характером взаимоотношений человека, общества и природы. Основные стили в архитектуре— античный (классический), романский, готический, классицизм.

Прекрасный образец античного стиля — знаменитый древнегреческий Парфенон, который и сейчас, по прошествии более двух тысячелетий, производит огромное впечатление. Величественное здание, стоящее на холме из известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно

не своими размерами, а гармоническим совершенством пропорций, прекрасной соразмерностью частей. Давно замечено: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции», и будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь. Парфенон потрясает красотой простоты, сочетанием расчета и вдохновения.

Это прямоугольное 46-колонное строение, покоящееся на трехступенчатой террасе. Его стройные мраморные колонны устремлены ввысь как бы в одном гармоническом усилии. Некогда белоснежный мрамор стал от времени золотисто-розовым, будто горячее южное солнце пропитало его насквозь. Каждая из колонн обдумана, и все они, хотя и кажутся одинаковыми, различны. Четыре ряда цоколя (подножия) храма не одинаковой высоты, колонны поставлены с еле заметным наклоном внутрь здания, благодаря чему наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе над храмом. Здание не вдавливается своей тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень легким и исключительно выразительным.

Парфенон — образец античного, классического стиля, для которого характерно живое чувство связи архитектуры с окружающей природой и стремление возвеличить человека. Если на египетских гробницах высекали надписи «Прославляйте царя...», то на греческих храмах —«Человек есть мера всех вещей» или «Познай самого себя». Разница огромная. В одном случае возвеличивают божественную власть фараона, в другом — человека.

Утвердившийся в Европе XI—XII вв. романский стиль отвечал требованиям феодалов и церковников. Характерные черты зданий, в основном замков и церквей,— суровость и тяжеловесность. Замок феодала призван был защитить его хозяина от военной опасности. Отсюда — массивные гладкие стены с зубцами наверху, сторожевые башни цилиндрической формы на стенах и углах. Внутри, за стенами, располагался сам замок (донжон)—с узкими окнами-бойницами, служивший одновременно и жильем и крепостью. Внутри замка — покои владельца и особый рыцарский зал, где происходили всевозможные приемы, встречи. Мрачные, массивные стены замка с башнями на холмах властно господствовали над окружающей природой и убогими деревнями.

В XIII—XIV столетиях в Западной Европе возник и развился готический стиль. Черты и особенности этого стиля ярко выражены в таких памятниках архитектуры, как собор Парижской богоматери, Реймсский собор во Франции, Кёльнский собор в ФРГ, многие ратуши и соборы в прибалтийских советских республиках, придающие Таллину, Риге и Вильнюсу особое очарование.

В качестве конкретного примера можно назвать небольшое здание костела св. Анны в Вильнюсе. Удивительная легкость фасада, впечатление устремленности здания ввысь достигается с помощью композиции и ритма, где главную роль играют вертикальные линии. Вертикали (неглубокие прямоугольные ниши) разного размера и пропорций увенчаны своеобразными арками, которые острыми концами входят в небольшие плоские башенки. В фасаде нет ни одной спокойной плоскости, он весь пронизан легким, непрерывно изменчивым ритмом, живой мерцающей игрой света и тени.

В готической архитектуре широко использовались витражи (своеобразный вид живописи по стеклу). Помещенные в оконных проемах, они наполняли внутреннее пространство здания светом, окрашенным в мягкие и густые цвета.

В эпоху Возрождения, или Ренессанса (XV—XVI вв.), архитектура становится ближе к человеку и отличается жизнерадостным характером. Получает распространение здание светского типа — дворец (палаццо), органически связанное с окружающей природой, светлое и просторное, удобное для человека. Выдающийся зодчий Брунеллески создает архитектуру изящно простую, «земную», где властвует гармония пропорций и четких ритмов и совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала, свойственное романской архитектуре. Особо следует сказать о памятниках древнерусского зодчества — каменного и деревянного. Неповторима красота церкви Покрова на Нерли, ее слитность с окружающей природой. Белоснежная, стройная, она стоит над небольшим озером, отражаясь в спокойной воде. Замечательный памятник деревянной архитектуры — Кижи. Один из строителей Преображенской церкви в Кижах, зодчий из народа Нестор, по преданию, сказал о ней: «Не было, нет и не будет такой».

Этоподлинное чудо народной фантазии и плотницкого искусства. В руках русских древоделов топор был поистине волшебным инструментом. Топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали конструкции без гвоздей, прочность которых удивляет нас сегодня.

Великолепный памятник древнерусского зодчества — Московский Кремль, который приобрел свой окончательный вид в результате многовекового строительства. Мощные зубчатые стены, величественные башни, золотом горящие купола соборов; Красная площадь, являющаяся как бы парадным входом в Кремль, внутри которого свободно располагаются разнообразные здания,— все это образует грандиозный и поэтичный архитектурный ансамбль. Торжественный облик и праздничное великолепие Кремля издавна сделали его центром столицы единого общерусского государства, а в наши дни — столицы многонационального Советского Союза.

Заметное место в истории архитектуры занимает классицизм (название возникло из стремления зодчих XVII—XVIII вв. возродить классическое искусство Древней Греции). Для зданий, построенных в этом стиле, характерны прямые, строгие линии и плоскости, колонны, опоясывающие весь фасад, богато отделанные мрамором и бронзой внутренние помещения. Образцов такой архитектуры много в Ленинграде (например, здания Адмиралтейства, Театра им. А. С. Пушкина, построенные выдающимися русскими архитекторами А. Д. Захаровым и К. И. Росси). Широко используя скульптуру» особенности рельефа местности, зодчие стремились создавать архитектурный ансамбль зданий, улиц и площадей. Ленинград — один из красивейших городов мира — восхищает строгостью, внутренним единством своей архитектуры и богатством уникальных памятников.

Мы описали лишь несколько стилей и памятников архитектуры прошлого. Но и этого достаточно, чтобы убедиться в многообразии архитектурных форм и стилей, оставленных нам в наследство. Сохранить памятники прошлого для будущих поколений — важная общественная задача. В нашей стране реставрируются и тщательно оберегаются многие памятники зодчества и даже целые города (Владимир, Суздаль, Самарканд, Бухара и др.). Верховный Совет СССР принял специальный закон «Об охране и использовании памятников истории культуры». «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР»,— гласит статья 68 Конституции СССР.

Архитектура, как и любое другое искусство, живет современностью, стремится к новаторству, которое неотделимо от традиций зодчества. Об этом хорошо сказал армянский поэт Геворк Эмин в стихотворении «Другу архитектору»:

Я, как и ты, люблю красу былого. Но все же, друг мой, наша радость в том, Что памятники нашей жизни новой Мы на камнях былого создаем...

Каковы отличительные черты советской архитектуры и какой вклад внесла она, опираясь на традиции прошлого, в строительное искусство современной эпохи?

Советская архитектура

Лауреат международной Ленинской премии Мира, выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер назвал советскую архитектуру «образцом гуманизма и новаторства» за ее глубокую человечность и демократизм. Это архитектура, поставившая в центр человека, его здоровье, благополучие и счастье.

С первых дней социалистической революции Коммунистическая партия и Советское государство взяли твердый курс на строительство новых городов и селений, обеспечение трудящихся удобным жильем, на повышение технического и художественного качества сооружений. Архитекторы приняли активное участие в массовом строительстве зданий различных типов — жилых домов, промышленных комплексов, культурно-просветительных учреждений. Возникли сотни новых городов (Тольятти, Зеленоград, Навои и др.) и такие здания, как Дворцы культуры, Дома пионеров, клубы и санатории, которых история архитектуры вообще не знала.

Социализм открыл невиданные возможности для творчества архитекторов. Ликвидация частной собственности позволила рационально и в интересах трудящихся использовать землю, планировать города на основе всестороннего учета потребностей людей. Поэтому, писал известный советский архитектор В. А. Веснин, «строить надо красиво и экономно, считаясь во всех случаях с запросами советского человека, с тем, как ему будет лучше, удобнее». Создавать удобные, прочные, экономичные и красивые здания стало девизом советских зодчих.

В развитии нашей архитектуры не обошлось без недостатков и ошибок. В первые годы Советской власти некоторые архитекторы рассуждали так: поскольку революция смела старый порядок, надо полностью отмести и старую архитектуру. И создавали здание клуба в виде огромной шестерни с бетонными зубцами-выступами вокруг крыши, или жилой дом, где были только комнаты, а общая для всех кухня помещалась в другом доме. Это — псевдоноваторство. В послевоенные годы некоторые зодчие увлекались чисто внешней, «показной» стороной возводимых зданий, не заботясь о рациональной планировке помещений и удобствах. Но советские зодчие создали много замечательных архитектурных сооружений, которыми народ по праву гордится.

Выдающееся произведение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. Автор проекта, зодчий, академик А. В. Шусев так определил основную идею Мавзолея: «... сооружение я мыслил как ступенчатую пирамиду, напоминающую курган, который первобытный человек насыпал над телом своего погибшего вождя». Торжествен и строг геометрически четкий облик памятника вождю революции. Облицованный огромными полированными плитами темно-красного гранита, Мавзолей стоит в центре Красной площади, между Спасской и Никольской башнями Кремля. Сочетание простоты и строгости объемного построения с однородным цветовым фоном (красным кирпичом Кремлевской стены) придает Мавзолею особую выразительность и красоту.

В годы первой пятилетки был создан Днепрогэс — архитектурное воплощение и символ ленинского плана электрификации страны (ГОЭЛРО). В то время это была крупнейшая в мире гидростанция, и архитекторам — братьям Весниным — удалось передать ощущение гигантского размаха, мощи и новой красоты промышленного сооружения. Мерный и четкий ритм могучих бетонных быков водосливной плотины, которая плавной дугой протянулась от берега до берега, удачно контрастирует с прямоугольным блоком здания гидростанции, облицованного красноватым туфом. По словам А. В. Луначарского, создатели Днепрогэса сумели соединить в одном образе «мощность, легкость и идейность».

Впервые в нашей стране были возведены такие уникальные здания и комплексы, как Дворцы пионеров в Москве и Киеве, пионерлагери Артек и Орленок. Это архитектурные ансамбли, каждый из которых выражает определенную идею, имеет свою «тему».

Артек — символ счастливого детства и дружбы. Архитектура его органично вписана в пейзаж Южного берега Крыма. Легкие, светлые, словно продутые свежим морским ветром разноцветные спальные корпуса. Площадки и «улицы» пионерского городка, утопающие в зелени и украшенные произведениями скульптуры («Волна», «Чайки и рыбы» и др.). У подножия живописной скалы, в том месте, где речка Артек впадает в море, пионеры вымостили небольшую площадку, на которую дети 83 стран привезли камни своей родины и торжественно заложили монумент «Дружба детей мира». Архитекторы превратили эту идею в оригинальный художественный образ. Основу объемно-пространственной композиции составляет шар. Этой форме соответствуют все его элементы — Земля и Солнце, мозаичное изображение на стене и комната Мира, а также посаженные по кругу три ряда кипарисов.

Много интересного сделано зодчими национальных республик. В Баку на месте прежних свалок и ветхих построек, на широкой прибрежной полосе раскинулась амфитеатром красивая набережная с парками и новыми домами, в облике которых современность сочетается с национальными традициями. Заново отстроен разрушенный в годы войны фашистами Минск — столица Советской Белоруссии. Узбекские зодчие возвели в пустыне утопающий в зелени город Навои, а в Ташкенте с помощью братских республик построен район Чиланзар на месте наиболее пострадавшего от землетрясения.

Лаздинай — новый жилой район Вильнюса, где проживает около 50 тыс. человек. Основная особенность этого комплекса, удостоенного Ленинской премии (коллектив архитекторов под руководством В. Чеканаускаса),— гармония типовой индустриальной застройки и природного окружения. Зодчие на практике показали большие возможности типовой архитектуры в условиях массового жилищного строительства. В Лаздинае типовые дома то выстраиваются ровной грядой, то взлетают ввысь на уровень двенадцатого этажа, то сходят вниз, будто шагают по «ступенькам» природного ландшафта. Здесь все внимание зодчих обращено на среду, в которой должен обитать человек: дома окружены живописными островами естественной зелени; четко выделены трассы автотранспорта и пешеходные дорожки; хорошо продумана архитектура «малых форм»— газоны, цветники, игровые площадки, дорожные знаки, указатели домов, фонари вечернего освещения и т. д. Все это создает атмосферу внимания, доброжелательности к человеку и удовлетворяет его эстетические потребности.

Современные дома возводят по типовым проектам, а кварталы — по типовым застройкам. Скорость строительства увеличивается, но возникает опасность обезличивания, потери индивидуальности в самих застройках. Архитекторы стремятся преодолеть эту опасность разнообразной планировкой, использованием различных облицовочных материалов, окраски зданий, применением цветной керамической плитки, пластиков, росписи, панно. Изобразительное искусство становится важным средством в борьбе с однообразием и обезличиванием архитектуры. XXVI съезд КПСС уделил архитектуре особое внимание. «... Важно,— отмечалось в Отчете ЦК КПСС,— чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов — это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной». Строительное искусство не имеет себе равных по силе, доступности, непосредственности и длительности воздействия на человека. Архитекторы и строители возводят не просто дом, квартал, город. Они заняты сотворением среды обитания людей, гармонически сочетающей в себе красоту естественной природы, красоту созданного человеческими руками материально-предметного мира и красоту самого человека.

Что такое архитектурный образ? Когда строительство становится архитектурой? Чему учит архитектура прошлого? Что вам нравится и не нравится в современной архитектуре?

Ваши любимые улицы, площади, здания? Каким будет город будущего?

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев... как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце... С. Т. Коненков

Еще не зная букв, не научившись читать и писать, дети начинают рисовать. Красками и цветными карандашами они изображают, а из пластилина лепят все то, что привлекло их внимание. Так еще в детстве в жизнь каждого человека входит изобразительное искусство.

Казалось бы, в этом искусстве все просто: художник изображает то, что он видит, а мы видим то, что он изобразил. Но если бы художник только повторял реально существующий мир — искусства не было бы. Даже в детских рисунках есть не только изображение увиденного, но и то, как ребенок увидел и что открыл для себя.

Смысл творчества художника не в механическом копировании действительности, а в ее образном воспроизведении, поэтическом объяснении и раскрытии.

Изобразительными называются такие искусства, которые на плоскости или в пространстве создают видимый образ окружающего мира, либо предметы, украшающие быт человека. К изобразительным искусствам относятся: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное, оформительское. Все они воспроизводят на плоскости и в пространстве то, что можно зрительно воспринять. Это и объединяет их в изобразительное искусство.

Наша встреча с произведениями изобразительного искусства происходит в музеях, картинных галереях, на выставках, где эти произведения экспонируются, и в повседневной жизни — на улицах города, в быту, на производстве.

Изобразительное искусство, как бы останавливая мгновение, дает нам возможность почувствовать красоту природы, все цветовое и пластическое богатство действительности, проникнуть в духовный мир человека. Оно конкретизирует и олицетворяет эстетический идеал своего времени.

Рассмотрим каждое из изобразительных искусств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.056 с.)