Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью. А. В. Щусев
Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей. Достаточно хотя бы раз испытать чувство возвращения в родные места, где тебя встречают знакомые и близкие сердцу и взору улицы, площади, дома, чтобы осознать и признать значение этого искусства в жизни каждого человека. А как много может оно рассказать об эпохе, ушедшей в далекое прошлое, о людях и их образе жизни, когда приезжаешь в другую страну! Это искусство, которое справедливо считают каменной летописью истории, зеркалом эпохи. Строительное искусство Архитектура (русское название — зодчество) — это строительное искусство, умение проектировать и создавать населенные пункты, жилые дома и общественные здания. Она организует пространство и формирует среду, в которой живет человек, создавая условия для его труда, быта и отдыха. В соответствии с этим различают архитектуру жилую (дома), производственную (заводы, фабрики, учебные заведения) и общественную (Дворцы культуры, театры, стадионы). Архитектура — и строительство, и искусство. Этим прежде всего определяется ее своеобразие, специфика. С того момента, когда первобытный человек построил первое, еще очень примитивное жилище, архитектура проделала длительный и сложный путь развития. Менялся облик зданий и городов, постройки становились все более сложными и разнообразными. Но для того, чтобы постройка стала архитектурным сооружением, необходимо иметь художественный замысел будущего здания, который должен быть воплощен сначала в проект, а затем и в сооружение. При этом важно правильно выбрать материалы для постройки здания. В связи с этим искусство и строительство составляют неразрывное единство. Никакое строительство невозможно без ясного представления о том, что и для чего возводится. А самый талантливый и оригинальный проект здания остается на бумаге (или в макете), если за его воплощение не возьмутся мастера-строители. Поэтому любое известное архитектурное сооружение — это сплав таланта художника-архитектора и мастерства строителей. Любуясь египетской пирамидой или готическим собором, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих величественных сооружений, но и трудом, умением и сноровкой строителей, сумевших, пользуясь примитивной техникой тех времен, создать замечательные памятники культуры. Поэтому архитектор должен в совершенстве овладеть секретами строительства, его наиболее передовыми методами, если он хочет обеспечить высокое качество возводимого по его проекту здания. Строители, приступая к выполнению проекта, должны проникнуть в замысел архитектора, понять своеобразие данного сооружения.
Архитектура предъявляет к любой постройке — жилой, производственной и общественной — три основных требования: польза, прочность, красота. Архитектурное сооружение отличается целостным художественным замыслом. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение — три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение. Здания должны быть удобными: в одном случае — для жилья, в другом — для показа спектаклей, в третьем — для учебы. Так же важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Поэтому надо заранее учесть и особенности климата в данной местности, и возможность стихийных бедствий (наводнения, урагана, землетрясения), и выбрать нужный строительный материал. Постройка должна быть целесообразной. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование — красоты. Здание должно «вписываться» в окружающий пейзаж, гармонировать с ним, иметь привлекательный внешний облик, со вкусом отделанные внутренние помещения и т. д. Оно должно быть не только удобным и прочным, но и приятным для глаза, создавать хорошее настроение, нести в себе, как говорят в таких случаях, определенную эстетическую идею. Что это значит? Здания и сооружения бывают суровыми, строгими и замкнутыми (как бы отгороженными от внешнего мира), подобно египетской пирамиде или средневековому замку. К примеру, создатели пирамид стремились возвеличить того или иного фараона и, возводя гробницу в песках, на фоне безбрежного неба, считали массивность сооружения первым признаком его монументальности и выразительности. Эстетическое понятие красоты сооружения для древних египтян было неотделимо от величавой массивности и тяжести. По-своему такое представление о красоте воплощено и в средневековом замке. И не только в архитектурном облике здания, но и внутри него. На тяжелом дубовом, а порой каменном столе стояли тяжелейшие бронзовые кувшины, каменные кубки, массивная глиняная посуда. Человек носил тяжелые латы и шлем, на его ногах гремели медными подковами сапоги, а к поясу он пристегивал огромный меч.
Здания и сооружения других эпох и стилей — светлые, легкие, как бы парящие в небе. Готический храм — тоже монументальное сооружение, но его красота иная, чем красота пирамиды. Это архитектура, как бы освободившаяся от оков земного тяготения и устремившаяся вверх, к небу. Так разные представления о красоте рождают разные архитектурные образы. Образ в архитектуре — это художественное выражение содержания и назначения данного сооружения. Создать художественный образ в архитектуре — значит построить здание (или целый комплекс их), удовлетворяющее многообразные потребности людей. Это материальные потребности — чтобы здание хорошо «обслуживало» человека, было удобно для жизни, работы или отдыха; и потребности духовные — чтобы оно вызывало ощущение радости, полноты и счастья жизни. В этом смысле архитектурный образ, как никакой другой образ в искусстве, наиболее тесно связан со всей практической деятельностью людей. Мы уже заметили такую важную особенность: архитектура не изображает, а выражает то, что характерно для данной эпохи и общества. Ее не случайно называют «окаменевшей музыкой». Архитектура способна заставить здание «говорить» и «петь», пользуясь своими выразительными средствами. Главные из них — пространство и объем. Используя различные объемы, меняя их соотношения и пропорции, архитектор добивается самых неожиданных эффектов и результатов. Длинное, приземистое здание и стройное, высокое будут производить разное впечатление, а сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, воспринимается совсем иначе. Все элементы здания — и окна, и балконы, и поверхность стен, и цвет, и используемый материал, и т. д.— важные средства создания целостного архитектурного образа. Следует особо отметить зависимость архитектуры от особенностей природы — климата и пейзажа. Например, специфичны условия градостроительства в республиках Средней Азии. Климат здесь резко континентальный: между летней и зимней, дневной и ночной температурой большие перепады. В летний день квартиру надо укрыть от жары, затенить, а ночью, наоборот, раскрыть для проветривания, прохлады. Зимой затенение квартиры не нужно — ее следует открыть лучам солнца. Поэтому в узбекских селениях издавна устраивались внутренние дворики с водоемами (хаузами) и проточными арыками, создающими нужный микроклимат. Вековой опыт и народная мудрость широко используются и современными архитекторами. Так, особое (меридиальное) расположение домов в Баку вызвано потребностью защитить жителей от сильных и холодных северных ветров.
Многое в облике архитектуры определяет местный строительный материал. В Молдавии — мелкозернистый ракушечник, в Грузии — тешениты, в северных районах России — дерево, в Армении — туф, и т.д. Архитекторы умело используют природные свойства распространенных в данной местности материалов как для практических, так и для эстетических целей. К примеру, армянские зодчие прекрасно освоили замечательные качества туфа, он более легкий и менее теплопроводный, чем кирпич, прост в обработке, не нуждается в штукатурке и позволяет вырезать на нем тончайшие узоры. Важное значение имеет в архитектуре планировка здания, использование самого пространства. Русские храмы в большинстве расположены на широко обозримых пространствах, всегда выделялись и становились как бы ориентирами. В тесной сутолоке средневековых улиц прибалтийских городов (Таллина, Вильнюса, Риги) разнообразные башни, шпили и колокольни венчают и замыкают собой целые ансамбли домов и площадей. И сегодня умение точно вписать здание в окружающую природу и сложившуюся среду считается признаком высокого мастерства. Яркий пример — здание СЭВ, похожее на раскрытую книгу, которое высится на берегу Москвы-реки. Архитекторы и строители смело заимствуют у природы формы, краски, конструктивные принципы. Останкинская телевизионная башня, воздвигнутая в середине 60-х годов, своим внешним обликом и натянутыми стальными вантами, скрытыми в толще бетона, напоминает строение стебля растения, ствола дерева. Природа подсказала архитекторам чечевицеобразный купол цирка в Казани, мембранное, подобно крыльям летучей мыши, покрытие универсального спортивного зала в Ленинграде с безопорным пролетом около двухсот метров. Спортивный комплекс Олимпийский (удостоен Ленинской премии) на проспекте Мира в Москве представляет собой монументальное сооружение, предназначенное для проведения спортивных состязаний, а также массовых праздничных гуляний, собраний, фестивалей в любое время года и в любых погодных условиях. Несмотря на свои впечатляющие размеры и объемы, комплекс организован таким образом, что он не разобщает людей и не подавляет отдельного человека. Напротив, он заключает в себе «эффект близости» общения, коллективности сопереживания. Культура внутренних помещений и убранства такова, что люди ориентированы на уважительное отношение к нормам воспитанного поведения.
Мы рассмотрели некоторые, наиболее существенные особенности архитектуры как вида искусства. И можем сделать следующий важный вывод. Архитектурное сооружение соединяет в себе материально-практическую (назначение,. польза) и художественную (выразительность) стороны. Здание должно быть одновременно удобным и красивым, удовлетворяя общественно-бытовые и эстетические потребности людей. Для достижения этой главной цели архитекторы в содружестве со строителями используют самые различные средства искусства и строительной техники. Техника и искусство, объединившиеся в архитектуре, менялись от эпохи к эпохе. Менялись и представления людей об удобстве и красоте. Как это отразилось на архитектуре? Архитектурные сооружения — это одетые в камень или дерево «портреты» эпохи. Существует емкое понятие, помогающее разобраться в многообразии архитектуры и понять отличительные черты зданий различных эпох. Это понятие — архитектурный стиль, который характеризует основные признаки образной системы, средств художественного выражения зодчества различных эпох. Появление того или иного стиля определяется изменением общественных условий, характером взаимоотношений человека, общества и природы. Основные стили в архитектуре— античный (классический), романский, готический, классицизм. Прекрасный образец античного стиля — знаменитый древнегреческий Парфенон, который и сейчас, по прошествии более двух тысячелетий, производит огромное впечатление. Величественное здание, стоящее на холме из известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно не своими размерами, а гармоническим совершенством пропорций, прекрасной соразмерностью частей. Давно замечено: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции», и будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь. Парфенон потрясает красотой простоты, сочетанием расчета и вдохновения. Это прямоугольное 46-колонное строение, покоящееся на трехступенчатой террасе. Его стройные мраморные колонны устремлены ввысь как бы в одном гармоническом усилии. Некогда белоснежный мрамор стал от времени золотисто-розовым, будто горячее южное солнце пропитало его насквозь. Каждая из колонн обдумана, и все они, хотя и кажутся одинаковыми, различны. Четыре ряда цоколя (подножия) храма не одинаковой высоты, колонны поставлены с еле заметным наклоном внутрь здания, благодаря чему наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе над храмом. Здание не вдавливается своей тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень легким и исключительно выразительным. Парфенон — образец античного, классического стиля, для которого характерно живое чувство связи архитектуры с окружающей природой и стремление возвеличить человека. Если на египетских гробницах высекали надписи «Прославляйте царя...», то на греческих храмах —«Человек есть мера всех вещей» или «Познай самого себя». Разница огромная. В одном случае возвеличивают божественную власть фараона, в другом — человека.
Утвердившийся в Европе XI—XII вв. романский стиль отвечал требованиям феодалов и церковников. Характерные черты зданий, в основном замков и церквей,— суровость и тяжеловесность. Замок феодала призван был защитить его хозяина от военной опасности. Отсюда — массивные гладкие стены с зубцами наверху, сторожевые башни цилиндрической формы на стенах и углах. Внутри, за стенами, располагался сам замок (донжон)—с узкими окнами-бойницами, служивший одновременно и жильем и крепостью. Внутри замка — покои владельца и особый рыцарский зал, где происходили всевозможные приемы, встречи. Мрачные, массивные стены замка с башнями на холмах властно господствовали над окружающей природой и убогими деревнями. В XIII—XIV столетиях в Западной Европе возник и развился готический стиль. Черты и особенности этого стиля ярко выражены в таких памятниках архитектуры, как собор Парижской богоматери, Реймсский собор во Франции, Кёльнский собор в ФРГ, многие ратуши и соборы в прибалтийских советских республиках, придающие Таллину, Риге и Вильнюсу особое очарование. В качестве конкретного примера можно назвать небольшое здание костела св. Анны в Вильнюсе. Удивительная легкость фасада, впечатление устремленности здания ввысь достигается с помощью композиции и ритма, где главную роль играют вертикальные линии. Вертикали (неглубокие прямоугольные ниши) разного размера и пропорций увенчаны своеобразными арками, которые острыми концами входят в небольшие плоские башенки. В фасаде нет ни одной спокойной плоскости, он весь пронизан легким, непрерывно изменчивым ритмом, живой мерцающей игрой света и тени. В готической архитектуре широко использовались витражи (своеобразный вид живописи по стеклу). Помещенные в оконных проемах, они наполняли внутреннее пространство здания светом, окрашенным в мягкие и густые цвета. В эпоху Возрождения, или Ренессанса (XV—XVI вв.), архитектура становится ближе к человеку и отличается жизнерадостным характером. Получает распространение здание светского типа — дворец (палаццо), органически связанное с окружающей природой, светлое и просторное, удобное для человека. Выдающийся зодчий Брунеллески создает архитектуру изящно простую, «земную», где властвует гармония пропорций и четких ритмов и совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала, свойственное романской архитектуре. Особо следует сказать о памятниках древнерусского зодчества — каменного и деревянного. Неповторима красота церкви Покрова на Нерли, ее слитность с окружающей природой. Белоснежная, стройная, она стоит над небольшим озером, отражаясь в спокойной воде. Замечательный памятник деревянной архитектуры — Кижи. Один из строителей Преображенской церкви в Кижах, зодчий из народа Нестор, по преданию, сказал о ней: «Не было, нет и не будет такой». Этоподлинное чудо народной фантазии и плотницкого искусства. В руках русских древоделов топор был поистине волшебным инструментом. Топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали конструкции без гвоздей, прочность которых удивляет нас сегодня. Великолепный памятник древнерусского зодчества — Московский Кремль, который приобрел свой окончательный вид в результате многовекового строительства. Мощные зубчатые стены, величественные башни, золотом горящие купола соборов; Красная площадь, являющаяся как бы парадным входом в Кремль, внутри которого свободно располагаются разнообразные здания,— все это образует грандиозный и поэтичный архитектурный ансамбль. Торжественный облик и праздничное великолепие Кремля издавна сделали его центром столицы единого общерусского государства, а в наши дни — столицы многонационального Советского Союза. Заметное место в истории архитектуры занимает классицизм (название возникло из стремления зодчих XVII—XVIII вв. возродить классическое искусство Древней Греции). Для зданий, построенных в этом стиле, характерны прямые, строгие линии и плоскости, колонны, опоясывающие весь фасад, богато отделанные мрамором и бронзой внутренние помещения. Образцов такой архитектуры много в Ленинграде (например, здания Адмиралтейства, Театра им. А. С. Пушкина, построенные выдающимися русскими архитекторами А. Д. Захаровым и К. И. Росси). Широко используя скульптуру» особенности рельефа местности, зодчие стремились создавать архитектурный ансамбль зданий, улиц и площадей. Ленинград — один из красивейших городов мира — восхищает строгостью, внутренним единством своей архитектуры и богатством уникальных памятников. Мы описали лишь несколько стилей и памятников архитектуры прошлого. Но и этого достаточно, чтобы убедиться в многообразии архитектурных форм и стилей, оставленных нам в наследство. Сохранить памятники прошлого для будущих поколений — важная общественная задача. В нашей стране реставрируются и тщательно оберегаются многие памятники зодчества и даже целые города (Владимир, Суздаль, Самарканд, Бухара и др.). Верховный Совет СССР принял специальный закон «Об охране и использовании памятников истории культуры». «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР»,— гласит статья 68 Конституции СССР. Архитектура, как и любое другое искусство, живет современностью, стремится к новаторству, которое неотделимо от традиций зодчества. Об этом хорошо сказал армянский поэт Геворк Эмин в стихотворении «Другу архитектору»: Я, как и ты, люблю красу былого. Но все же, друг мой, наша радость в том, Что памятники нашей жизни новой Мы на камнях былого создаем... Каковы отличительные черты советской архитектуры и какой вклад внесла она, опираясь на традиции прошлого, в строительное искусство современной эпохи? Советская архитектура Лауреат международной Ленинской премии Мира, выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер назвал советскую архитектуру «образцом гуманизма и новаторства» за ее глубокую человечность и демократизм. Это архитектура, поставившая в центр человека, его здоровье, благополучие и счастье. С первых дней социалистической революции Коммунистическая партия и Советское государство взяли твердый курс на строительство новых городов и селений, обеспечение трудящихся удобным жильем, на повышение технического и художественного качества сооружений. Архитекторы приняли активное участие в массовом строительстве зданий различных типов — жилых домов, промышленных комплексов, культурно-просветительных учреждений. Возникли сотни новых городов (Тольятти, Зеленоград, Навои и др.) и такие здания, как Дворцы культуры, Дома пионеров, клубы и санатории, которых история архитектуры вообще не знала. Социализм открыл невиданные возможности для творчества архитекторов. Ликвидация частной собственности позволила рационально и в интересах трудящихся использовать землю, планировать города на основе всестороннего учета потребностей людей. Поэтому, писал известный советский архитектор В. А. Веснин, «строить надо красиво и экономно, считаясь во всех случаях с запросами советского человека, с тем, как ему будет лучше, удобнее». Создавать удобные, прочные, экономичные и красивые здания стало девизом советских зодчих. В развитии нашей архитектуры не обошлось без недостатков и ошибок. В первые годы Советской власти некоторые архитекторы рассуждали так: поскольку революция смела старый порядок, надо полностью отмести и старую архитектуру. И создавали здание клуба в виде огромной шестерни с бетонными зубцами-выступами вокруг крыши, или жилой дом, где были только комнаты, а общая для всех кухня помещалась в другом доме. Это — псевдоноваторство. В послевоенные годы некоторые зодчие увлекались чисто внешней, «показной» стороной возводимых зданий, не заботясь о рациональной планировке помещений и удобствах. Но советские зодчие создали много замечательных архитектурных сооружений, которыми народ по праву гордится. Выдающееся произведение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. Автор проекта, зодчий, академик А. В. Шусев так определил основную идею Мавзолея: «... сооружение я мыслил как ступенчатую пирамиду, напоминающую курган, который первобытный человек насыпал над телом своего погибшего вождя». Торжествен и строг геометрически четкий облик памятника вождю революции. Облицованный огромными полированными плитами темно-красного гранита, Мавзолей стоит в центре Красной площади, между Спасской и Никольской башнями Кремля. Сочетание простоты и строгости объемного построения с однородным цветовым фоном (красным кирпичом Кремлевской стены) придает Мавзолею особую выразительность и красоту. В годы первой пятилетки был создан Днепрогэс — архитектурное воплощение и символ ленинского плана электрификации страны (ГОЭЛРО). В то время это была крупнейшая в мире гидростанция, и архитекторам — братьям Весниным — удалось передать ощущение гигантского размаха, мощи и новой красоты промышленного сооружения. Мерный и четкий ритм могучих бетонных быков водосливной плотины, которая плавной дугой протянулась от берега до берега, удачно контрастирует с прямоугольным блоком здания гидростанции, облицованного красноватым туфом. По словам А. В. Луначарского, создатели Днепрогэса сумели соединить в одном образе «мощность, легкость и идейность». Впервые в нашей стране были возведены такие уникальные здания и комплексы, как Дворцы пионеров в Москве и Киеве, пионерлагери Артек и Орленок. Это архитектурные ансамбли, каждый из которых выражает определенную идею, имеет свою «тему». Артек — символ счастливого детства и дружбы. Архитектура его органично вписана в пейзаж Южного берега Крыма. Легкие, светлые, словно продутые свежим морским ветром разноцветные спальные корпуса. Площадки и «улицы» пионерского городка, утопающие в зелени и украшенные произведениями скульптуры («Волна», «Чайки и рыбы» и др.). У подножия живописной скалы, в том месте, где речка Артек впадает в море, пионеры вымостили небольшую площадку, на которую дети 83 стран привезли камни своей родины и торжественно заложили монумент «Дружба детей мира». Архитекторы превратили эту идею в оригинальный художественный образ. Основу объемно-пространственной композиции составляет шар. Этой форме соответствуют все его элементы — Земля и Солнце, мозаичное изображение на стене и комната Мира, а также посаженные по кругу три ряда кипарисов. Много интересного сделано зодчими национальных республик. В Баку на месте прежних свалок и ветхих построек, на широкой прибрежной полосе раскинулась амфитеатром красивая набережная с парками и новыми домами, в облике которых современность сочетается с национальными традициями. Заново отстроен разрушенный в годы войны фашистами Минск — столица Советской Белоруссии. Узбекские зодчие возвели в пустыне утопающий в зелени город Навои, а в Ташкенте с помощью братских республик построен район Чиланзар на месте наиболее пострадавшего от землетрясения. Лаздинай — новый жилой район Вильнюса, где проживает около 50 тыс. человек. Основная особенность этого комплекса, удостоенного Ленинской премии (коллектив архитекторов под руководством В. Чеканаускаса),— гармония типовой индустриальной застройки и природного окружения. Зодчие на практике показали большие возможности типовой архитектуры в условиях массового жилищного строительства. В Лаздинае типовые дома то выстраиваются ровной грядой, то взлетают ввысь на уровень двенадцатого этажа, то сходят вниз, будто шагают по «ступенькам» природного ландшафта. Здесь все внимание зодчих обращено на среду, в которой должен обитать человек: дома окружены живописными островами естественной зелени; четко выделены трассы автотранспорта и пешеходные дорожки; хорошо продумана архитектура «малых форм»— газоны, цветники, игровые площадки, дорожные знаки, указатели домов, фонари вечернего освещения и т. д. Все это создает атмосферу внимания, доброжелательности к человеку и удовлетворяет его эстетические потребности. Современные дома возводят по типовым проектам, а кварталы — по типовым застройкам. Скорость строительства увеличивается, но возникает опасность обезличивания, потери индивидуальности в самих застройках. Архитекторы стремятся преодолеть эту опасность разнообразной планировкой, использованием различных облицовочных материалов, окраски зданий, применением цветной керамической плитки, пластиков, росписи, панно. Изобразительное искусство становится важным средством в борьбе с однообразием и обезличиванием архитектуры. XXVI съезд КПСС уделил архитектуре особое внимание. «... Важно,— отмечалось в Отчете ЦК КПСС,— чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов — это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной». Строительное искусство не имеет себе равных по силе, доступности, непосредственности и длительности воздействия на человека. Архитекторы и строители возводят не просто дом, квартал, город. Они заняты сотворением среды обитания людей, гармонически сочетающей в себе красоту естественной природы, красоту созданного человеческими руками материально-предметного мира и красоту самого человека. Что такое архитектурный образ? Когда строительство становится архитектурой? Чему учит архитектура прошлого? Что вам нравится и не нравится в современной архитектуре? Ваши любимые улицы, площади, здания? Каким будет город будущего? ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Произведениями изобразительного искусства человек живет не только в залах картинных галерей и музеев... как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце... С. Т. Коненков Еще не зная букв, не научившись читать и писать, дети начинают рисовать. Красками и цветными карандашами они изображают, а из пластилина лепят все то, что привлекло их внимание. Так еще в детстве в жизнь каждого человека входит изобразительное искусство. Казалось бы, в этом искусстве все просто: художник изображает то, что он видит, а мы видим то, что он изобразил. Но если бы художник только повторял реально существующий мир — искусства не было бы. Даже в детских рисунках есть не только изображение увиденного, но и то, как ребенок увидел и что открыл для себя. Смысл творчества художника не в механическом копировании действительности, а в ее образном воспроизведении, поэтическом объяснении и раскрытии. Изобразительными называются такие искусства, которые на плоскости или в пространстве создают видимый образ окружающего мира, либо предметы, украшающие быт человека. К изобразительным искусствам относятся: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное, оформительское. Все они воспроизводят на плоскости и в пространстве то, что можно зрительно воспринять. Это и объединяет их в изобразительное искусство. Наша встреча с произведениями изобразительного искусства происходит в музеях, картинных галереях, на выставках, где эти произведения экспонируются, и в повседневной жизни — на улицах города, в быту, на производстве. Изобразительное искусство, как бы останавливая мгновение, дает нам возможность почувствовать красоту природы, все цветовое и пластическое богатство действительности, проникнуть в духовный мир человека. Оно конкретизирует и олицетворяет эстетический идеал своего времени. Рассмотрим каждое из изобразительных искусств.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.056 с.) |